search
main
0

Можно ли увидеть совесть? Тема «Опора гражданского общества». 6-й класс

Лучше начать разговор с конкретных примеров и на них показать проявление совести, ее действие, рождение и забвение, чувства совестливого человека. Определить причины и последствия поведения бессовестного, циничного человека; способы защиты от цинизма; роль совести в обществе; место совести в системе духовных ценностей человека; связь морали и права; роль совести в становлении гражданской личности.

Задачи: развивать умение самостоятельно мыслить, работать с текстом, словарем, учебником; применять знания, понятия, полученные ранее при изучении темы; устанавливать причинно-следственные связи; способствовать осознанию необходимости самовоспитания чувства личной ответственности за свои действия, самоконтроля, необходимости бороться со своими пороками.Основные понятия: совесть, характер, общество, закон, права, цинизм, исповедь.Продолжим разговор о человеке. Что общего между словами? (Достоинства и недостатки.)Как можно определить характер? (По поступкам.) Зачем надо изучать характер? (Познать себя, разобраться в людях.)Характер Различия. (Положительные, отрицательные, разные последствия.)Рассказ об одной семьеНина Ивановна работала медсестрой в больнице с раннего утра до позднего вечера. Одна воспитывала сына. Заботилась, чтобы он ни в чем не нуждался. Прощала ему, если он что-то забывал сделать по дому или получил плохую оценку. И она часто поздним вечером, придя с работы, сама бежала в магазин, чтобы купить продукты. А он ей еще и грубил. Правда, иногда молча жалел ее. Однажды, когда Нина Ивановна тяжело заболела и попросила сына сходить за лекарством, он отказался, сказав, что ему нужно готовиться к контрольной. Нина Ивановна долго плакала от обиды на сына. Потом как-то узнала, что мальчик много пропустил уроков и поэтому хочет бросить школу и уехать к бабушке в деревню. Мать стала уговаривать сына не огорчать ее, ведь она все делает для того, чтобы ему жилось хорошо. А он ей сказал: «Отвяжись, не твое дело». Нина Ивановна не выдержала и ударила сына по лицу. В тот же день он уехал к бабушке. А утром все-таки вернулся и попросил прощения у матери.Опишите характер мамыДостоинства: заботливость, доброта, ответственность, совесть, терпение.Недостатки: иногда несдержанность, неумение наладить с сыном доверительные отношения.Опишите характер сынаДостоинства: иногда его мучила совесть, что мама совсем не отдыхает.Недостатки: лень, безволие, эгоизм, равнодушие, безответственность, цинизм.Каким можно себе представить будущее сына, учитывая его многочисленные недостатки? (Бросил бы школу, стал преступником.)Почему он не слушал свою мать? (Думал только о себе, как эгоист.)Как мать пыталась повлиять на сына? (Долго терпела. Результат нулевой.)Почему она не выдержала? (Кончилось терпение, поняла, что уже не сможет удержать сына от дурных поступков.)Чего хотела добиться? (Заставить исправиться.)Ударила его. Дайте правовую оценку ее поступку. (Нарушение права на личную неприкосновенность.)Какой это способ влияния? (Насилие.)Был ли у нее другой выход? Почему?Какие чувства возникли у сына после такого наказания? (Мстительность, злобность, обидчивость.)На что обиделся мальчик? (На насилие.)Что в порыве мести, обиды может совершить человек? (Страшно оскорбить, совершить преступление.) Какое тогда будет наказание? (Если преступление, то тогда уже накажет государство – лишение свободы.)Как изменились чувства сына? (Осознал свою вину, неправоту.) Почему? Что заставило мальчика вернуться домой? (Совесть.) С кем он повел разговор? (С совестью.) Это было похоже на исповедь.На доске записаны высказывания:«Первое условие исправления – осознание своей вины» (Сенека); «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик» (Гете); «Чтобы пробудить совесть негодяя, нужно дать ему пощечину» (Аристотель).Если бы не было исповеди, откровенного разговора наедине с собой, мог ли сын дать верную оценку, раскаяться в своих поступках?Можно ли увидеть совесть? Потрогать руками? Почувствовать ее?Испытала ли подобное чувство мама, когда ударила сына? Что заставило ее так поступить?Продолжить фразу: «Если большинство людей в обществе бессовестные, это общество…» (Обывательское, беспокойное, бандитское, конфликтное.)«Если большинство людей в обществе совестливые люди – это общество…» (Спокойное, мирное, гражданское, безопасное, терпимое.)Какова роль совести в обществе? (Удерживает от эгоизма, заставляет исправлять ошибки, контролирует поведение, поддерживает мирные отношения.)Почему же совестливые люди порой совершают бессовестные поступки? (Их совесть спит, это качество непостоянное.)Что нужно сделать, чтобы совесть не спала, а стала постоянным качеством? (Думать не только о себе, но и об окружающих, о последствиях своих поступков, уметь просить прощение.)В конце урока придумывается синквейн на тему «Совесть». Прилагательные: внутренняя, спасительная, безликая, неподкупная.Глаголы: оценивает, заставляет, исправляет, наказывает, спасает, судит.Фраза – «Совесть – внутренний судья, контролер».Совесть – условие исправления, мира в обществе, опора гражданского общества. ​Ирина КСЕНОФОНТОВА, учитель граждановедения, Тверь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте