Для успешного музыкального развития учащихся надо позаботиться о том, чтобы запас сведений, который приобретается ими на уроках, был позднее востребован и творчески использован на внеурочных занятиях. Важность музыкальных занятий, которые проводятся помимо обязательных школьных уроков, трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывать новые стороны данного вида искусства.
Учет
индивидуальных особенностей, способностей детей – необходимое условие ведения урока по развитию универсальных учебных действий в условиях компетентностно-ориентированного образования. Частая смена деятельности способствует формированию устойчивого внимания, познавательного интереса, активности. Ведущие виды деятельности: познание и осмысление. Использование таких методов обучения, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, заставляет детей быть не только слушателями, но и активными участниками на уроке.
Музыкальный ринг – одна из нетрадиционных форм организации активной познавательной деятельности школьников во внеурочное время. Мероприятие направлено на формирование универсальных учебных действий. Кроме того, используются методы специальной музыкальной педагогики:
Эмпатия. Эмпатия – способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, пониманию их состояний. На данном занятии происходит тесное, в основном групповое взаимодействие детей друг с другом. Группы образуют дети, пользующиеся успехом в общении со сверстниками, и менее популярные дети. Такая организация деятельности учит школьников согласовывать свои действия, договариваться, что, безусловно, способствует установлению доброжелательных отношений в группе.
Эвритмия. Эвритмия – особый вид художественного движения, который способствует общему телесному и душевному развитию ребёнка. Эвритмия – это и социально-ориентированное искусство. При работе в коллективе концентрация на собственном движении постоянно связана с необходимостью чувствовать движение других; всей группы как единого организма.
Игровая музыкальная деятельность. В основу реализации этого метода положены индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его творческие способности и возможности. Отмечая и поощряя его каждую удачную находку, каждое новое творческое решение задачи, мы воспитываем в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.
Музыкотерапия. В ходе занятия используется активная музыкотерапия – учащиеся самостоятельно участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания). В музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль.
Музыкально-ритмическая импровизации. Импровизация (от латинского слова improvise – без подготовки, неожиданно) в различных словарях чаще всего характеризуется как сочинение нового или значительная интерпретация музыкального произведения на любую заданную тему без предварительной подготовки, что называется «на лету». Музыкально-ритмическая импровизация продолжает линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Данный метод используется в конкурсе «Фестиваль одной песни», где учащиеся исполняют одну и ту же песню, но каждая команда должна исполнить её в своей манере.
В данном сценарии внеклассного мероприятия ребята вновь встречаются с тем, что им уже известно, – со средствами музыкальной выразительности, с повторением выученных на уроках песен. Но здесь привлечены игровые формы деятельности. Это задания, в которых требуется не только угадать прозвучавшую мелодию, но и песню по описанию; исполнить знакомую песню в непривычном стиле или в сопровождении инсценировки и т.д.
Игра развивает познавательные интересы и кругозор учащихся в различных образовательных областях, учит решать различные познавательные задачи.
Словом, школьники погружаются в музыкальный мир, где они сначала выступают в привычных для себя ролях – как певцы и слушатели. Но вместе с тем они нарабатывают базу для самостоятельного творчества – возможность не только исполнять и слушать музыку, но и преобразовывать её исполнение и даже сочинять её. Как и во время уроков музыки, учащиеся приобщаются к идеалам красоты и гармонии, а также практикуются в применении приобретённых навыков сочинительства.
Обязательное условие – возникновение чувства радости от узнавания знакомых мелодий. Множество игровых приемов присутствует на каждом этапе занятия.
Весёлые тренинги и упражнения, связанные с пением, танцами, музыкальными викторинами и загадками, как привило, оставляют положительное впечатление у школьников, в игровой форме воспитывая у них стремление заниматься разными видами музыкальной деятельности.
Тип учебного занятия: классный час.
Форма проведения: музыкальный ринг.
Методы работы педагога:
– объяснительно-иллюстративный,
– частично-поисковый,
– наглядный.
Доминирующие методы: частично-поисковый (беседа с учащимися об эмоционально-образном содержании фрагмента музыкального произведения и способах его использования в ходе практической части исследования), объяснительно-иллюстративный (на протяжении всего занятия активно используется речь, как учителя, так и учащихся).
Оборудование: баян, магнитофон, диски с музыкальным сопровождением, музыкальные инструменты, стихи о музыке, карточки с заданиями, рисунки учащихся, реквизиты для конкурса «Фестиваль одной песни»: русские народные инструменты, банданы, нагрудники, военные головные уборы.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день всем, кто присутствует сегодня в этом уютном зале! А собрались мы с вами по особому случаю. Сегодня мы проводим конкурсную программу «Музыкальный ринг».
Везде, где трудится или отдыхает человек, звучит музыка. Наверное, каждый из вас задавал себе вопрос: «Что такое музыка?». Что же это такое, как вы считаете?
Ответы детей.
Учитель: Древние философы утверждали, что музыка – это величайшая сила. Она может заставить человека любить и ненавидеть, убивать и прощать. Она помогает поднять настроение, поддерживает в трудную минуту. Музыка обладает какой-то особой силой воздействия на человека. Люди знали об этом и не сомневались, что в звуках музыки скрыто волшебство и таинство, благодаря которому музыка управляет их действиями и чувствами.
И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть
И по-дружески с улыбкой
Вдруг в глаза нам заглянуть.
Может песней-полусказкой
Нас шутя развеселить.
И рассыпаться вдруг пляской
В хороводе закружить.
Стихотворение рассказывает ученик.
