search
main
0

Мужское воспитание. Разрушить стереотип под силу только смелым

Нет, наверное, человека, который бы не помнил свою школу и первого учителя. Для многих он становится примером для подражания. К своему первому учителю старшеклассники прибегают за помощью и одобрением, а став взрослыми, приходят за житейским советом. В нашей стране, так уж повелось, профессия учителя начальных классов считается женской. Сильный пол редко выбирает эту специальность (то ли оттого, что боится маленьких детей, но чаще по другой причине: из-за невысокой заработной платы). Существующие стереотипы разбивают лишь самые смелые. Так, в Пензе есть только один мужчина, которого не смутило ни первое, ни второе. Для Андрея Ткаченко, учителя 44-й пензенской гимназии, работа с младшими школьниками всегда в радость. И сегодня, когда так много говорят о недостаточном мужском воспитании в российских школах, его пример исключительный.

С Андреем Анатольевичем я познакомился ровно год назад на городском этапе конкурса «Учитель года-2007». Тогда этот молодой педагог (а ему всего 30 лет) действительно поразил многих своими яркими уроками и запоминающимися выступлениями на сцене. Он стал самым популярным учителем конкурса, по мнению детского жюри, которое отдало ему свой специальный приз. А профессиональная комиссия присудила Ткаченко второе место и тем самым предоставила право участвовать уже в областном конкурсе, где он тоже оказался среди лидеров, вновь получив «серебро».

Недавно я встретился с Андреем Анатольевичем в стенах уже ставшей для него родной гимназии. Здесь он преподает пятый год. За это время Ткаченко успел выпустить один класс, и сейчас его подопечные – неугомонные первоклашки.

– Меня часто спрашивают, как я выбрал такую специальность, – говорит Андрей Ткаченко. – А я отвечаю, что долго и не раздумывал. Ведь моя мама, Галина Александровна, много лет проработала учителем начальных классов в средней школе села Нагорье Ярославской области, где я родился и вырос. Еще будучи подростком, помогал ей заниматься с малышами. Так что ладить с ними для меня дело привычное.

Получив образование в Пензенском государственном педагогическом университете, Андрей Анатольевич уехал сначала к себе на родину. И три года проработал в сельской малокомплектной школе. До сих пор он с особым трепетом вспоминает свой самый первый урок. Тогда ему дали большой по меркам села класс: 9 человек. Молодой специалист много часов готовился к этому занятию – по нескольку раз переписывал конспекты, придумывал, как лучше заинтересовать детей.

– Надо было видеть их глаза, когда я вошел в класс, – говорит учитель. – В них и любопытство, и испуг. Еще бы: вместо ожидаемой миловидной женщины – незнакомый мужчина с бородой, который им не просто что-то рассказывает, но и сам постоянно вопросы задает. Постепенно мы привыкли друг к другу. А я убедился, что именно дети, только начинающие свой путь по дороге знаний, мне наиболее интересны. Они вызывают у меня восторг и радость. И я готов посвятить этой профессии жизнь.

Андрей Анатольевич признается, что ни разу с тех пор не пожалел о своем выборе. Очень много ценных профессиональных советов дала ему когда-то мама. И сейчас они часто помогают в работе. А его кредо: «Надо быть всегда самим собой и пытаться, чтобы и дети оставались такими же». Нельзя воспитывать школьников, «подгоняя» их под общий шаблон. Каждый ребенок – Вселенная, и все уникальны в своем роде. Задача учителя – развивать присущие именно им способности.

А сделать это совсем не просто, тем более когда в классе, как сейчас, 23 человека, больше половины из которых – озорные мальчишки. И первое время нет важнее задачи, чем организовать первоклашек, помочь им понять все правила пребывания в школе, настроить их на учебный лад. Как раз с последним у Андрея Анатольевича все в порядке. Ведь его уроки – это всегда небольшое представление, яркое и эмоциональное. И для детей сорок минут пролетают быстро. Они ловят каждые слово, жест и движение своего учителя.

В прошлом учебном году Андрей Анатольевич провел небольшой эксперимент. Два его ученика-четвероклассника захотели сами провести хотя бы один урок. Учитель помог юным педагогам подготовиться к нему и стал наблюдать, как все пройдет. И насколько же было велико его удивление, когда в поведении этих двух ребятишек он неожиданно узнал… самого себя. Они полностью повторяли его мимику, жесты и даже манеру говорить.

– Тогда я по-настоящему понял, как воспринимают меня ребята, – говорит Ткаченко. – Главное, что они видят во мне вдумчивого, общительного и доброго человека. А я должен быть таким, поскольку как их первый учитель несу огромную ответственность за судьбу каждого. Понимаю, что, добившись доверия, становлюсь для них примером во всем.

Особенно сильно его влияние на тех детей, которые воспитываются в неполных семьях. А таких, к сожалению, немало. Ребята тянутся к Андрею Анатольевичу, во всем ему подражая. И его задачей становится не просто объяснить новый материал, а, самое главное, заложить в детях те нравственные основы, которые потом помогут в формировании гармоничной личности будущего взрослого человека.

Достичь этой цели Андрею Анатольевичу позволяет совместная исследовательская работа. Его мальчишки с удовольствием изучают военную тематику, а девчонки придумывают проекты, связанные с мультипликацией или какими-то фантастическими сюжетами. Главное, как считает педагог, – зародить в ребятах любовь к познанию мира, и тогда они, повзрослев, с легкостью будут стремиться реализовать свои мечты и станут людьми увлеченными.

– А о чем вы сами мечтаете? – спрашиваю я у Андрея Анатольевича.

– В детстве я когда-то мечтал участвовать в археологических экспедициях. Сейчас эта страсть переросла в увлечение историей древнего мира. Я собираю книги, фильмы, диски, посвященные той эпохе. А сегодня у меня много личных и профессиональных планов. Есть среди них и такой: я верю, что все мои ученики со временем станут умными и интересными людьми. И еще надеюсь, что никто из них никогда не пожалеет, что именно я был их первым учителем.

Фото Валерия БАРХАТОВА

Пенза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте