search
main
0

Мужской разговор. И в жизни, и в спорте бывший морской пехотинец выше всего ставит интересы команды

Профессиональное училище №26 новгородского поселка Панковка обучает выпускников 9-х и 11-х классов профессиям лесника, тракториста, водителя категорий В,С. Учатся здесь одни мальчишки, у многих из них сложные судьбы. А потому педагог, который может понять, выслушать, дать совет и по-отцовски отнестись к их проблемам, в жизни этих пацанов – большая удача. Правда, преподаватель физкультуры Владимир МАЛИКОВ, каждый учебный год принимая новые группы, ставит перед собой еще более трудные цели…

Поступая в 1982 году в Ленинградский техникум физкультуры, Володя Маликов не думал, что станет преподавателем. Он был подающим надежды легкоатлетом, выступал за общество «Трудовые резервы», в составе сборной Ленинграда участвовал во Всесоюзной спартакиаде 1983 года по военно-прикладному многоборью.

А потом он попал в армию. Правильнее будет сказать – потом он попал на войну. Морской пехотинец Маликов полгода своей армейской службы провел в Анголе: «В 1985 кубинцы воевали в Анголе официально, а нас там как будто бы и не было». Каждую ночь в течение полугода молодые советские парни слушали, как стреляют в городе на близком берегу. Охраняли какие-то грузы на советских кораблях. «Кто знает, что было в тех грузах: может, зерно, а может, оружие», – это все, что Маликов рассказал о своей войне.

Все своими руками

Так случилось, что после армии Владимир Маликов приехал в Новгород. И так вышло, что он устроился работать преподавателем физкультуры в училище пригородного поселка Панковка. А вот то, что уже 20 лет с того времени он остается преподавателем физкультуры в Панковском ПУ №26, – это уже не так вышло, это его личное решение и твердая жизненная позиция.

А началось все с того, что спортзал в училище оказался маленьким, нужно было его перестраивать. Ну а известно, если в доме «завелся» мужчина «с руками», для этих рук всегда в нем найдется дело. Дела и находятся для Маликова каждый год – то он строит второй, тренажерный, зал, то самостоятельно варит решетки на окнах спортзала, то с помощью специальных инструментов штопает старые мячи и маты. На устроенные Маликовым возле училища поля – волейбольное и футбольное – ходит играть молодежь со всей Панковки.

Ребята, приходящие к Владимиру Маликову на первый урок физкультуры, как правило, имеют слабую физическую подготовку. Особенно те, кто учился в сельских школах, где зачастую сквозь пальцы смотрят на прогулы уроков физкультуры, нет спортзалов, спортивных снарядов. Кое-кто из пацанов вовсе к учебе относится легко, не только к урокам физкультуры – их знают уже и в комнатах милиции. Как общается с ними бывший морской пехотинец Маликов? Силой здесь действовать нельзя – замкнется подросток или станет делать все учителю назло. Владимир Викторович ведет беседу, наверное, не как учитель. Не как ментор, рассказывающий, что такое хорошо, а что, наоборот, не очень. Это серьезный мужской разговор. Происходят такие разговоры во время урока или на перемене, при всех или индивидуально. Самое трудное – когда приходит на занятие верзила ростом выше педагога и начинает небрежно отговариваться, действуя своим поведением на всю группу: «Не хочу подтягиваться. И бегать не буду!» Маликов начинает терпеливо объяснять. Бывший воин-интернационалист не говорит о нормах и успеваемости. Он говорит о жизни.

О том, как этому упрямцу нужно будет идти в армию. О том, что сейчас стоит перед группой в кедах, а там, в армии, он побежит километры по дождю в сапогах, с автоматом и вещмешком. Что если не сейчас готовиться к этому, то когда же?

Характеры 450 учащихся Маликов «держит в голове»: помнит, кого следует пристрожить, а с кем можно по душам пообщаться. Разговоры разговорами, а без личного примера не удалось бы преподавателю победить эти упрямые характеры… Сам Владимир Викторович ежевечерне тренируется в спортзале, стабильно «держит» за собой первое место по стрельбе, волейболу, дартсу в районных соревнованиях.

Ребята вырастают. Пишут Маликову письма из армии. Благодарят за то, что служить им легче, чем остальным. И приходят после армии в родной спортзал на тренировки. Мальчишки из панковского 26-го училища воевали в Чечне и Афганистане. Владимир Маликов хранит первые письма из Чечни одного своего выпускника. Последующих писем не было. Преподаватель физкультуры Маликов не говорил этому парню на уроках высоких слов о мужестве, о способности отдать жизнь за Родину. Но если твой учитель – настоящий мужчина, многое понимается и впитывается словно само собой…

Девочки, вперед!

Порой творческие открытия возникают благодаря банальным житейским проблемам. После перестройки, когда в училище стал стареть спортинвентарь, обнаружилось, что заменять его нечем. «Такая ситуация сейчас во всех училищах страны, – объясняет Владимир Маликов. – Школам деньги на спортинвентарь выделяют, а мы забыты». Группы Маликова семь лет занимают призовые места на областных смотрах-конкурсах уровня физического воспитания среди учреждений начального профессионального образования и получают за это денежные призы. В 2003 году группа Маликова заняла III место на 9-м Всероссийском смотре-конкурсе с аналогичным названием. Полученные за победу деньги в училище тратятся с раздумьями. Хороший футбольный мяч стоит полторы тысячи рублей. И мат стоит две тысячи. Однако с помощью мяча можно занять большее количество учащихся…

Из-за проблем со спортинвентарем футбол, волейбол и другие командные игры с мячами заняли приоритетное место на занятиях физкультурой в училище. И тут Маликов обнаружил такую психологическую особенность: желание выделиться, самому забить гол преобладает у мальчишек, в результате страдают общие интересы команды.

«Я стал придумывать такие правила игры, что один человек не мог выиграть – для победы нужны были слаженные действия всех», – рассказывает Владимир Викторович. Работу по созданию дружеских, командных отношений в спортивной игре он ведет уже много лет. Новаторский опыт Маликова нашел живой отклик у учителей, присутствовавших на его уроке на районном этапе конкурса «Учитель года-2002», где Владимир Викторович занял II место. Достался ему тогда незнакомый школьный класс, состоящий из мальчишек и девчонок. Думая, что девочки «промажут» в баскетбольное кольцо, пацаны не отдавали им мячи. Маликов назначил свои условия игры: девочки за попадание в кольцо получают двойные очки. После этого мальчишки стали охотнее отдавать мячи одноклассницам и обнаружили, что бросают те на удивление ловко! В 2006 году урок «командной игры» Владимир Маликов провел на зональном этапе 7-го Всероссийского конкурса «Мастер педагогического труда по учебным и внеурочным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы». И занял на конкурсе II место среди педагогов Северо-Запада.

Вообще Маликов не из тех преподавателей, кто, единожды достигнув отличных результатов, годами работает по отлаженной системе. Говоря спортивными терминами, он постоянно ставит личную планку все выше и выше. Закончил заочно педагогический институт имени Герцена в Санкт-Петербурге. Сидит за подаренным ему директором училища компьютером, составляя базу данных личных результатов учащихся.

…Ежегодно бывшему морскому пехотинцу предлагают перейти на высокооплачиваемую работу в санкт-петербургские фирмы. Но в доме, где растут пацаны, должен быть мужчина…

пос. Панковка, Новгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте