search
main
0

Мы берем на себя функции государства. Галина КОСТЫКО, директор Челябинского технологического колледжа сервиса Южно-Уральского государственного университета

На базе нашего учебного заведения реализуется сразу несколько программ – от СПО до ВПО. Поэтому мне приходится бывать на разных совещаниях всех уровней профобразования. Мы декларируем, что «образование через всю жизнь», но отдельно собираются СПО, НПО и высшая школа. Каждый уровень обособленно обсуждает свои проблемы, между тем уже отработаны программы интеграции.

Нам очень мешают существенные пробелы в законодательстве. Чтобы выжить, учебное заведение должно зарабатывать средства. Мы компенсируем то, что недодает нам государство, и в какой-то мере берем на себя его функции. Так вот Закон «Об образовании» разрешает нам эту предпринимательскую деятельность, если она предусмотрена уставом образовательного учреждения. В налоговом законодательстве определение «предпринимательская деятельность» отсутствует, но согласно Налоговому кодексу объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Гражданский кодекс в своей 2-й статье определяет, что «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли», но статья 50 ГК выделяет некоммерческую деятельность, не имеющую целью получение прибыли. Следовательно, если деятельность не предпринимательская, то нет ни прибыли, ни объекта налогообложения. Но согласно Бюджетному кодексу все средства (бюджетные и внебюджетные) стали называть неналоговыми доходами бюджета. К этим «бюджетным средствам» применяются правила налогообложения в полном объеме. Значит, мы должны платить государству за те средства, которые зарабатываем, чтобы компенсировать то, что недоплачивает нам государство.

В концепции модернизации заявлена одна из первоочередных мер образовательной политики – «приведение нормативно-правовой базы сферы образования в соответствие с задачами ее модернизации». Однако нормативная правовая база реформирования остается не подготовленной до сих пор. Не приняты федеральные законы для конкретного регулирования уровней образования, кроме Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», безнадежно устарело и вступает в противоречие с Законом РФ «Об образовании» Типовое положение об учреждении НПО. Нет единой системной классификации имеющейся нормативно-правовой базы образования в целом, по типам образовательных учреждений и видам их деятельности в частности, нет перечней действующих нормативных правовых актов. Мне кажется, что вообще нет необходимого и достаточного количества нормативных правовых актов, формирующих «правовое поле» регулирования жизнедеятельности образовательных учреждений различного типа. Поэтому принимающиеся нормативные акты дискретны, а имеющиеся не обеспечивают регулирование всех направлений образовательной деятельности, они часто дублируют друг друга, многие из них устарели, иные носят лишь рекомендательный характер, не разработана программа замены устаревших, разработки недостающих нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные виды деятельности образовательных учреждений различного типа.

На уровне регионов формируется нормативная правовая база в виде региональных законов в области образования, в виде программ развития регионального образования, целевых программ образования, распоряжений, постановлений, приказов по отдельным направлениям деятельности образовательных учреждений. Тут велик разнобой, который возникает из-за отсутствия осознанной региональной политики в области образования. А как ей быть, если нет федеральных законов, которые бы регулировали образовательную деятельность в регионах. На уровне муниципалитетов необходимо разрабатывать некоторые нормативно-правовые акты, но как это сделать грамотно, если органы местного самоуправления не получают должной методической помощи по вопросам нормотворческой деятельности.

Но даже если законы и документы есть, учреждения очень часто не могут использовать их во благо, потому что при большом потоке документов, часто дублирующих друг друга, нет разъяснений по поводу того, как их применять, в каких случаях. За два года мы получили 968 документов, но лишь 103 – по деловой пересылке, остальные (90%) подбирались из бюллетеней, сборников, компьютерных программ. Большая часть руководителей учебных заведений не умеют работать с нормативно-правовыми документами, их этому не учат, нет целевых программ повышения квалификации административных работников, базирующихся на конкретном содержании деятельности, по основам документационного учета и оборота, повышения организационной культуры.

Реальное состояние существующей нормативно-правовой базы образования показывает, что она должна быть подвергнута сплошной инвентаризации. Это позволит обнаружить издержки, выявить устаревшие и недостающие документы, даст возможность рассчитать необходимое и достаточное количество нормативно-правовых актов по различным типам образовательных учреждений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте