search
main
0

Музыка нас связала

«Дети» и «музыка» – эти слова так естественно произносятся вместе! Музыка – это единственный вид искусства, который ребенок воспринимает, даже еще не родившись. В пренатальный период своего развития он слышит ее и воспринимает эмоциональные реакции на музыку своей матери. В младенчестве он прислушивается к музыкальным звукам и по-разному реагирует на характер музыки – сосредоточением, радостными возгласами, успокоением.

В​оздействие музыки на ребенка не заменимо никакими другими педагогическими средствами. Содержание музыки – это прежде всего чувства человека. Воспринимается музыка тоже эмоционально. Поэтому занятия музыкой развивают эмоциональную сферу ребенка, что имеет огромное значение для его личностного становления. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку – важнейшей музыкальной способности, влияет на эмоциональную отзывчивость человека и в жизни, как личностного качества. Музыку ребенок воспринимает в общении со взрослым, который передает ему свое отношение к ней, увлекает, заражает своими эмоциями, вниманием, подчеркивая своей мимикой, интонациями голоса значимость этих впечатлений. Взрослый пытается сделать восприятие музыки более осмысленным для ребенка. Для этого он побуждает его к действиям – движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах, подпеванию, что помогает почувствовать смену ее характера, подчеркнуть появление акцентов, пауз, услышать кульминацию. Такие действия развивают мышление ребенка. Кроме того, для развития осознанности музыкального восприятия важно характеризовать словами смену настроений, выраженных в музыке. Для этого необходимо развивать образную речь детей, обогащать ее метафорами, сравнениями, эпитетами, словами, характеризующими настроения и их смену. Ребенок должен овладеть «словарем эмоций», научиться не только понимать, но и применять такие слова-качества, как «радостная», «нежная», «спокойная», «торжественная», «взволнованная», «сердитая», «грустная», «тревожная», «настороженная» музыка, для того чтобы характеризовать ее содержание. Именно эти слова почти отсутствуют в лексике детей, так как их применение для ребенка ограничено. Но «словарь эмоций» не только углубляет восприятие музыки, он расширяет представления ребенка о чувствах человека, существующих в реальной жизни и выраженных в музыке. Это не только способствует развитию образной речи, мышления, но и формированию нравственных представлений о добре и зле, так как каждое музыкальное произведение имеет свою «чувственную программу», проследив за которой появляется понимание смысла произведения.С помощью взрослого ребенок привыкает к внимательному вслушиванию в музыкальную речь, различает контрастные части произведения, наиболее яркие средства музыкальной выразительности (интонации, темп, регистр, тембр), пытается дать оценку своим впечатлениям, что также способствует его интеллектуальному развитию.Слушая музыку, взрослый развивает воображение ребенка, побуждает к самостоятельным творческим действиям, что также имеет огромное значение для интеллектуального и творческого его становления. Комбинируя знакомые навыки, умения, ребенок стремится по-своему выразить свои впечатления от музыки в пении, движениях, что воспитывает веру в свои силы, способности и необходимо для творческого развития ребенка. Неоценимо и воздействие музыки на развитие у ребенка чувства красоты.Чтобы развить эстетические чувства, важно накапливать опыт восприятия ценностных по художественному уровню произведений музыкальной классики разных эпох, подобно освоению речи. Ведь в музыке и речи много общих черт (протяженность во времени, выразительность интонаций, наличие пауз, акцентов, динамики). В музыковедении есть термины: «музыкальная речь» и «музыкальный язык». Музыкальный язык композиторов стиля «барокко» сильно отличается от романтической музыки или современной классики, подобно разным языкам (русскому, французскому). Родной язык ребенок осваивает, находясь в речевой среде. Аналогично он усваивает и язык композиторов, живших в разные времена в разных странах, слушая их произведения, эмоционально отзываясь на чувства, выраженные в них. Детям доступны произведения музыкальной классики, которые выражают понятные им чувства и непродолжительны по времени (используются небольшие произведения или фрагменты). Детям раннего возраста, эмоциональный опыт которых невелик, но включает в себя отзывчивость на нежные чувства, спокойствие, радость, необходимо предлагать слушать произведения светлой гаммы чувств. Позже палитра чувств, выраженных в музыке, расширяется. Взрослый увлекает ребенка слушанием таких произведений, показывает значимость их для него самого (внимание, выражение глаз, мимика, тихие выразительные пояснения по ходу звучания, ориентирующие ребенка в потоке звуков). Педагог побуждает детей к привлекательной для них деятельности – прежде всего к движениям под музыку, и ребенок просит повторить полюбившееся произведение (причем он делает это бесконечное количество раз), что свидетельствует о том, что это произведение стало «его музыкой», оно «присваивается» ребенком. Дети постепенно запоминают имена композиторов, чьи произведения запомнились, называют любимые. Это говорит о том, что у ребенка формируются основы музыкальной культуры, Это личностное качество естественно и просто развивается только в дошкольном детстве. Позже, когда у детей уже сложились свои музыкальные предпочтения, включающие в себя только развлекательную музыку, которую они слышат в семье, а сейчас, что греха таить,  и в некоторых дошкольных учреждениях, привить им любовь и интерес к настоящему, вечному искусству, находящемуся вне моды, гораздо труднее. Причем эта сокровищница музыкальной культуры, которая досталась нам в наследство от всех предыдущих поколений, созданная гениями – великими композиторами разных стран, жившими в разное время, будет существовать независимо от вкусов и привычек людей, считающих эти произведения для себя неинтересными и переносящих свое отношение на своих детей. Очень жаль только, что для многих детей вход в этот мир красоты будет закрыт, быть может, на всю жизнь, что, несомненно, обеднит их развитие, лишит радости общения с прекрасным.К сожалению, у многих родителей сложилось мнение, что детей не обязательно учить музыке. По-видимому, в их собственной жизни не встретился педагог, который показал бы им красоту музыки, раскрыл ее возможности утешать и радовать человека, научил размышлять о ней.Дошкольное музыкальное образование в нашей стране имеет давние традиции. Существуют разные программы музыкального развития детей, в которых ставятся примерно одни и те же задачи – развитие музыкальных способностей, формирование определенных навыков и умений в различных видах музыкальной деятельности (по возрастным группам), эмоциональной отзывчивости и любви к музыке. Однако в качестве основного репертуара (по сути – содержания образования) во многих программах детям предлагают малохудожественные образцы детской музыки, созданной советскими композиторами с дидактическими целями, на этих произведениях у детей формируют любовь к музыке. Однако многие современные педагогические концепции основаны на формировании личности средствами искусств. Есть программы, основанные на ценностных образцах музыкального искусства, что дает огромный развивающий детей результат. Экспериментальная работа в детских садах, работающих по программе музыкального развития детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры», свидетельствует о том, что дети, воспитанные на музыкальной классике (и фольклоре) – ценностных образцах музыкальной культуры, опережают своих сверстников по многим показателям своего личностного становления и развития. В программе подобраны коллекции музыкальных произведений композиторов-классиков (не только детская музыка, но и доступные по эмоциональному содержанию детям произведения разных эпох) по темам «Настроения, чувства в музыке». «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты». Эти темы повторяются во всех возрастных группах на новом материале, возвращаясь к знакомым, полюбившимся детям произведениям, что позволяет детям накапливать ценностные впечатления. Для осуществления такой работы необходим эрудированный, любящий музыку, детей педагог, обладающий высоким уровнем музыкальной и общей культуры. Он должен уметь увлечь музыкальной классикой не только детей, но и их родителей. Это достигается, когда родители на праздничных утренниках в детском саду видят, как выразительно их дети танцуют под классическую музыку, играют роли персонажей в сказках, озвученных такой музыкой.Подготовка компетентных, квалифицированных кадров музыкантов – педагогов для детских садов осуществляется в среднем и высшем звеньях образования. В среднем звене специального образования – в музыкально-педагогических колледжах, готовящих специалистов как для детских садов, так и общеобразовательной школы. Например, в Москве – это педагогический колледж №7 «Маросейка», где работает сложившийся профессиональный коллектив педагогов. За время учебы в колледже студенты изучают как общепедагогические, так и специальные дисциплины, методику работы с детьми, проходят практику в детском саду и школе. По окончании колледжа они, как и студенты других педагогических колледжей, продолжают образование на музыкальных факультетах педагогических вузов, на музыкальном отделении факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, где ведется углубленная подготовка музыкальных руководителей дошкольных учреждений по двум смежным квалификациям («методист-организатор дошкольного образования» и «учитель музыки»). Эта подготовка осуществляется на базе среднего специального профессионального образования, на вечернем отделении факультета со сроком обучения 3 года 6 месяцев. Многие наши студенты – выпускники колледжа и успешно оканчивают вуз с профессиональной ориентацией на работу с детьми раннего и младшего возраста. Профессия педагога-музыканта, работающего с дошкольниками, творческая. Дети очень любят эти занятия. Педагог должен хорошо играть на фортепиано, танцевать, петь, ориентироваться в инновационных подходах в области современного музыкального образования детей дошкольного возраста, знать психолого-физиологические особенности развития ребенка. На факультете углубленно изучаются дошкольная педагогика и психология, методика развития речи детей, физического воспитания, изобразительное искусство с методикой преподавания детям, методика музыкального воспитания дошкольников, музыкально-театрализованная деятельность детей, хореография, ритмика, фортепиано, вокал, а также организация дошкольного образования, менеджмент и другие дисциплины, необходимые для формирования профессиональных компетенций будущего специалиста.Таким образом, осуществляется преемственность в формировании музыкальной культуры на разных ступенях образования: детский сад – школа – среднее профессиональное образование – вуз. Наши общие с колледжами выпускники владеют современными методиками, инновационными технологиями формирования музыкальной и общей культуры дошкольников и успешно работают в детских садах, центрах развития детей, используя в работе ценностные образцы музыкальной культуры, которые для детей – эталон красоты.О. РАДЫНОВА, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста МПГУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте