В 2007 году на базе СКОШИ №2 был открыт филиал МГДМШ №2 имени И.О.Дунаевского. Это событие стало новой важной вехой в деле эстетического воспитания и образования детей с нарушением зрения.
В то время в спецшколах III-IV видов работа по эстетическому воспитанию и развитию проводилась во второй половине дня в рамках кружковой работы (в настоящее время эта работа имеет статус «дополнительного образования»). Подобные «клубы по интересам» не имели своей целью получение детьми с нарушением зрения допрофессионального образования, которое могло бы стать необходимой основой для дальнейшего поступления в учреждения среднего специального профессионального образования и получения специальности, связанной с различными видами искусства.
«Социальный заказ», связанный с предоставлением детям с нарушением зрения равных стартовых возможностей в деле получения допрофессионального музыкального образования формировался в обществе много лет.
С 1990 года столичный Департамент образования более 20 лет проводил ежегодные фестивали детского творчества «Надежда», в котором принимали участие дети с ОВЗ. За эти годы под руководством педагогов и музыкальных руководителей, которых с уверенностью можно назвать подвижниками, выросло не одно поколение музыкально одаренных детей. Для многих воспитанников эта творческая деятельность стала стимулом к дальнейшему профессиональному развитию.
Заключительный концерт фестиваля детского творчества «Надежда» всегда проходил на одной из лучших концертных площадок города в концертном зале «Россия».
За это время педагоги специальных школ Москвы, реализующие коррекционные образовательные программы, накопили большой опыт работы в области эстетического воспитания детей, имеющих сложную и сочетанную структуру дефекта.
Однако, лишь немногие из талантливых детей смогли получить допрофессиональное музыкальное образование, поскольку от самой этой идеи до ее воплощения в жизнь пролегла «дистанция огромного размера».
Известно, что большинство детей с ОВЗ, обучавшихся в то время в специальных школах-интернатах, находились в школах в режиме пятидневной недели с круглосуточным пребыванием.
Обеспечение выхода детей для индивидуальных занятий в учреждение дополнительного образования представляло собой огромную организационную проблему не только для администрации школы, но и для родителей детей с ОВЗ.
Напомним, что толерантное отношение к людям с ОВЗ, к «особенным» детям и их проблемам формировалось в обществе постепенно.
Кроме того, педагоги – музыканты не имели ни теоретических знаний, ни практических навыков коррекционной работы с детьми с ОВЗ, в нашем случае с детьми с нарушением зрения.
По какому учебному плану и за какой срок ребенок с ОВЗ должен освоить программу ДМШ?
Какие формы, методы и приемы должны применять педагоги для успешного обучения ребенка с нарушением зрения?
На эти и множество других вопросов предстояло ответить специалистам Департамента образования и Департамента культуры в 2007 году в связи с планируемым открытием филиала МГДМШ имени И.О.Дунаевского на базе школы-интерната №2 для детей с нарушением зрения. Начался своеобразный эксперимент.
Первоначально было принято решение о работе по такой программе:
1-й и 2-й год отводился на обучение в отделении эстетического развития по оригинальному учебному плану этого отделения. В это отделение принимались дети, обучающиеся в 1-м и 2-м классах школы-интерната;
затем дети, обучающиеся в 3 классе школы-интерната, зачислялись для продолжения обучения по программе музыкальной школы – пятилетки («ускоренный курс»).
За время работы филиала с 2007 года на базе школы-интерната опробованы несколько учебных программ, среди них были:
– четырехлетняя с двумя подготовительными классами,
– пятилетняя с одним подготовительным классом,
– восьмилетняя – предпрофессиональная.
В настоящее время реализуется общеразвивающая семилетняя программа образования на хоровом отделе.
Выбор музыкального инструмента для индивидуального обучения происходит по желанию родителей. Музыкальная школа предлагает обучающимся на выбор индивидуальные занятия на фортепиано или на гитаре. В качестве предмета по выбору предлагаются индивидуальные вокальные занятия по классу «Сольное пение».
В соответствие с учебной программой проводятся занятия по теоретическим предметам (сольфеджио, слушанию музыки в 1-3-м классе, музыкальной литературе в 4-7-м классе) и хору.
Индивидуальные занятия по инструменту проводятся 2 раза в неделю по 22 – 23 минуты при суммарной продолжительности урока 45 минут в неделю.
Теоретические занятия (сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература) – проводятся один раз в неделю, продолжительность урока 45 минут.
Хоровые занятия – 2 раза в неделю по 45 минут, сольное пение 1 раз в неделю по 45 минут.
Количество обучающихся в филиале МГДМШ им. И.О.Дунаевского на базе СКОШИ №2 в 2022-2023 учебном году составляет 44 человека. За время работы с 2008 года выпущено 34 человека. Закончили обучение с отличием 7 человек. Выбрали дальнейшее профессиональное образование:
– Артем Ключевский – академический вокал в РГСАИ,
– Егор Дмитриев – артист эстрады в РГСАИ,
– Андрей Ильин – школа-студия Останкино по специальности звукорежиссер,
– Мария Семыкина поступила на дальнейшее обучение в МГДМШ им. Дунаевского на отделение «Ударные инструменты».
В филиале устранено главная организационная проблема обучения: дети не покидают стены образовательного учреждения – педагоги музыкальной школы занимаются с детьми непосредственно в школе-интернате. Администрация СКОШИ №2 составляет индивидуальное расписание музыкальных занятий для каждого обучающегося, а затем с целью предупреждения их учебной перегрузки – сводное расписание индивидуальной занятости каждого ребенка.
Составление расписания занятий в музыкальной школе проходит с учетом занятий детей по общей «сетке расписания» занятий второй половины дня. При составлении расписания учитывается обязательное посещение всех коррекционных занятий, указанных в ИПРА.
Практическая работа в режиме филиала МГДМШ им. И.О.Дунаевского на базе СКОШИ №2 показала, что решение вопроса о работе педагогов музыкальной школы на базе школы-интерната – это только начало сложного организационного и коррекционно- педагогического процесса.
Организация работы филиала
Для занятий филиала в школе оборудованы специальные кабинеты. В первой половине дня в 406 кабинете проводятся уроки музыки и МХК («Искусство»). Во второй половине дня в этом кабинете проводятся занятия по теоретическим дисциплинам и хору.
Класс оборудован нотной доской, интерактивной панелью (доской) Ирбис. Интерактивная доска очень помогает в проведении уроков по слушанию музыки и музыкальной литературе.
Поскольку в работе используются стандартные нотные сборники, изданные плоскопечатным шрифтом, класс оборудован стационарными лупами, которыми пользуются ученики со сложными дефектами зрения.
В этом учебном году Музыкальная школа обеспечила наших учеников масштабированными нотными тетрадями.
Второй кабинет, предназначенный для занятий пианистов и вокалистов, оборудован роялем и цифровым пианино.
Концертные выступления проводятся в актовой зале.
Зал оборудован современной аудио аппаратурой и прекрасным роялем Kawai.
Обучающиеся Филиала активно участвуют в ежегодном Московском Открытом инклюзивном фестивале «Рождественские звезды», который проводит МГДМШ им. И.О. Дунаевского.
Планомерная и целенаправленная работа с учеником, имеющим нарушение зрения, за счет компенсаторных возможностей его организма педагог может добиться хорошего уровня музыкальной подготовки. Каждый педагог «подбирает ключик», открывающий «шкатулку со способностями» своего ученика, строго индивидуально.
Возможно, на это потребуется больше времени и душевных сил, чем при обучении условно здорового ребенка. Но результат того стоит!
Коррекционная составляющая
Опираясь на опыт практической работы можно утверждать, что дети с нарушением зрения могут обучаться музыкальным дисциплинам так же, как и нормально видящие. Интеллект детей, обучающихся в СКОШИ №2, сохранен. Однако в силу понятых причин их физический статус может быть ослаблен, мышечный аппарат может быть недостаточно развит, координация движений бывает нарушена.; к тому же эти дети могут иметь ряд выраженных психологических особенностей.
По сравнению с нормально видящими детьми, физическое утомление у слабовидящих наступает быстрее, что часто приводит к ошибкам при восприятии учебного материала и его последующего воспроизведения.
Музыкальное образование детей с нарушения зрения, базируется на тех же общепринятых в музыкальной педагогике методах, формах, способах и приемах обучения, что и у нормально видящих детей.
Музыкальные способности слабовидящих детей (музыкальный слух, память, чувство ритма), их мотивация к обучению в музыкальной школе на момент приёма в ДМШ могут быть не ярко выражены и даже немного отставать от нормы (вспомним распространенный миф о якобы имеющихся от природы у слепых и слабовидящих выдающихся музыкальных способностях!). Только педагогическое мастерство, терпение, профессионализм в работе помогают в решении возникающих проблем с обучением!
В связи с тем, что нарушение зрения приводит к снижению темпа работоспособности детей, изучение программного материала не может укладываться в общие сроки, определенные для нормально видящих детей. Этот фактор существенно влияет как на структурное построение занятий, так и на выбор методов и приемов обучения, на их оптимальное сочетание на уроке.
При выборе методов обучения каждый педагог учитывает многие факторы и условия обучения детей с нарушением зрения. Для определения их оптимального сочетания каждый музыкальный педагог должен учитывать:
– соответствие методов общим дидактическим и тифлопедагогическим принципам обучения детей с нарушением зрения;
– соответствие общим целям воспитания, развития и коррекционной направленности всего образовательного процесса;
– соответствие особенностям изучения конкретного предмета;
– связь коррекционных и обще дидактических приемов при оптимальном их сочетании;
– психофизические нарушения в развитии, уровень подготовки, возможности, способности и возрастные особенности детей;
– материальные возможности образовательного учреждения, наличие средств коррекции и компенсации дефекта, особого оборудования, специальных эргономических условий обучения;
– время, отведенное на изучение данного предмета или программной темы;
– уровень теоретической и практической подготовленности учителя, его опыт работы с детьми с нарушением зрения, личностные качества педагога;
– коррекционной направленности всего образовательного процесса.