Учитель: Музыка – это всегда что-то новое, неповторимое, таинственное, вызывающее восхищение. Она передаётся от сердца к сердцу.
Сегодня собрались вы здесь
Нам показать свои познанья.
Музыка сейчас для вас
Устраивает состязания.
Звучат фанфары.
Оценивать творческие и интеллектуальные способности участников предстоит членам строгого, но справедливого жюри.
Представление жюри.
А теперь давайте познакомимся с участниками «Музыкального ринга».
Итак, первый конкурс – «Представление команд».
Максимальная оценка – 5 баллов.
Команды по очереди показывают свою визитную карточку: выход, название и девиз команды, приветствие жюри, соперникам.
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, мы приглашаем вас
К разминке поскорее.
Второй конкурс – «Музыкальная разминка».
Вам будут предложены крылатые выражения, связанные с музыкой. Нужно объяснить их значение.
– Играть первую скрипку.
– Медведь на ухо наступил.
– Поёт, как соловей.
– Лебединая песня.
На обдумывание ответов – 2 минуты. Жюри учитывает правильность и оригинальность ответа. Максимальная оценка – 3 балла.
Конкурс третий: «Озвучка».
Участникам раздаются игрушки-пищалки в качестве звуковых сигналов.
Сейчас вашему вниманию будет предложено несколько фрагментов детских песен. Вам нужно будет отгадать, какой мультипликационный герой участвует в песенной озвучке и назвать его. Первая угадавшая команда должна подать звуковой сигнал, и только потом дать свой ответ.
Музыкальный материал для озвучки:
1. Песня Бременских музыкантов: «Ничего на свете лучше нету».
2. Частушки Бабок – Ёжек из м/ф «Летучий корабль».
3. Песенка Львёнка и Черепахи «Я на солнышке лежу».
4. Песенка кота Леопольда «Я весь день сижу».
5. Песня охранников «Ох, рано встает охрана» из м/ф «Бременские музыканты».
6. Песенка крокодила Гены и Чебурашки «Пусть бугут…».
7. Песенка Вини – Пуха «Если я чешу в затылке».
8. Песенка Мамонтёнка «По синему морю».
9. Песенка мамы дяди Фёдора «Кабы не было зимы» из м/ф «Зима в Простоквашино».
10. Колыбельная медведицы из м/ф «Умка».
11. Песенка Волка и Зайца «Расскажи, Снегурочка, где была?» из м/ф «Ну, погоди!».
Знают все на свете дети –
Много музыки на свете!
Из семи обычных нот
Композитор создаёт:
Пьесы, оперы, сонаты,
Ариозо иль кантаты,
Симфонические сказки,
Менуэты или пляски.
Но один любимый жанр
Всем с пелёнок дорог нам.
Жизнь чудесней, интересней,
Если рядом с нами – песня!
Четвёртый конкурс – «Фестиваль одной песни».
На этом фестивале каждой команде нужно исполнить одну и ту же песню – «В лесу родилась ёлочка». Но сделать это каждая команда должна в своей манере:
1. Как хор Российской армии.
2. Как младшая группа детского сада.
3. Как русский народный хор.
4. Как популярная группа (в стиле реп).
Капитаны команды вытягивают карточку с заданием, обсуждение 1-2 минуты, выступление. Максимальная оценка — 5 баллов.
Пятый конкурс – «Музыкальная путаница».
Каждая команда вытягивает карточку с перепутанными словами из песен. Вы должны будете правильно поставить слова и угадать что это за песня, а затем спеть фрагмент этой песни.
– Порог за только мчатся на урок галопом все («Перемена»)
– Не думал пропал пропадать он что все решили а («Классный кот»)
Шестой конкурс – «Перепевки».
Сейчас я вам скажу слова, и команды должны по очереди вспомнить песни, где присутствуют эти слова и исполнить куплет этой песни. Команда, которая назовёт последнюю песню, выигрывает.
Седьмой конкурс – «Инсценирование песни».
Наши команды приготовили домашнее задание: «Инсценирование песни». В этом конкурсе учитывается оригинальность и качество выступления.
Учитель: Спасибо командам за выступление! А пока жюри подводит итоги, мы подготовили для вас музыкальный номер.
С песней в жизни веселей.
С ней забота – не забота.
С песней спорится работа,
Отдых ярче, веселей.
Лейся песня, лейся звонко,
Помогай дружить.
Всем ребятам очень дружно
В мирном мире жить.
Исполняется песня «Не отнимайте солнце у детей».
Команды приглашаются на сцену. Звучит торжественная музыка.
Учитель: Попросим жюри подвести итоги и объявить команду победительницу.
Проводится награждение команд. За первое место вручается «Золотая нотка». За второе место вручается «Серебряная нотка».
Учитель: Дорогие зрители, болельщики! Давайте ещё раз поблагодарим участников конкурсной программы за прекрасные выступления дружными аплодисментами.
Спасибо, музыка, за то
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь.
Себя не прячешь ни за что.
Что ты единственное чудо.
Что ты душа, а не причуда.
Что для кого-то ты ничто.
Чего и умным не подделать,
За то спасибо, что никто
Не знает, что с тобой поделать.
Стихотворение читает ученик.
Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.
Как не хотелось время торопить,
Но наступил час расставанья.
Я не хочу «Прощайте» говорить,
Я говорю вам: «До свиданья!»
Юлия Черепанова, учитель музыки средней школы с углубленным изучением предметов №1 города Советска Кировской области
Фото с сайта http://www.fotodeti.ru/
Комментарии