search
main
0

Можно ли отменить Достоевского?

Протестую, Достоевский бессмертен!

С бессмертной фразой Михаила Булгакова солидарны все любители творчества великого русского писателя, отметившие 11 ноября в Музейном центре «Московский дом Достоевского» три юбилея – 201 год со дня рождения Федора Михайловича (в здании музея, в котором в то время находилась квартира семьи Достоевских, писатель провел первые 15 лет своей жизни), 94 года со дня создания Музея Достоевского и 1‑ю годовщину со дня открытия Музейного центра «Московский дом Достоевского».

 

Отдел ГМИРЛИ имени В.И.Даля «Московский дом Достоевского» подготовил замечательную торжественную программу – многочисленные посетители, среди которых было много учителей, школьников и студентов, приняли участие в презентации детских рисунков по произведениям писателя, выслушали выступления крупнейших отечественных ученых на круглом столе «Можно ли отменить Достоевского?», а также просмотрели последние серии документально-игрового фильма В.С.Ткачева «Дневник Достоевского».

Презентация картин юных художников, учащихся и выпускников Детской художественной школы имени В.А.Ватагина, сопровождалась их выступлениями, вызвавшими большой интерес почитателей творчества Достоевского. Анна Смирнова представила черно-белые и цветные гравюры, иллюстрирующие текст романа «Преступление и наказание». Арина Конюхова, создавшая прекрасные гравюры к повести «Белые ночи», рассказала о том, что полюбила тексты Достоевского с 7‑го класса, прочитав «Униженные и оскорбленные». В своих гравюрах она ставила цель представить «психологический интерьер», что, по единодушному мнению всех зрителей, ей удалось выполнить в полной мере. Аня Дурохина раскрыла символический подтекст изображенной ею сцены, на которой Настенька представлена приколотой булавкой к платью бабушки. Иллюстрируя повесть, она хотела изобразить явленный в тексте дух уважения к старшим, а также желание понять и осознать себя. Анна Юрьевна Новоселова-Чанга, одна из трех педагогов юных художников, принявших участие в выставке, заверила П.Е.Фокина, директора музея, в том, что ребята и в дальнейшем продолжат работу над иллюстрациями к текстам Достоевского, так как это помогает им не только глубже понять внутренние смыслы произведений писателя, но и развить их навыки исследовательской работы, ведь прежде чем приступить к иллюстрациям, ребята изучают материальную культуру эпохи – интерьеры, обои, мебель, костюмы героев (у женщин покатые плечи, опущенные рукава, расширенные к низу юбки).

Доступно детям и герменевтическое толкование текстов Достоевского, поиски их скрытых смыслов. Так, Кристина Граник, представившая на своей картине сцену целования земли кающимся в преступлении Раскольниковым, изобразила парящего над ним ангела, символизирующего прощение грешника. А в картине, иллюстрирующей выход Раскольникова из дома старухи-процентщицы после совершения убийства, Кристина изобразила искривленные стены домов, как бы падающих на голову убийце, символически показав его состояние после преступления. П.Е.Фокин поблагодарил юных художников и подарил художественной школе имени В.А.Ватагина, отметившей свой 55‑летний юбилей, художественный альбом из фонда музея «Достоевский в кругу своих героев».

В заседании круглого стола «Можно ли отменить Достоевского?» приняли участие ведущие исследователи творчества великого писателя П.Е.Фокин, В.Н.Захаров, В.В.Борисова, С.С.Шаулов и А.Г.Гачева. Ученые вспомнили о том, с каким размахом в России и мире отмечали в прошлом году 200‑летний юбилей писателя, и высказали свою точку зрения на особую актуальность его творчества в нынешнее непростое время, когда на высокие духовные идеалы, которые на протяжении всей жизни защищал писатель, нападают люди, искажающие его идеи. Выступавшие ученые единодушно пришли к выводу, что отменить Достоевского нельзя, иначе пришлось бы отменять человека, ибо только Достоевский, убежденный, что «лишних людей не бывает», мог понять и описать его душу, несмотря на все ее противоречия.

Кульминацией юбилейного вечера стали последние серии документально-игрового фильма В.С.Ткачева «Дневник Достоевского» с участием Амвросия Светогорского, в котором речь шла о знаменитой пушкинской речи писателя, имевшей невероятный успех в обществе, и последовавшей скорой кончине великого русского писателя. В.С.Ткачев, режиссер и сценарист фильма, объяснил свое видение концепции с восторгом принятого зрителями произведения и привел свои доказательства тезиса о вечной популярности идей Достоевского и его огромном значении для мировой культуры.

Подобные мероприятия, вызывающие неизменный интерес у исследователей и поклонников творчества великого русского писателя, проходят в Московском доме Достоевского регулярно. П.Е.Фокин представил присутствовавшим на юбилейном заседании анонс следующего мероприятия: 21 декабря 2022 года пройдет презентация одной из 30 коллективных научных монографий, вышедших к 200‑летнему юбилею Федора Михайловича при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, – «Достоевский и Италия». В октябре 2021 года авторы монографии – я, И.В.Дергачева, автор этой статьи, А.Д.Достоевский, Д.А.Достоевский, Е.А.Литвин, С.М.Мах­мудова, М.В.Михайлова, Н.В.Шварц, М.Г.Талалай – были удостоены в Риме Пушкинской премии от организации «Друзья великой России (I Grandi Amici della Russia)». 21 декабря в 18.30 авторы расскажут о своей работе над книгой и поделятся дальнейшими планами в области исследования творчества писателя.

Ирина ДЕРГАЧЕВА, профессор кафедры лингводидактики и межкультурной коммуникации Московского государственного психолого-педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте