search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Музей, открытый для всех. Раздвигая границы возможного

​История этого проекта началась несколько лет назад, когда сотрудники образовательного отдела Третьяковской галереи на Крымском Валу предложили подразделению «Круг» Центра детского творчества «Строгино» принять участие в разработке психолого-педагогического сопровождения социокультурных и арт-терапевтических программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рождение новой программыВ данном сотрудничестве, конечно, можно было бы остановиться на такой форме взаимодействия, как консультирование по вопросам конкретных особенностей развития той или иной категории посетителей с ОВЗ, но работа над созданием экспозиции потребовала изменения представлений о задачах психолога в подобном музее.Человек является творцом культуры – это и стало отправной точкой для нового подхода. Основная цель программы «Музей, открытый для всех» – формирование субъектной позиции у ребенка, то есть способности к творческому действию в культурном пространстве. Независимо от того, какая проводится деятельность – праздники, арт-перформансы, экскурсии, выставки, – в ней обязательно учитывается собственная активность детей с ОВЗ.Все мероприятия программы имеют инклюзивный характер. Они комплексные, причем части этого комплекса обладают большой вариативностью, включают элементы поддерживающей коммуникации и иные формы поддержки детей с ОВЗ, предполагается также активность всей семьи.Программа развивается сразу в нескольких направлениях и включает в себя организацию праздников, арт-перформансов и театрализованных экскурсий, выставок самобытного творчества людей с ограниченными возможностями. При ее разработке учитывались современные тенденции в развитии музейного дела как в России, так и за рубежом.Необычный праздникБольшое значение в программе придавалось организации праздников. Современные массовые праздники зачастую имеют характер развлекательного шоу, предназначенного для культурного потребления; они навязывают искусственные ситуации, не учитывая человека «играющего», творящего. В таком действе, как и во всей нашей популярной культуре, человек выступает в качестве потребителя. Нами же ставилась задача создания творческого инклюзивного пространства, открытого для всех посетителей, предполагающего активность каждого участника, включая детей с ОВЗ.Для этого в рамках программы «Музей, открытый для всех» был разработан вариативный модуль праздника. Он включает тематический концерт, мини-экскурсии, а также организацию «зон активности», предоставляющих возможность для участников отразить свои впечатления в процессе собственного творчества – рисования, лепки или конструирования в музейной студии.За эти годы мы провели много праздников, приуроченных к дню культурного и исторического наследия, началу учебного года, Международному дню инвалидов, открытию выставок в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу.Так, к празднику, посвященному открытию выставки работ А.А.Дейнеки, был подготовлен концерт и организованы тематические мини-экскурсии. Мы назвали их так, потому что было сокращено время проведения, количество рассматриваемых экспонатов, небольшим было и число экскурсантов – 3-5 семей. В подготовке участвовали как психологи, так и искусствоведы. Предметом обсуждения становились такие вопросы, как способы активизации восприятия с применением динамического стиля проведения экскурсии, определение тематики, оптимальный выбор экспонатов.Благодаря своему камерному характеру такие экскурсии делали возможным индивидуальный подход к каждому ребенку. Темы были предложены специалистами «Круга»: «Движение и спорт», «Небо и воздухоплавание», «Детство». Родители и дети могли записаться на любую экскурсию по выбору, которая включала просмотр, обсуждение конкретного произведения искусства в диалоговой манере, игровые задания. В экскурсии принимали участие и здоровые дети, и дети с ОВЗ, такая форма ее проведения была понятна и интересна всем ее участникам.Параллельно были открыты «зоны творческой активности», где педагоги, художники, конструкторы совместно с детьми и их родителями мастерили летательные аппараты. И тогда мир, представленный на картинах А.А.Дейнеки, постепенно возникал в реальном пространстве музея.Непременный атрибут праздника – общение за чашкой чая. Оно проходит в домашней атмосфере. Музей становится домом, где уютно и интересно, где тебя ждут, куда хочется приходить снова и снова.Диалоги с ожившей скульптуройСовсем новым и необычным мероприятием для музея стали театрализованные экскурсии – арт-перформансы, подготовленные для детей с интеллектуальными нарушениями. Для них сотрудники музея создали специальные скульптурные экспозиции из шести произведений известных скульпторов В.И.Мухиной и А.Т.Матвеева, объединенных в тематическую экспозицию «Пластика человеческого тела». По нашему опыту, именно скульптура – в силу своей «телесной» убедительности – является самым доступным для понимания людей с интеллектуальной недостаточностью видом искусства.Экскурсии проходят в форме мини-спектаклей. Скульптуры становятся эпицентром театрального действия и включаются в динамическую композицию. Создаются условия для того, чтобы содержание представления было пережито всеми не абстрактно, а эмоционально и очень лично.Театрализованный рассказ о каждом скульптурном экспонате – это особая жизненная история, включающая в себя многообразные отношения: скульптурного персонажа и экскурсовода, скульптурного персонажа и перформера, а это, в свою очередь, налаживает контакт между зрителем и произведением искусства. Знакомство со скульптурой подобно знакомству с человеком, поэтому мы предлагали установить коммуникативные отношения только с 6 скульптурными персонажами за одну экскурсию. Именно столько человек после прошедшей встречи мы можем удержать в своей памяти так, чтобы каждый из них был запечатлен в ней, сохранив свой конкретный и индивидуальный облик.Для детей с ОВЗ была организована особая «поддерживающая коммуникация». В ходе нее дети с интеллектуальной недостаточностью или с нарушениями зрения получали дополнительные возможности «поглощения» художественно-эстетической информации. Для этого были разработаны специальные приемы и методы театрализованных экскурсий, направленных на привлечение внимания к экспонатам, развитие способности переживания художественного образа, его телесно-эмоционального моделирования в процессе восприятия. Экскурсоводам Третьяковской галереи ассистировали специально подготовленные гиды-демонстраторы из числа участников интегрированной театральной студии «Круг».Кто эти ассистенты? Ребята в возрасте 16-25 лет, часть из них – школьники или студенты, имеющие опыт творческого взаимодействия с детьми с ОВЗ в качестве партнеров по театральной деятельности, другая часть – молодые люди, имеющие инвалидность, которые также выступали в качестве равноправных участников проекта.Спектакль-перформанс позволяет настроиться на восприятие в пространстве музея, подчеркивает особый культурный смысл каждой конкретной скульптуры: моторные проекции, заложенные в скульптуре, претворялись, развиваясь в динамические импульсы гидов-демонстраторов (импровизаторов). Скульптура при этом «оживала» и становилась доступной для восприятия детей с проблемами интеллектуального развития.Такие экскурсии привлекли внимание и были интересны всем посетителям музея. Показательно, что создание и реализация специальных программ для людей с ОВЗ стимулировала развитие инновационных форм работы в музее. Таким образом, получалось, что идея инклюзии, то есть включения людей с ОВЗ, раскрывает новые возможности коммуникации в музейном пространстве для всех посетителей, делая его более доступным для них, обогащая его интерактивным содержанием.Путешествие от Архаики до АвангардаОдним из важных направлений развития творческой активности людей с ОВЗ является организация выставок работ людей с ОВЗ в ГТГ на Крымском Валу.Одной из таких выставок явился проект «Путешествие туда и обратно – от Архаики до Авангарда», который представил работы, созданные воспитанниками «Круга» в рамках инклюзивных творческих мастерских – керамической, столярной, ткацкой, швейной, художественного войлока, арт-мастерской и фотомастерской «Протография».Произведения, представленные на выставке, демонстрировали органичное сосуществование в художественном сознании авторов современных и архаичных представлений. Люди с различными нарушениями интеллектуального и психического здоровья в начале XXI века естественным образом, не копируя артефакты, воспроизводят архаичные модели творчества. Они с большим трудом, шаг за шагом продвигаются вглубь, к постижению смысла, который заключает в себе непонятный и таинственный мир вокруг и внутри человека. Их работы непреднамеренно и ненавязчиво возвращают зрителя к истокам культуры, обновляя наше представление об искусстве и творческом процессе.Критериями отбора художественных произведений на эти выставки являются самобытность, оригинальность, специфичность взгляда на окружающий мир авторов работ, которые позволяют говорить об их уникальном вкладе в развитие современной культуры. Эти выставки представляют людей с ОВЗ в качестве творческих личностей, имеющих свой особый взгляд на окружающий мир и особый путь в культуру. Людям с ОВЗ они позволяют получать отклик на свою деятельность, что способствует нахождению ими своего места в культуре и укоренению в ней.Кроме того, решались задачи изменения отношения общества к людям с ОВЗ. Поскольку все наши мероприятия имеют культурное значение для жителей города и воспринимаются ими с большим интересом, они способствуют формированию положительного образа человека с инвалидностью.Наталья ПОПОВА,руководитель структурного подразделения «Круг» Центра детского творчества «Строгино»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте