Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Связь времен

Музеи – детям

Каждый экспонат может стать основой для проектно-исследовательской деятельности
УГ - Москва, №43 от 28 января 2021. Читать номер
Автор:

Школа №1173 старается максимально широко использовать по-настоящему грандиозные социокультурные ресурсы столицы, возможности городских проектов в сфере образования, популяризирующих музейную педагогику.

Я верю, что музеи будут востребованы во все времена и сохранят свое социокультурное значение и в нашу эпоху тотальной цифровизации. Музейная педагогика существует третий век, и каждая эпоха привносит свое видение этого уникального направления педагогической науки. Что такое музей? Это наглядно-предметное хранилище прошлого человечества. Не зная прошлого, не увидеть будущего. В соответствии с эпохой обогащаются формы работы музеев, расширяется их образовательный потенциал, появляются новые формы взаимодействия с публикой. Разве мои ровесники в детстве могли себе представить интерактивный музей или виртуальный? О музее, где все экспонаты можно и нужно трогать, мы и мечтать не могли. А нынешних детей, к счастью, этим уже не удивишь.

У московских школьников имеются широкие возможности получать знания непосредственно в музеях и в рамках обязательной школьной программы, и в рамках профориентационной, исследовательской и проектной деятельности, и в целях самообразования, причем бесплатно. Для этого, собственно говоря, и существуют городские образовательные проекты «Учебный день в музее», «Московский экскурсовод», проводится московская олимпиада для школьников «Музеи. Парки. Усадьбы».

Учителя нашей школы великолепно осваивают ресурсы музеев столицы – проводят уроки прямо в музеях в рамках городского проекта «Учебный день в музее». Отмечу, что этот проект разработан совместно Департаментом образования и науки, Департаментом культуры Москвы и его подведомственным учреждением «Мосгортур». Проект стартовал в Москве 1 февраля 2018 года. Он рассчитан на учащихся 5-11‑х классов. В Московском планетарии и Мемориальном музее космонавтики проходят уроки по астрономии, физике. В Государственном музее обороны – уроки по химии, истории. Учителя истории, русского языка и литературы, иностранных языков любят проводить уроки в усадьбе Кусково, музеях-заповедниках «Царицыно» и «Коломенское», в Музее обороны Москвы, а также в Государственном музее А.С.Пушкина, доме Гоголя, музее – культурном центре «Интеграция» имени Н.А.Островского и др. А биологии и зоологии – в Московском зоопарке и Государственном Дарвиновском музее.

Проект «Учебный день в музее» позволяет эффективно использовать образовательный потенциал пространства города, и при этом налицо междисциплинарный подход, когда знания из разных школьных предметов преобразуются в единую картину научного знания. Все уроки учителя строят с использованием музейных коллекций и экспозиций. За один учебный день они проводят не менее трех занятий. Для ребят это не просто уроки, а яркое событие, и материал усваивается намного легче.

Активно развиваем межведомственный проект «Московский экскурсовод». Учитель географии Мария Антоновна Еремина и учитель физики Татьяна Николаевна Котанова ведут этот проект вместе со старшеклассниками: посещают развивающие тренинги на городских площадках столичных музеев, занимаются разработкой авторских экскурсионных маршрутов по городу и музейным экспозициям. Юным экскурсоводам нравится бывать в Московском институте русского языка имени А.С.Пушкина на интересных лекциях и практикумах по культуре речи, ораторскому искусству. Здесь же ребята узнали о видах экскурсий и их особенностях. Экскурсия с латинского переводится как «покажу и расскажу», так что участникам проекта предстоит еще многое узнать и многому научиться.

Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» – самое масштабное, всеохватывающее направление современной музейной педагогики. В прошлом учебном году участники олимпиады, а это ребята с 1‑го по 11‑й класс, совершили более 380 выездов в музеи и заповедные парки. В этом году активность учащихся еще выше. Очень много и команд-участниц, и индивидуальных участников. Условия олимпиады предусматривают индивидуальное участие отельного ученика. И это здорово! Значит, олимпиада интересна всем – детям, учителям, родителям.

Все посещения музеев для участников олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» бесплатные.

Город предоставляет такую возможность. Кстати говоря, бесплатно учащиеся школ Москвы могут посещать музеи не только в рамках этой олимпиады. Я хочу обратить внимание родителей, что благодаря столичному проекту «Музеи – детям» школьники самостоятельно (в сопровождении родителей, родных, вместе с друзьями) могут бесплатно посещать порядка 100 музеев и театров, выставочных залов и галерей хоть каждый день! Посещение музеев и театров по этой программе регламентируется постановлением Правительства Москвы от 29 августа 2017 года №594‑ПП. Финансируется программа из бюджета города. Список музеев и театров, доступных для бесплатного посещения, обширен и пополняется новыми объектами. Обновленный перечень можно найти на сайте Департамента образования и науки Москвы.

Чтобы посетить тот или иной музей бесплатно, школьнику достаточно предъявить в кассе действующую социальную карту москвича или карту (браслет, брелок) «Москвенок», или документ, удостоверяющий, в какой школе ребенок обучается. Ему выдадут бесплатный билет. Сопровождающие школьника родители (иные лица) покупают билет только на себя.

Участие в городских проектах – потрясающая волна новых возможностей в обучении ребят. Возможности школы в этом направлении вдохновляющие и перспективные. У нас в школе имеется два музея, посвященные Великой Отечественной войне, – музей боевой и трудовой славы района Чертаново Центральное и возобновивший работу после капитального ремонта музей защитников Отечества. В учебных корпусах есть уголки памяти о наших выпускниках, героях первой чеченской войны Андрее Сазыкине и Викторе Харютине. Мы продолжаем собирать информацию о них самих и о событиях 1996 года, повлекших гибель парней.

В учебном корпусе №3 находится музей дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Алексея Александровича Губарева. Сейчас он находится на третьем этаже здания, планируем разместить его в фойе первого этажа. Также в планах на будущий учебный год открытие музея театрального костюма. С такой инициативой выступили педагоги, а администрация школы эту идею поддержала.

Шагая в ногу со временем, мы уже начали работу по оцифровке экспонатов школьных музеев, чтобы затем создать виртуальный музейный комплекс школы №1173 и сделать его общедоступным. Я считаю, что каждый музейный экспонат, который есть в школе, достоин стать основой отельного исследовательского проекта. Это будет нашим небольшим вкладом в сохранение традиций и исторической памяти.

Анастасия ТАРАКАНОВА, директор школы №1173


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt