Форма урока: исследование. Фундаментальные понятия: звук и цвет. Актуальность темы На предыдущем уроке ученики повторяли тему «Не и ни с различными частями речи». На уроках обобщения и повторения я стараюсь использовать художественные тексты. Работа с текстом от слова к тексту (по Пахновой Т.М.), выяснение роли звука и цвета в слове и тексте делают урок живым, а тему – значимой.
Ульяна ЧЕРНЫШОВА, учитель русского языка и литературы Баскаковской средней школы Смоленской области, лауреат конкурса «Учитель года России-2009»
Цели урока
Образовательные:
– закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного текста;
– определить, как с помощью языковых средств раскрывается мысль писателя в художественном тексте;
– исследование внутренних ресурсов слова;
– показать значимость темы «Не и ни с различными частями речи»;
– совершенствовать такие коммуникативные умения и навыки, как организация и произнесение монологической речи, ведение дискуссии.
Развивающие: развивать образное мышление, речь, логику; умение сопоставлять, сравнивать, интерес к родному слову, к русской литературе; навык коллективной работы учащихся (в микрогруппах) в сочетании с самостоятельной исследовательской работой.
Воспитательные:
– показать, что нравственные ценности русского слова, русской классической литературы не имеют ни временных, ни возрастных ограничений;
– воспитание толерантности.
Оборудование к уроку: песочные часы, цветные маркеры и фломастеры, лингвистические словари, портрет И.А.Бунина, раздаточный материал, презентация к уроку.
Ход урока
Звенит звонок. Учитель берет в руки песочные часы.
Учитель: Итак, время начинать. Время… песчинка к песчинке, секунда к секунде, беззвучное, неслышное, оно отмеряет нашу жизнь. У В.В.Вересаева есть такие строки: «Пока есть жизнь, есть и музыка жизни».
Если мы с вами откроем толковый словарь, то найдем несколько определений слова «жизнь». Но какие бы словари ни листали, мы не найдем словосочетания музыка жизни. Может быть, мы с вами сами попробуем дать толкование этому словосочетанию?
Высказывания ребят.
Учитель: Вот и сегодняшний день так прекрасен, что перехватывает дух… И даже дым костров не мешает дышать легко и свободно. Дух, дым, дымка, дышать. А интересно, есть ли что-то общее у всех этих слов, кроме того что все они начинаются с буквы д? Давайте обратимся к этимологическому словарю.
Анализ слов: 1-я группа – «дух», 2-я группа – «дышать», 3-я группа – «дым», 4-я группа – «дымка».
Вывод: эти слова исторически происходят от одного корня.
Учитель: Давайте запишем словосочетания, предложения, которые могут объединять все эти слова. Высказывание начнем с местоимений нечто, что-то.
Получилось: «Нечто тающее и воздушное, как дымка, прозрачное, парящее над миром, легкое и бесплотное, как дыхание, тяжелое и мрачное, как дым, то, что нельзя поймать, удержать, спрятать».
Учитель: Наверное, так и появилось это слово, которое обозначает нечто легкое, летучее, бесплотное, прозрачное, парящее над землей. Говорят, это может быть легким, прозрачным, как дымка, как дыхание влюбленных, как дыхание ребенка. И тяжелым и мрачным, как черный дым, как тяжелое дыхание больного человека.
В ходе обсуждений ученики приходят к выводу, что это слово – душа.
Учитель: А как вы понимаете лексическое значение слова душа?
Ответы ребят.
Учитель: Давайте проверим по различным словарям, что значит слово душа и как оно произошло.
1-я группа. Этимологический словарь.
2-я группа. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.
3-я группа. Морфемный разбор слова душа. Каков древний корень этого слова?
4-я группа. Запишите в транскрипции слово душа.
Задание всему классу. Попробуйте закрасить слово душа, написанное на предложенных вам листах простым карандашом, любым цветом, каким вам хочется. Объясните, какой цвет и почему вы выбрали. А какой музыкой вы бы наполнили это слово?
Учитель. Тема нашего урока «Анализ художественного текста: путь от слова к тексту».
Имя урока: «Музыка жизни звучит?!.». Предложение, как вы видите, заканчивается сразу тремя знаками. В конце урока вы сами должны выбрать, какой знак – точку, восклицательный или вопросительный знак – вы поставите.
Сегодня наше время мы посвятим Ивану Алексеевичу Бунину.
Учитель читает рассказ И.А.Бунина «Дедушка». Перед каждым ребенком текст с пропущенными орфограммами.
Анализ текста: Какова, на ваш взгляд, тема текста? Какова его основная мысль? К какому жанру можно отнести этот текст? Как бы вы озаглавили этот рассказ?
Обсуждение.
Учитель: А вот И.А.Бунин назвал свой рассказ… «Дедушка». Какова, на ваш взгляд, роль суффикса в слове дедушка. А в слове невестушка? Итак, слова дедушка, невестушка образованы с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ушк-. А что вы скажете об этих словах? (На слайде слова врушка, побирушка.)
