Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Музей, открытый для всех. Раздвигая границы возможного

УГ - Москва, №05 от 30 января 2018. Читать номер
Автор:

​История этого проекта началась несколько лет назад, когда сотрудники образовательного отдела Третьяковской галереи на Крымском Валу предложили подразделению «Круг» Центра детского творчества «Строгино» принять участие в разработке психолого-педагогического сопровождения социокультурных и арт-терапевтических программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рождение новой программыВ данном сотрудничестве, конечно, можно было бы остановиться на такой форме взаимодействия, как консультирование по вопросам конкретных особенностей развития той или иной категории посетителей с ОВЗ, но работа над созданием экспозиции потребовала изменения представлений о задачах психолога в подобном музее.Человек является творцом культуры – это и стало отправной точкой для нового подхода. Основная цель программы «Музей, открытый для всех» – формирование субъектной позиции у ребенка, то есть способности к творческому действию в культурном пространстве. Независимо от того, какая проводится деятельность – праздники, арт-перформансы, экскурсии, выставки, – в ней обязательно учитывается собственная активность детей с ОВЗ.Все мероприятия программы имеют инклюзивный характер. Они комплексные, причем части этого комплекса обладают большой вариативностью, включают элементы поддерживающей коммуникации и иные формы поддержки детей с ОВЗ, предполагается также активность всей семьи.Программа развивается сразу в нескольких направлениях и включает в себя организацию праздников, арт-перформансов и театрализованных экскурсий, выставок самобытного творчества людей с ограниченными возможностями. При ее разработке учитывались современные тенденции в развитии музейного дела как в России, так и за рубежом.Необычный праздникБольшое значение в программе придавалось организации праздников. Современные массовые праздники зачастую имеют характер развлекательного шоу, предназначенного для культурного потребления; они навязывают искусственные ситуации, не учитывая человека «играющего», творящего. В таком действе, как и во всей нашей популярной культуре, человек выступает в качестве потребителя. Нами же ставилась задача создания творческого инклюзивного пространства, открытого для всех посетителей, предполагающего активность каждого участника, включая детей с ОВЗ.Для этого в рамках программы «Музей, открытый для всех» был разработан вариативный модуль праздника. Он включает тематический концерт, мини-экскурсии, а также организацию «зон активности», предоставляющих возможность для участников отразить свои впечатления в процессе собственного творчества – рисования, лепки или конструирования в музейной студии.За эти годы мы провели много праздников, приуроченных к дню культурного и исторического наследия, началу учебного года, Международному дню инвалидов, открытию выставок в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу.Так, к празднику, посвященному открытию выставки работ А.А.Дейнеки, был подготовлен концерт и организованы тематические мини-экскурсии. Мы назвали их так, потому что было сокращено время проведения, количество рассматриваемых экспонатов, небольшим было и число экскурсантов – 3-5 семей. В подготовке участвовали как психологи, так и искусствоведы. Предметом обсуждения становились такие вопросы, как способы активизации восприятия с применением динамического стиля проведения экскурсии, определение тематики, оптимальный выбор экспонатов.Благодаря своему камерному характеру такие экскурсии делали возможным индивидуальный подход к каждому ребенку. Темы были предложены специалистами «Круга»: «Движение и спорт», «Небо и воздухоплавание», «Детство». Родители и дети могли записаться на любую экскурсию по выбору, которая включала просмотр, обсуждение конкретного произведения искусства в диалоговой манере, игровые задания. В экскурсии принимали участие и здоровые дети, и дети с ОВЗ, такая форма ее проведения была понятна и интересна всем ее участникам.Параллельно были открыты «зоны творческой активности», где педагоги, художники, конструкторы совместно с детьми и их родителями мастерили летательные аппараты. И тогда мир, представленный на картинах А.А.Дейнеки, постепенно возникал в реальном пространстве музея.Непременный атрибут праздника – общение за чашкой чая. Оно проходит в домашней атмосфере. Музей становится домом, где уютно и интересно, где тебя ждут, куда хочется приходить снова и снова.Диалоги с ожившей скульптуройСовсем новым и необычным мероприятием для музея стали театрализованные экскурсии – арт-перформансы, подготовленные для детей с интеллектуальными нарушениями. Для них сотрудники музея создали специальные скульптурные экспозиции из шести произведений известных скульпторов В.И.Мухиной и А.Т.Матвеева, объединенных в тематическую экспозицию «Пластика человеческого тела». По нашему опыту, именно скульптура – в силу своей «телесной» убедительности – является самым доступным для понимания людей с интеллектуальной недостаточностью видом искусства.Экскурсии проходят в форме мини-спектаклей. Скульптуры становятся эпицентром театрального действия и включаются в динамическую композицию. Создаются условия для того, чтобы содержание представления было пережито всеми не абстрактно, а эмоционально и очень лично.Театрализованный рассказ о каждом скульптурном экспонате – это особая жизненная история, включающая в себя многообразные отношения: скульптурного персонажа и экскурсовода, скульптурного персонажа и перформера, а это, в свою очередь, налаживает контакт между зрителем и произведением искусства. Знакомство со скульптурой подобно знакомству с человеком, поэтому мы предлагали установить коммуникативные отношения только с 6 скульптурными персонажами за одну экскурсию. Именно столько человек после прошедшей встречи мы можем удержать в своей памяти так, чтобы каждый из них был запечатлен в ней, сохранив свой конкретный и индивидуальный облик.Для детей с ОВЗ была организована особая «поддерживающая коммуникация». В ходе нее дети с интеллектуальной недостаточностью или с нарушениями зрения получали дополнительные возможности «поглощения» художественно-эстетической информации. Для этого были разработаны специальные приемы и методы театрализованных экскурсий, направленных на привлечение внимания к экспонатам, развитие способности переживания художественного образа, его телесно-эмоционального моделирования в процессе восприятия. Экскурсоводам Третьяковской галереи ассистировали специально подготовленные гиды-демонстраторы из числа участников интегрированной театральной студии «Круг».Кто эти ассистенты? Ребята в возрасте 16-25 лет, часть из них – школьники или студенты, имеющие опыт творческого взаимодействия с детьми с ОВЗ в качестве партнеров по театральной деятельности, другая часть – молодые люди, имеющие инвалидность, которые также выступали в качестве равноправных участников проекта.Спектакль-перформанс позволяет настроиться на восприятие в пространстве музея, подчеркивает особый культурный смысл каждой конкретной скульптуры: моторные проекции, заложенные в скульптуре, претворялись, развиваясь в динамические импульсы гидов-демонстраторов (импровизаторов). Скульптура при этом «оживала» и становилась доступной для восприятия детей с проблемами интеллектуального развития.Такие экскурсии привлекли внимание и были интересны всем посетителям музея. Показательно, что создание и реализация специальных программ для людей с ОВЗ стимулировала развитие инновационных форм работы в музее. Таким образом, получалось, что идея инклюзии, то есть включения людей с ОВЗ, раскрывает новые возможности коммуникации в музейном пространстве для всех посетителей, делая его более доступным для них, обогащая его интерактивным содержанием.Путешествие от Архаики до АвангардаОдним из важных направлений развития творческой активности людей с ОВЗ является организация выставок работ людей с ОВЗ в ГТГ на Крымском Валу.Одной из таких выставок явился проект «Путешествие туда и обратно – от Архаики до Авангарда», который представил работы, созданные воспитанниками «Круга» в рамках инклюзивных творческих мастерских – керамической, столярной, ткацкой, швейной, художественного войлока, арт-мастерской и фотомастерской «Протография».Произведения, представленные на выставке, демонстрировали органичное сосуществование в художественном сознании авторов современных и архаичных представлений. Люди с различными нарушениями интеллектуального и психического здоровья в начале XXI века естественным образом, не копируя артефакты, воспроизводят архаичные модели творчества. Они с большим трудом, шаг за шагом продвигаются вглубь, к постижению смысла, который заключает в себе непонятный и таинственный мир вокруг и внутри человека. Их работы непреднамеренно и ненавязчиво возвращают зрителя к истокам культуры, обновляя наше представление об искусстве и творческом процессе.Критериями отбора художественных произведений на эти выставки являются самобытность, оригинальность, специфичность взгляда на окружающий мир авторов работ, которые позволяют говорить об их уникальном вкладе в развитие современной культуры. Эти выставки представляют людей с ОВЗ в качестве творческих личностей, имеющих свой особый взгляд на окружающий мир и особый путь в культуру. Людям с ОВЗ они позволяют получать отклик на свою деятельность, что способствует нахождению ими своего места в культуре и укоренению в ней.Кроме того, решались задачи изменения отношения общества к людям с ОВЗ. Поскольку все наши мероприятия имеют культурное значение для жителей города и воспринимаются ими с большим интересом, они способствуют формированию положительного образа человека с инвалидностью.Наталья ПОПОВА,руководитель структурного подразделения «Круг» Центра детского творчества «Строгино»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту