Большая школьная история Писцовой улицы
Крошечная по московским меркам 840‑метровая Писцовая улица уже 85 лет связана с образованием. В 1935 году по проекту архитектора Тимофея Игнатьевича Макарычева была построена образцовая железнодорожная школа №1 Северной железной дороги. В 1937 году, напротив железнодорожной, открывается школа №211 (по проекту архитектора Владимира Алексеевича Ершова), а уже после войны – на углу с Вятской улицей школа №671.
Улица маленькая, но сколько же выдающихся людей, сколько исторических событий помнит она! Первый музей был создан в 1948 году учителем истории школы №211 Ольгой Васильевной Пулькиной. Вскоре появилась первая мемориальная доска, учащиеся активно занимались поиском, поэтому на доске высекали новые и новые имена. В 1974 году открылся музей 2‑го истребительного авиакорпуса и эскадрильи «Монгольский арат». Открыли музей генералы и полковники, многие из них были Героями Советского Союза.
Только на здании бывшей школы №211 (сейчас это корпус начальной школы №1164) две мемориальные доски, посвященные ученикам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны и подвигу ополченцев 3‑й МКСД (Третьей московской коммунистической стрелковой дивизии). В 1958 году в школе проводил прямые радиоэфиры Борис Полевой – единственный аккредитованный журналист газеты «Правда» на Нюрнбергском процессе. А в феврале 1939 года, когда железнодорожная школа праздновала свое 20‑летие, на Писцовой побывал один из величайших педагогов XX века Антон Семенович Макаренко. Оказалось, что он тоже окончил железнодорожную школу.
В нашей школе с 2014 года работает музейное объединение, названное «Большая школьная история Писцовой улицы». Задача, поставленная самой жизнью (объединение школ), заставила создать разноплановый музейный комплекс, где в рамках краеведческого направления сохраняют свои фонды и всегда интересны посетителям музей истории района и музей игрушки, музей истории школы (с двумя его фондами – «Мир учителя» и «Мир ученика»). Но у нашего района есть и своя военная история. Отсюда направления «Огненный выпуск», «Музей 2‑го истребительного авиакорпуса и эскадрильи «Монгольский арат». В данный момент на балансе музея несколько тысяч единиц хранения. И это если не считать цифровые ресурсы.
Продолжаем старые – создаем новые… музеи
До недавнего времени у нас не было как музея Северной железной дороги, так и ее ветки – Савеловской железной дороги, а ведь такая тема экспозиции напрашивалась давно. Какова была логика наших рассуждений?
1. Школа с момента основания в 1918 году и до 1964 года официально называлась не просто железнодорожной, но еще и образцовой. Многие ученики вслед за своими родителями становились работниками Северной дороги. Возможно, некоторые семьи наших учеников в пятом поколении сохраняют эту традицию.
2. В современном образовании важна специализация, а это значит, школа должна выявить, какие способности есть у каждого ученика, и ознакомить его с самыми разными профессиями. Этот тезис и натолкнул руководителей школы на мысль о необходимости создать новое направление профориентации, заинтересовать ребят важными и нужными профессиями – к таковым, безусловно, относится профессия железнодорожника.
3. При изучении фондов была обнаружена брошюра «Барабанчик» (1931 года издания) с пионерскими песнями композитора Красева, посвященная одному из первых пионерских отрядов страны, созданному в ремонтной мастерской станции Лосино-Островская (Северной железной дороги). Эта брошюра бережно хранилась в школьном музее с момента ее издания, значит, имеет отношение к истории всей школы.
4. Хотя Савеловский вокзал расположен от школы в 15 минутах ходьбы, наши ученики слабо представляют, как работает вокзал, для чего предназначены те или иные сооружения. И уж совершенно невозможно представить, какие события происходили здесь в Первую мировую, Гражданскую, Великую Отечественную войну. А ведь добавление этой информации в копилку знаний по истории малой родины будет способствовать более глубокому и качественному изучению истории, воспитанию патриотизма.
5. И еще одна интересная историческая зацепка. Северная железная дорога была построена выдающимся русским промышленником Саввой Ивановичем Мамонтовым. Известно, что рядом с вокзалом, в районе нынешней 5‑й улицы Ямского поля и улицы Правды, находилась дача Мамонтова с керамической мастерской. Здесь великий художник М.А.Врубель создавал свои майолики, в том числе и для «Метрополя», а на Истоминской (ныне улица 8 Марта – Старый Петровско-Разумовский проезд) поправлял свое здоровье в частной клинике Усольцева (для которой создал эскиз ограды и «Сказочных ворот»).
Мамонтов был создателем Оперного театра, в котором пели и солисты Большого. Подобного рода факты – замечательный подарок для любого краеведческого музея, а для школьного особенно. Все эти направления в полном соответствии с ФГОС станут проектами, а значит, самостоятельными исследованиями учащихся.
Пошаговая стратегия для желающих создать музей
1. Идея создания музея Савеловской железной дороги.
4 июня 2020 года в ходе Zoom-конференции директор школы №1164 Михаил Станиславович Клочихин предложил мне как директору музейного объединения создать музей Савеловского вокзала.
2. Формулирование цели и задач.
Цель:
Профориентация. Вовлечение учащихся в изучение специфики работы железной дороги с целью заинтересовать их интересной, актуальной и в наши дни специальностью.
3. Определение направлений работы нового музея.
4. Сбор первоначальной информации – изучение интернет-ресурсов (Савеловскому вокзалу и железной дороге посвящены новейшие исследования, были обнаружены интересные, богато иллюстрированные материалы).
Поиск и копирование фотоматериалов из интернет-ресурсов, книг и журналов.
5. Определение необходимых покупок для экспозиции музея:
1) книги, посвященные создателям и строительству дороги (куплены у букинистов);
2) современная сувенирная продукция, связанная с вокзалом и железной дорогой, – значки, подстаканники, блокноты;
3) открытки, конверты, марки;
4) документы, материалы, билеты разного времени.
6. Создание примерного эскиза будущей экспозиции, заказ стендов и витрин, оформление приобретенных материалов в единую экспозицию. Схема создания музейной экспозиции и шаги по реализации задуманного заняли около месяца.
7. Среди материалов, которые были обнаружены на различных антикварных сайтах, – билет в вагон 2‑го класса, выписанный в декабре 1916 года и действительный до марта 1917 года, по маршруту Вологда – Санкт-Петербург и обратно, выданный учителю 2‑го железнодорожного училища, билеты более позднего времени и даже проездной 1950‑х годов. Были приобретены и оформлены для экспозиции открытки с видами всех московских вокзалов, выпущенные разными издательскими домами до 1917 года.
Но главной находкой, которая определяет наш музей как единственный в своем роде, являются документы Северной железной дороги, случайно обнаруженные строителями в замурованном помещении при ремонте одной из станций. Отданные почти бесплатно нашему школьному музею, документы 1919-1920‑х гг. помогут изучить историю железнодорожного транспорта и узнать о жизни железнодорожников в непростых условиях разрухи и Гражданской войны: как оформлялись грузы, какую зарплату зарабатывали машинист и кочегар, а какую – проводник; на какие станции везли раненых, и их имена, наряды на грузоперевозки и даже инструкция, как управлять сложным железнодорожным хозяйством, написанная в докладной записке главного инженера дороги новым, послереволюционным начальникам.
8. Планирование будущего.
Большинство собранных материалов переводятся в цифровой формат, и часть экспонатов появится на страничке музея, на официальном сайте школы. Огромную роль в изучении истории Северной железной дороги сыграют школьные проекты – в ближайшее время начнется их разработка.
Елена ГЕРАСКИНА, директор музейного объединения школы №1164
Комментарии