Учитель: Суффикс один и тот же, но как изменилось его значение! А теперь выделите любым цветом слова, отражающие семейные ценности, семейное тепло. Обоснуйте свой выбор. Какой музыкой, на ваш взгляд, наполнены эти слова?
Вывод: За ласковыми словами скрывается глубокое безразличие друг к другу, неумение и нежелание сочувствовать, сострадать.
Работа с орфограммами. Ни один художественный текст не может быть гармоничным, если в нем пропущены или неправильно обозначены орфограммы или пунктограммы. Обратите внимание на слова с пропущенными орфограммами. Какое правило объединяет все эти слова?
Гармонизация текста: работа с орфограммами в группах – что быстрее.
Учитель: Обозначьте эти слова любым цветом. Обоснуйте свой выбор.
Ребята выполняют задания в группах.
Учитель: Вы замечательно справились с заданием, а ведь правописание не и ни в различных частях речи – одно из трудных правил русской орфографии.
А знаете, ребята, каждое слово имеет свой ключ, свой код, то, что спрятано внутри, так же как и человеческая душа.
Наверное, не случайно Бунин в таком коротком рассказе столько раз использовал слова с не и ни. Смотрите, что получится, если все остальные слова исчезнут. (На экране текст словно растворяется и остаются только слова с отрицательными частицами и приставками.) Какой музыкой, на ваш взгляд, будет наполнен такой текст? Какую роль играют отрицательные частицы и приставки в тексте? Ни свет ни заря; и пока не закурит; не затянется; ничего не понимает; необыкновенно ненужен; ждет не дождется; не осталось; небось, кабы было; не стал бы беречь!; невестушка, ничего не надо; жаден невероятно; никак не менее века; не знает зачем.
Учитель: А что вы скажете об этих словах и словосочетаниях: я не один, никогда не предаст?
Работа с проблемными заданиями.
Задание 1. Так ли оно просто, это простое предложение? Проведите наблюдение.
Сед, густоволос, лохмат, весь день курит.
Односоставное или двусоставное? Полное или неполное? Определите главные и второстепенные члены предложения. Почему Бунин не использовал в этом предложении подлежащее? Как изменится текст, если добавить подлежащее дедушка, внешне (с точки зрения синтаксиса) и внутренне?
Задание 2. Объясните, какова роль многоточий в диалоге? Какие чувства старика передает Бунин с помощью многоточий? Что скрывается за этими знаками?
Задание 3. Расскажите о роли местоимений сам (а сам) в тексте. Сколько раз используется это местоимение в тексте и почему? Почему в тексте нет местоимения мы?
Задание 4. Обратите внимание на предложение «Чужая душа потемки». Почему слова взяты в кавычки? Почему именно так заканчивается рассказ?
Работа в группах. В течение 1-2 минут подготовьте одного человека, который озвучит мнение всей группы, исходя из роли, предложенной группе. Постарайтесь, чтобы состоялся диалог.
1-я группа. Я старик, я сижу в своем углу и думаю. О чем? Я хочу сказать этим молодым, которым некогда остановиться, послушать меня…
2-я группа. Мы – чада, домочадцы. Вон, в углу, сидит этот старик. Что мы думаем о нем?
3-я группа. Композиторы. Нам нужно написать жизнеутверждающую оперу по мотивам этого рассказа. Какой музыкой будет наполнен этот рассказ и нужно ли изменить сюжет так, чтобы опера стала жизнеутверждающей?
4-я группа. Художники. Нам нужно написать картину по мотивам рассказа Бунина. Какие краски (тона, оттенки тонов) мы будем использовать? И какие тона использует Бунин?
Обмен опытом групп.
Учитель: Мы с вами попытались вчитаться, вдуматься в бунинский рассказ. Но я скрыла от вас концовку. Вот как заканчивает рассказ Бунин: «Чужая душа потемки». Нет, своя собственная еще темней». Что-то изменилось в ваших взглядах на рассказ в таком виде?
Учитель: А теперь разложите на столах все слова, тексты, раскрашенные вами. Каждый из вас по-своему раскрасил слово душа, каждый выбрал свой цвет и для «раскраски» слов в рассказе. Получилось многоцветье.
В рассказе Бунина почти нет «цветных» эпитетов, только намек на черный – потемки, темней. Как вы думаете, почему, ведь все произведения Бунина пронизаны цветом?
Учитель: С точки зрения физики черный цвет самый «чистый», он отражает все цвета. Не случайно можно часами вглядываться в «Черный квадрат» Малевича, размышляя о вечном и о вечности. Вот и мы с вами задумались об оттенках человеческой души. А белый цвет – это смешение всех цветов, что у нас и произошло. Белый цвет – это красные, белые, черные, зеленые, синие краски – все краски на белом свете. Белый свет – это радость, печаль, встречи и расставания, это то, что и хотел показать нам И.А.Бунин.
Рефлексия. В начале урока мы обратились к словам Вересаева. Но у этой фразы, как и у рассказа Бунина, есть концовка: «Пока есть жизнь, есть и музыка жизни. И она прекрасна и в гармонии, и в диссонансах». Достигли ли мы цели урока? Какой знак вы поставите в предложении «Музыка жизни звучит»?
Комментарии