search
main
0

Музей как центр патриотического воспитания ребенка

Воспитание любви к своей Родине, желание узнать ее и готовность к деятельности на благо окружающих людей как предпосылки к деятельности на благо Родины особенно необходимы в наше время, когда в силу изменившейся ситуации социального развития резко увеличилось число детей с агрессивными проявлениями и гипертрофированным чувством страха, а стремление к самосовершенствованию и проявлению собственной индивидуальности выражается у многих детей и взрослых в форме противопоставления себя другим, нежелания вникнуть в проблемы другого человека, неумения понять и принять другое мнение, другую культуру.

Важность патриотического воспитания в дошкольном образовании считается наиболее благоприятным периодом для воспитания общечеловеческих ценностей, формирования духовно-нравственной основы личности ребенка, развития эмоционально-личностной сферы, осознания ребенком себя в окружающем мире. Главное, чтобы дети испытывали радость и удовольствие от участия в общественно значимых делах, мероприятиях, от преодоления своих проблем.

В реализации задач по воспитанию ценностных ориентиров личности дошкольников нам помогает организация работы педагогов с детьми в нашем музейном комплексе, который состоит из музея «Народные умельцы» и «Музея путешественника».

Как создавались музеи

Идея создания музея «Народные умельцы» возникла в результате многолетней работы педагогического коллектива по ознакомлению с искусством, традициями, обычаями, особенностями русского и других народов нашей страны. В течение этих лет накопилось не только много методического материала, была собрана большая коллекция изделий русских народных промыслов и предметов быта русских людей. Таким образом, посещая музей, дети имеют возможность познакомиться с истинными произведениями народного искусства: посудой, утварью, игрушками, свистульками, украшенными гжельской, каргопольской, дымковской, хохломской, городецкой и другими видами росписи.

Все предметы декоративно-прикладного искусства подлинные, их мы приобретали в художественных салонах Москвы, а также в центре ЗАО «Элти-Кудиц», в таких центрах народных промыслов, как Павловский Посад, Сергиев Посад, Гжель, Жостово, где побывали с экскурсиями наши сотрудники и воспитанники вместе с родителями. Многие предметы старинной утвари и посуды были подарены музею сотрудниками ДОУ и родителями. Куклы в русских национальных костюмах – представители разных губерний и других народов России – заказывались в театральной мастерской.

В экспозицию музея входят две мини-зоны:

«Старинные предметы быта» – сундук с русскими национальными костюмами, украшениями, головными уборами, которые дети с удовольствием примеряют на себя, а также предметы быта – прялка, керосиновая лампа, самовар 1819 года, деревянная и глиняная посуда, захваты, корзины, туеса и другие предметы.

«Русское подворье» – игровой комплекс, который отображает особенности старинного русского быта.

«Музей путешественника»

Воспитанники нашего дошкольного учреждения, как и большинство современных детей, много путешествуют. Горизонты их странствий с каждым годом меняются – поездки по нашей необъятной стране сменяются поездками по всему миру. Поэтому одна из задач дошкольного учреждения – формирование у детей представлений о своей стране как одной из многих стран мира. Дети с помощью взрослых могут находить сходство и различия между странами, наряду с активным отдыхом учиться замечать и находить интересные, доступные объекты для наблюдений, таким образом, расширяя границы новых знаний, впечатлений и открытий в рамках активно действующего в нашем дошкольном учреждении проекта «Я – гражданин мира».

Успешность решения задач в формировании у детей начал планетарного мышления мы увидели в создании «Музея путешественника». По утвердившейся традиции в нашем детском саду после летнего отдыха дети приносили материалы о своих путешествиях, подготовленные вместе с родителями. Это могли быть фотоальбомы, разнообразные сувениры – игрушки, монетки, значки, магниты с изображением символики и достопримечательностей разных городов и стран, открытки, рисунки. Эти материалы стали первыми экспонатами музея. И конечно, самое активное участие в оформлении экспозиции принял весь коллектив нашего детского сада. Таким образом, мы собрали уникальный материал для «Музея путешественника».

Экспозиция нашего музея состоит из трех частей, которые располагаются в витринах и нескольких мини-зонах. Центральная часть посвящена городу Москве и нашей стране – России. Здесь собраны экспонаты из разных городов и областей нашей Родины, а также материалы по ознакомлению с государственными символами, которые стали частью культуры и истории нашей страны. Особое место в музее отведено экспозиции, посвященной воинской славе нашего народа, защитникам Отечества. Здесь представлены такие экспонаты, как солдатская гимнастерка, фуражка, бинокль, фляжка, книги о полководцах, фотоальбомы дедов и отцов – защитников нашей Родины и коллекция именных наград прадедушки нашей воспитанницы – ветерана ВОВ, которую семья передала в дар музею.

Вторую часть экспозиции мы посвятили странам мира и назвали ее «Предметы со всего света». Предпочтение из представленных на выставке стран мы отдали тем, где побывали наши воспитанники, это Египет, Испания, Китай, Турция, Куба, Англия, Финляндия и другие. Экспонаты этой части музея – самые разнообразные предметы: игрушки, монетки, украшения, статуэтки с достопримечательностями разных стран, куклы в национальных костюмах, книги о путешественниках, настольные игры.

Третья часть экспозиции включает несколько микрозон. Это самодельные книги:

«Моя ОТРАДА», где запечатлены достопримечательности нашего района – нашей малой родины – «Отрадного» и составлены исторические справки с адаптированной информацией для детей об истории названий улиц, на которых проживают наши воспитанники.

«Большая книга маленьких путешественников», в которой собрана информация о некоторых странах, где побывали наши воспитанники: исторические факты, легенды, сказания, фотоколлажи семейных путешествий с записями впечатлений детей от поездок, а также полезные советы родителей для тех, кто собирается на отдых вместе с детьми.

Большая карта мира, где вместе с детьми мы отметили маршруты семейных путешествий, и коллекция видов транспорта, на которых возможно совершить эти поездки.

Коллекция сувениров на магнитной основе и коллекция значков.

Место для выставления таких семейных тематических экспозиций, как «Головные уборы народов мира», «Семь чудес света», «Где, чей дом?», «Все флаги в гости к нам».

Содержание работы с детьми в «Музее путешественника» стало связующим звеном в системе деятельности педагогов в нашем дошкольном учреждении по воспитанию гражданина России и мира. Для детей старшего дошкольного возраста мы организуем серию познавательных экскурсий, цель которых – сформировать интерес в ознакомлении со странами мира в группах, с активным использованием материалов групповых уголков путешественника в рамках проекта «Земля – наш общий дом».

В то же время содержание работы в «Музее путешественника» перекликается с содержанием работы в музее «Народные умельцы». В самом названии музея «Народные умельцы» кроется перспектива его развития. Мы изначально предусматривали, что его содержание не будет ограничиваться только нашей страной – Россией, считая, что дошкольников необходимо знакомить с уникальными предметами, сделанными руками мастеров разных стран мира. Тут есть чеканки из Грузии, солнечный янтарь из Прибалтики, африканские и индийские изделия из кости, якутские металлические украшения, узбекский шелк. География экспозиций и выставок может быть обширной и разнообразной.

Для осуществления плодотворной работы с детьми в музейном комплексе нашего ДОУ были выработаны основные принципы. Мы решили, что нужно:

– Неуклонно соблюдать принцип интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт, например, знакомясь с деревянными погремушками и свистульками, дошкольники обязательно захотят с их помощью «отогнать злых духов», ведь для этого и мастерили их русские люди. Если же происходит знакомство с предметами быта, то они должны обязательно «ожить» в руках наших воспитанников: ухват поставит чугунок в печь, в ведрах на коромысле заплещется вода, стиральная доска опустится в корыто и т. д.

– Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно. Например, при ознакомлении с промыслом Гжели или Хохломы педагог предлагает детям взять в руки экспонат и ответить на вопросы: «Из какого материала он выполнен?» или «Нужны ли нитки и иголки для изготовления тряпичных кукол?».

– При проведении экскурсий мы стараемся строить познавательный материал, придерживаясь такой логической последовательности: «от простого к сложному и неизвестному», когда «простое» – информационная часть, которая преподносится в готовом виде педагогом или додумывается детьми, основана на ранее полученных знаниях. «Сложное» предполагает участие детей в проблемно-поисковой деятельности. «Неизведанное» – часть, включающая материал, который строится на гипотезах, легендах и требует дальнейшего осмысления, более глубокого изучения. Нам кажется, что включение именно этой части заставляет детей воспринимать тему как нечто личное, затрагивает естественное желание каждого ребенка разгадывать загадки, их тягу к необычному и неизведанному. Например: включить в рассказ о дымковской игрушке не только различные версии о происхождении названия этого промысла, но и легенду о том, как обыкновенные свистульки спасли город Вятку от врагов.

Доступность для ребенка каждого экспоната музея увеличивает полноту восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети с помощью педагога имеют возможность взять в руки заинтересовавший их предмет, рассмотреть его и даже поиграть: посвистеть в свистульку, сложить матрешку, примерить на себя украшения из сундучка.

Работа в музейном комплексе очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает их познавательные интересы. Мы убеждены, что музеи дополняют ту большую работу, которая осуществляется в нашем дошкольном учреждении по воспитанию граждан своей страны, патриотов Родины и людей, умеющих относиться к другим людям доброжелательно и с интересом.

Татьяна ПРОКОПОВИЧ, старший воспитатель ЦРР – детского сада №1837

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте