Музей Александра Радищева в Пензенской области отмечает 70-летие. Музей был открыт 28 октября 1945 года в родовом селе Радищевых – Верхнем Аблязове Кузнецкого района Пензенской области, где прошли детские и отроческие годы писателя. У истоков усадьбы стоял Григорий Аблязов — прадед писателя по материнской линии. Он же заложил в Аблязове православную Спасо-Преображенскую церковь.
В 1883 году в Аблязово заезжал внук Радищева Алексей Боголюбов (его мать, Фёкла Александровна, была дочерью Радищева от второго брака), о чем оставил очень теплые воспоминания:
\”…мы поехали в губернию в Кузнецкий уезд, где жила моя тетка Радищева, жена моего покойного дяди Афанасия Александровича. Когда-то я бывал в этих поместьях, но они погорели и были заново отстроены еще при жизни дяди. Везде царила незнакомая мне патриархальность…Дом был громадный,со службами…Большой сад был запущен. Яблони рдели фруктами. Малина, земляника и клубника висели в изобилии… Имение это было отпрыском громадного Радищевского владения в 7 тысяч душ крестьян и называлось село Аблязово. Здесь стояла деревянная церковь времен Елизаветы Петровны, а рядом был дом, соединенный крытым ходом с церковью, в которой был иконостас Луи XV, такой работы,что я ахнул, когда туда взошел. Но что стало с домом, где жил мой дед А.Н. Радищев! Половицы его были разобраны, крыша дырявилась, и старинные древние кирпичи валялись на громадном дворе…\”
Обо всем этом узнают посетители музея от экскурсоводов. Несмотря на то, что двухэтажный господский дом до наших дней не сохранился, его облик был воссоздан в 1993 году \”по аналогам барских усадеб XVIII века\” с некоторым смещением фундаментов против исходного строения. Современная экспозиция состоит из здания бывшей земской школы и Спасо-Преображенской церкви — единственного аутентичного памятника эпохи Радищева. В фамильном склепе церкви похоронены родители А. Н. Радищева, брат Михаил, младший сын Афанасий. От двух последних захоронений сохранились надгробные плиты.
Фресковая живопись в интерьере Преображенской церкви выполнена в первой половине XVIII в. неизвестными мастерами. Живопись уникальна и представляет большую историческую и художественную ценность, как образец своеобразного решения церковного интерьера. Это единственный сохранившийся образец настенной росписи указанного периода на территории Пензенской области. На втором этаже восстановленного барского дома размещена художественная экспозиция, в музейную коллекцию входят мемориальные бытовые вещи, принадлежащие родственникам Александра Николаевича, раритетное издание книги \”Путешествие из Петербурга в Москву\”, документы той эпохи, книги и журналы. Зал с прекрасной акустикой стал по сути музыкальной гостиной. Музей в настоящее время является центром культурной жизни села Радищева.
Уже несколько дней назад на книжной выставке в библиотеке Пензенского краеведческого музея открылась экспозиция, посвященная музею Радищева. В ней представлены книги о жизни и творчестве А.Н. Радищева, истории создания музея, его экспозициях и работе по сохранению культурного наследия. Создание выставки приурочено к Году Литературы в России.
О родном доме и непростой судьбе писателя можно прочесть в романе Ольги Форш \”Радищев\”. Там же мы встретим такие строки:
\”В открытом поле ветер свищет,
Лошадки мчатся под уклон –
Спешит в Аблязово Радищев
К родному дому на поклон…\”
Татьяна Николаевна Кольян, старший научный сотрудник Государственного музея М.Ю.Лермонтова \”Тарханы\” рассказывает:
– С музеем Радищева связаны воспоминания первых лет моей работы. По окончании филфака университета я мечтала о деятельности в Тарханах, но меня направили сюда. Я начала заниматься Радищевым без особой охоты, но чем больше узнавала о нем и его предках, тем больше влюблялась в Аблязовых и Радищевых. Эта одна из самых достойных семей России, люди неравнодушные, беззаветно преданные Отечеству, по-настоящему его любящие. Очень жаль, что в современной школе о Радищеве почти не вспоминают – ни на уроках истории, ни на литературе. Об этом с сожалением говорят нам сами учителя. И в этом отношении роль музея Радищева нельзя переоценить. Он остается по сути последним оплотом, хранящим память о выдающемся гражданине России.
Фото сайта Пензенского краеведческого музея
Комментарии