Элла Игоревна Корнишина, преподаватель хорового дирижирования и хорового класса челябинского педагогического колледжа №1, заслуженный учитель РФ, – человек уникальный. И не только потому, что работает с будущими учителями уже сорок лет. И не только потому, что в далеком 1990 году стала участницей, лауреатом самого первого Всесоюзного конкурса «Учитель года СССР». И не только потому, что очень многие преподаватели Челябинской области называют ее крестной мамой в профессии и приходят сказать спасибо, а заодно узнать что-нибудь новое на курсах повышения квалификации. Элла Игоревна – просто героиня: ни солидный педагогический стаж, ни профессия, далекая от информационных технологий, не помешали ей стать активным компьютерным пользователем и ярым пропагандистом ИКТ в образовании.
Любовь с первого взгляда
В первый раз Элла Корнишина увидела компьютер в 2000 году, когда «Учительская газета» собрала в столице лауреатов конкурса «Учитель года России» за десять лет. Это было грандиозное мероприятие с посещением московских школ, «круглыми столами», непрерывным общением друзей. А еще участники слета прошли небольшие курсы повышения квалификации в Московском центре Федерации Интернет Образования. Элла Игоревна вспоминает: «Я там плакала вечерами в подушку, потому что не могла осилить, для меня все было ново. Я ничего не понимала. Изучала компьютер «методом тыка», справилась с ним только на характере. Девчонки, мои коллеги, уходили гулять по Москве, а я садилась и до ночи сидела за компьютером, щупала, что он может. И вдруг стала понимать: здесь такие заложены возможности! Когда я вернулась, мы с мужем залезли в долги, но купили компьютер. Муж научился всему. Освоил «Сибелиус» – нотную программу, и теперь на нашем домашнем компьютере собраны целые сборники».
Сегодня Эллу Игоревну можно смело назвать IT-преподавателем. С помощью ИКТ Корнишина создала солидную базу по своему предмету. Она называет эту серию авторских пособий с мультимедийным сопровождением обучающим полем. Здесь и хрестоматия «Дирижирование не профессия, а святое призвание» – выдержки из 142 книг, самые емкие, образные выражения музыкантов. «Введение в профессию» – это десять уроков дирижирования, причем темы те же самые, которые студенты Эллы Корнишиной будут давать детям, когда придут в школу преподавать музыку. Например, «Человек – это интонация» – тема школьного учебника музыки. Будущие учителя получают не только информацию, как дать эту тему, но и получают сверхценные сведения с позиции дирижирования – как стоять, как двигаться и многое другое. Есть пособие под названием «Букварь» – о том, что такое дирижирование, как становятся дирижером, почему… Есть дирижерские шпаргалки для студентов: «Как самостоятельно готовиться к уроку дирижирования?», «Как освоить хоровую партитуру?», «Как готовить школьную песню к уроку дирижирования?», «Как писать аннотацию на школьную песню, хоровое произведение, на реферат к госэкзамену?», «Как готовиться к хоровой репетиции и проводить ее, или Маленькие секреты больших мастеров», «Как проанализировать занятие по хоровой практике?» – примерная схема, «Что читать по дирижированию» – по духовной музыке, народной песне.
Кроме того, компьютер помогает Элле Корнишиной и ее коллегам учить студентов не вслепую, а опираясь на данные мониторинга, который проводится постоянно все годы учебы в училище. Начальный этап – диагностика способностей, изучение личности, выявление уровня общей осведомленности о музыке, тестовое задание на проверку общих дирижерских данных, чувства ритма, способности к импровизации и так далее. Проведя такую всестороннюю проверку первокурсников, Элла Игоревна понимает, что надо развивать в каждом студенте. Конечно, все «досье» хранятся и обрабатываются в компьютере.
IT-философия
Моя собеседница смотрит на меня откровенно недоуменно, когда я спрашиваю: «Ну а все-таки зачем вам, учителю музыки, преподавателю педагогического училища, нужны информационные технологии?» Но мне действительно интересно: неужели нельзя обойтись живым звуком – вон пианино стоит, и живым примером – Элла Игоревна, прекрасный учитель-артист, все, что показывает, запоминается с лета. Однако Корнишина спокойно объясняет, раскладывая по полочкам свою IT-философию.
«Первое. Сегодня обучать учителя музыки по старинке нельзя. Будущий педагог должен увидеть, что ему нужен не только музыкальный инструмент, но и компьютерные технологии. Сеять «разумное, доброе, вечное» с мелом у доски уже не получается, дети сейчас другие, у них другая манера восприятия.
Второе. Мне интересно, как использовать компьютерные технологии на различных уроках – музыки, методики музыкального воспитания, дирижирования. Я готовлюсь к таким нетрадиционным занятиям и очень внимательно смотрю, целесообразно ли использовать ИКТ на уроке. Используя возможности компьютера, можно такого натворить! Вопрос: зачем? Я поняла: мне на моем уроке и информационные технологии нужны. Они экономят время. Помогают ребятам быстрее запомнить материал. Ведь подсчитано: лучше один раз увидеть, чем 106 раз услышать. (См. рис. 1.)
Третье. Базой по предмету, пособиями с мультимедийным сопровождением могут пользоваться студенты. Занятие закончится, но можно взять диск и еще раз пережить весь урок. Или усвоить пропущенную по болезни тему».
И, наконец: «Я могу взять готовые мультимедийные пособия, но они не вписываются в мой урок. Я должна создать для своего урока свои пособия, которые будут органично вписываться в занятия».
Дирижер – это немного… лошадка
Такого пропагандиста информационных технологий среди «технарей» поискать! Элла Игоревна приводит примеры, как мультимедийные презентации и другие компьютерные хитрости работают на ее занятиях. И становится понятно, что ИКТ – только помощник очень талантливого педагога. Ведь Элла Корнишина занимается совершенно новым направлением в музыкальной педагогике: жестовой импровизацией. Даже неспециалисту понятно: преподавателю важно, чтобы студенты эти жесты увидели очень четко, чисто. Значит, без иллюстраций не обойтись. Элла Игоревна использует классические живописные полотна. Но, конечно, не таскает с собой на занятия тяжелые книги по искусству или, что еще хуже, черно-белые копии картин. Вместо этого в ее классе компьютер и мультимедийный проектор. Тема: «Рука в искусстве». Элла Игоревна заранее собирает в презентации портреты, где рука выразительно движется или лежит. Женские образы Кипренского, знаменитая «Мона Лиза» – помните, как благородно покоится ее кисть? Студенты учатся держать голову, смотреть, проводить линию в воздухе – все это чрезвычайно важные для будущих учителей музыки, дирижеров школьных хоров знания. «Ведь дирижер – это еще и зрительная память, память движений. А где я эту зрительную память могу тренировать? У меня целая галерея шедевров, фотографий, подобранных под каждый урок», – объясняет педагог.
Быть дирижером непросто, но особые трудности возникают у дирижера, который преподает музыку детям. Он сидит за инструментом, играет и одновременно общается с детьми, руководит их пением. Например, надо дать знак, когда вступать. Как это сделать? Конечно, кивнуть головой! Непростая задача. Чтобы научиться дирижировать головой и одной рукой, причем свободно, безболезненно, нужны тренировки. Элла Игоревна разработала целый комплекс управления певческой деятельностью. Одно из упражнений этого комплекса называется «Лошадка» (см. рис.2). Студенты не только учатся правильно кивать головой, но и пытаются одновременно играть пьесы. Помогают им «доработанные» ноты. Между нотными знаками Элла Игоревна вкрапила изображение лошадиной головы. Там, где «лошадка», надо подать знак детям (см. рис.3).
Глядя на компьютерные пособия, разработанные Эллой Игоревной Корнишиной, удивляешься только одному: как же челябинский педагог работала до эпохи ИКТ? Здорово, что они нашли друг друга: музыкант и компьютер…
Комментарии