Для успешной работы педагог музыкальной школы должен владеть знаниями о специфике и реализации различных методов, применяемых в обучении слабовидящих, освоить основы тифлопедагогики, особенно в части специальных способов и приемов обучения детей с нарушением зрения.
Методы и приемы
Остановимся на применении некоторых тифло приемов.
Для организации охраны нарушенного анализатора, рационального использования сохранных функций, предупреждения зрительного утомления применяем прием комментирования. При фронтальной групповой работе при списывании музыкального диктанта с доски, рассказывая какую ноту на какой линейке пишем, объясняя правила записи ритма, правила выставления тактовой черты. При использовании этого приема ведение учениками нотной тетради, тетради для записей по предмету или дневника не только вполне возможно, но и весьма желательно.
В тифлопедагогике термин «наглядность» звучит довольно условно, да и, по мнению ученых, процесс восприятия предметов и явлений связан не только со зрением, но и с чувствительностью других модальностей.
Эта сенсорная депривация детей отрицательно влияет на формирование у них образных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Средства наглядности позволяют повысить эффективность восприятия и репродуктивной деятельности детей с нарушением зрения, скоррегировать у них вторичные отклонения в развитии.
Применение наглядности в обучении детей с нарушением зрения не только создает конкретно-образную базу, но и обеспечивает возможности и служит средством формирования перцептивных действий учащихся.
Использование в работе на уроке нотного текста, чтение и игру по нотам можно рассматривать и как использование на уроке наглядного материала, и как применение педагогом практического метода работы.
Сами по себе нотные сборники, несомненно, представляют собой наглядный материал. Но пение и игру по нотам следует рассматривать как применение практического метода, на котором основано обучение музыке.
Для успешного и правильного усвоения навыка чтения нотного текста и игры по нотам педагог заранее должен выбрать удобный для ребенка масштаб его изображения, а при необходимости увеличить или уменьшить его. Размер нотной страницы должен быть не более чем А4. В некоторых случаях приходится увеличивать изображение нотного текста, одновременно уменьшая или увеличивая размер страницы.
При необходимости на занятиях дети используют индивидуальные ТСК – лупы.
Наглядный метод
Вопрос о применении наглядных методов обучения при работе с детьми, имеющими нарушения зрения, особенно актуален у педагогов музыкальной школы в практической работе со слабовидящими детьми.
В тифлопедагогике термин «наглядность» звучит довольно условно, да и, по мнению ученых, процесс восприятия предметов и явлений связан не только со зрением, но и с чувствительностью других модальностей.
Сенсорная депривация детей отрицательно влияет на формирование у них образных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Средства наглядности позволяют повысить эффективность восприятия и репродуктивной деятельности детей с нарушением зрения, скоррегировать у них вторичные отклонения в развитии.
Применение наглядности в обучении детей с нарушением зрения не только создает конкретно-образную базу, но и обеспечивает возможности и служит средством формирования перцептивных действий учащихся.
Демонстрационный кинематографический прием
Этот прием позволяет вести фронтальную работу с группой детей с применением современной технических средств. Это особенно важно на уроках по слушанию музыки и музыкальной литературе.
Для работы в режиме использования этого приема теоретический кабинет СКОШИ №2 оснащен интерактивной доской. Использование данного приёма позволяет чередовать периоды восприятия на близком и дальнем расстоянии от глаз, что важно для профилактики зрительного утомления и предупреждения прогрессирования глазных заболеваний.
Динамика действия на экране требует от детей особого внимания, умения удержать в памяти детали сюжет, быстро анализировать часто меняющуюся зрительную информацию, на основе которой строится понимание сюжета.
Однако при снижении временной разрешающей способности зрительной системы у детей с нарушением зрения видеоматериал может восприниматься ими недостаточно полно и точно, а порой и искаженно. Поэтому для наиболее точного и верного восприятия детьми видеоматериала необходимо применить словесный метод комментирования.
Наглядный показ видеоматериала должен занимать финальную часть урока и по времени быть не более 10-15 минут, что составляет допустимую норму непрерывной зрительной нагрузки.
В последующей после просмотра беседе педагог должен обсудить с детьми сюжет и при пересказе просмотренного ими фрагмента проверить качество восприятия видеоматериала. При необходимости можно вновь продемонстрировать отдельный фрагмент в режиме «стоп-кадра».
Елена МАТЦ, методист специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната №2, заслуженный учитель РФ
Комментарии