Елена Дорохина, Калужская область: «Я твёрдо убеждена, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребёнка. Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребёнком».
Развитие интеллета средствами внелассной работы Формирование потребности в творчесой детельности Воспитание общительности своей общности с оллетивом духа товарищества и сотрудничества желани оазывать помощь друг другу Формирование важных трудовых навыов и нравственных представлений В учитель начальных лассов Заречной средней шолы Калужсой области участница онурса дл лассных руоводителей «Мудра сова» Во вложенных файлах – план реализации программы «Солнечные лучии» и струтура учебновоспитательного процесса в лассе Фото Алесандра Баньова
Мой педагогический девиз таков: «Не дети живут в моём мире, а я живу в мире детей».
О, детство! Как в нём удаётся,
Младенцем, глядя из гнезда,
Увидеть то, что остаётся
Навечно в сердце, навсегда.
Валентин Гафт («Сад забытых воспоминаний»)
Детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, у них даже своё измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год вечностью.
Огромную роль играет в жизни ребёнка учитель начальных классов. Я знаю, что я для него должна быть дорогим и родным человеком, как мать. Вера маленького школьника в учителя, взаимное доверие между воспитателем и воспитанником, идеал человечности, который видит ребёнок в своём воспитателе, – это элементарные и вместе с тем самые сложные, самые мудрые правила воспитания, постигнув которые, учитель становится настоящим Учителем с большой буквы. Я считаю, что одно из самых ценных качеств воспитателя – человечность, глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью.
Каждому человеку хочется, чтобы о нём говорили хорошо. Каждый ребёнок хочет быть хорошим! Надо организовать деятельность воспитанника так, чтобы дать ему возможность хоть на миг стать таким, каким он хотел бы быть.
Актуальность программы
После того как в школе не стало пионерских и октябрятских организаций, каждое общеобразовательное учреждение создаёт собственные воспитательные системы и программы.
Пытаюсь создать такую программу, чтобы дети уже в школьные годы, начиная с начальных классов, руководствовались принципами добра и красоты, отучались от бездумного существования и эгоизма.
Проблема нравственного воспитания очень актуальна, и не только в наше время, ведь от воспитания ребёнка зависит дальнейшая его жизнь, и, возможно, судьбы других людей. Воспитание – искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое – разум, мудрость, любовь к людям. Если ребёнок этого не переживёт, то ему будет чужда подлинная человеческая тонкость натуры, чуткость воспитания.
Особенно актуальна эта проблема в наше время, когда общество становится всё более безнравственным, живёт, отступая от моральных принципов. В статье И.Смирнова «Высокая нравственная миссия учителя» («Высшее образование», 2003 г., №8) приводятся неутешительные факты и цифры. По оценке самих учащихся, практически массовым явлением стало курение (71,3%). За последние пять лет вдвое выросло употребление учащимися спиртных напитков (48,3%), увеличилась половая распущенность. Настоящий бич общения в ученической среде – сквернословие (42,6), оно постепенно вытесняет литературный язык. Сленг, жаргон и нецензурщина перестали быть наказуемым или хотя бы осуждаемым явлением.
Один из примеров отступления от моральных принципов детей младшего школьного возраста – детская ложь. Ложь есть раздвоение, дисгармония в человеке; лжец делает одно, а говорит другое. Лжец постоянно носит маску, за которой прячет настоящее лицо. Очевидно, лживость не может быть первоначальным состоянием человека.
Что же делать нам, педагогам, в это снова ставшим «смутным» время? Наверное, взять на себя труд разъяснить учащимся ярко, образно, доступно, эмоционально суть основных нравственных ценностей, без которых невозможно состояться цивилизованному обществу.
Очень важно с ранних лет подготавливать подрастающее поколение к жизни, труду, мы должны учить ребят быть скромными, честными, добрыми по отношению к людям, учить любить Родину. Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека.
На воспитание такой личности и направлена нравственно-этическая программа «Солнечные лучики». Программа рассчитана на два года (3-4-е классы), она находится в стадии становления и предполагает постоянную работу по её дополнению и становлению.
Воспитательная программа «Солнечные лучики» объединяет детей, живущих по своим правилам и со своим взглядом на мир. Каждый ребёнок – это солнечный лучик, который тянется к знаниям и пытается сделать хмурый день светлей и веселей.
В чудодетство откроишь окошки –
Счастливень стучит по дорожке,
Цветёт василютик у речки,
И звонко поют соловечки.
И где-то по дальним дорогам
Бредут носомот с бегеротом…
Мы с ним в чудетство скорее войдём –
Спешит тропинка под самым окном,
Зовёт нас глядеть – заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. детство!
Михаил Яснов
Правила Солнечных Лучиков
1. Мы дети солнышка. И мы –
С добром и книжкой дружим.
И наши Лучики – все срочно
Должны стремиться к знаньям прочным!
2. Будем к чистоте стремиться,
Чтоб нигде не осрамиться.
Доски, ручки, книжки, парты
Очень чисты, аккуратны.
3. Девчонок будем уважать,
Как можно меньше обижать.
А если дернем за косичку,
Тому виной во всем – привычки.
4. Сила каждому нужна
Для учебы и труда.
Будем есть творог, омлет
И компотик на обед.
5. Мы любим улыбку,
Задорны всегда,
Любые невзгоды для нас ерунда!
6. Эти правила нужны,
Эти правила важны,
Только выполняя их,
Будем выглядеть мы завтра
Даже лучше космонавта!
Наш девиз
Мы солнышкины дети,
Светим ярко,
Тянем свои лучики к знаниям.
Сделаем хмурый день
Веселей и светлей!
Цель программы – выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, развивать их душу, ум, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи программы:
· Оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, в формировании самостоятельности.
· Развитие интеллекта средствами внеклассной работы.
· Формирование потребности в творческой деятельности.
· Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.
· Формирование важных трудовых навыков и нравственных представлений.
Характеристика основополагающего вида деятельности
Только освоенные и осмысленные ценности становятся для ребенка основой его деятельности. При этом ребенок чаще проживает радость, а встречаясь с внешними препятствиями, ищет способ их преодолеть, поскольку знает, к чему стремится. Обретая смысл жизни, он уверен, спокоен, счастлив.
Разнообразие видов деятельности способствует развитию человека, поэтому я представляю основополагающие виды деятельности по степени их значимости для данной системы:
* познавательная (ребенок познает объекты окружающего мира);
* преобразовательная (ребенок созидает, творит и получает от этого особенную радость, так как может осязать продукт своего творчества);
* ценностно-ориентированная (духовная деятельность, ребенок приобретает личностный смысл ценностей жизни);
* общение (ребенок, взаимодействуя с другим субъектом, учится принимать ценность Другого).
Каждый педагог должен помнить, что в центре его внимания должна быть не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса.
Пути реализации программы «Солнечные лучики»
– Школа.
– Общественные организации.
– Семья.
Ожидаемые результаты – развитие личностных качеств у детей:
– любовь и сердечность, доброта и отзывчивость, щедрость души и отзывчивость,
– заботливое отношение к людям, любовь и уважение к старшему поколению и Родине,
– трудолюбие и тяга к знаниям, желание оказать помощь друг другу.
Диагностика результатов проводится в конце 4 класса путём анкетирования учащихся, родителей, анализа психолого-педагогической карты ребёнка.
Модель выпускника
– Умеет взаимодействовать со сверстниками, умеет замечать их настроение, готов помочь в трудную минуту.
– Внимателен к людям, стремится совершать добрые поступки.
– Испытывает гордость за родную культуру, ему нравится самому развивать свой интеллект, занимаясь в различных кружках, посещая библиотеку, читая художественную литературу.
– Бережно относится к природе, любит животных.
– Соблюдает правила личной гиены, этикет.
– Умеет обращаться с взрослыми, малышами.
Очень хочется, чтобы к концу четвёртого класса мои дети обладали всеми перечисленными качествами, и я работаю над этим.
Елена Дорохина, учитель начальных классов Заречной средней школы Калужской области, участница V конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»
Во вложенных файлах – план реализации программы «Солнечные лучики» и структура учебно-воспитательного процесса в классе.
Фото Александра Банькова
Комментарии