search
Топ 10

Можно ли обменять дом на куклу Тема “Право собственности”. 7-й класс.

Цели
Дать представление о понятиях собственности, права собственности; научить применять полученные знания при решении учебно-практических правовых задач по теме урока.
Развивать умения рефлексивно оценивать свои действия при решении учебно-практических задач по теме урока.
Обратить внимание на необходимость уважительного отношения к закону (праву собственности другого человека).
Оборудование урока: раздаточный материал, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс.
Ход урока
Учитель: У нас с вами сегодня урок права. Давайте прежде всего вспомним, в каких выражениях мы в повседневной жизни употребляем слова “право” или “права”?
Учащиеся: Уголовное право, право на жизнь, права человека…
Учитель: Хорошо. А какие права человека вы знаете?
Учащиеся: Право на труд, на жизнь, на образование, на защиту здоровья, на собственность…
Учитель: А какое право я сейчас нарушил? (При этом взять у одного из учеников со стола ручку и отдать другому).
Учащиеся: Право собственности.
Учитель: Давайте представим себе на мгновение, что мы оказались в городе, в котором люди забыли, что такое собственность и право собственности. Квартиры, машины, компьютеры, велосипеды – все у них общее. Все принадлежит одновременно всем жителям города. Каждый может взять любую вещь. Представьте себе, что вы оставили в школьной раздевалке сменную обувь. Приходите после уроков, а ее нет. В ней ушел ваш одноклассник. Выходите на улицу, а на стоянке нет вашего новенького навороченного велосипеда. По улице проходил какой-то мужчина, он очень спешил и решил воспользоваться вашим велосипедом. Приходите домой, а ключ не подходит к замку. В вашей квартире живут какие-то другие люди. Хорошо ли жить в таком городе?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Хорошо. Тогда давайте на сегодняшнем уроке и начнем знакомство с этими вопросами. Запишите тему урока: “Право собственности” (дети записывают тему в тетрадях, а учитель на доске). Но прежде всего мы должны выяснить, что такое собственность. Скажите мне, пожалуйста, какие образы возникают у вас, когда мы произносим слово “собственность”?
Учащиеся: Дом, машина, земля, вещи, квартира, одежда… (учитель записывает называемые детьми примеры на доске).
Учитель: Какое из этих слов является наиболее общим и может заменить все остальные?
Учащиеся: Это слово “вещи”.
Учитель: Но можем ли мы сказать, что дом и земля – тоже вещи?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Тогда найдите слово, которое объединило бы и дом, и землю, и вещи.
Учащиеся: Это слово “имущество”.
Учитель: Кому принадлежит это имущество?
Учащиеся: Людям, человеку.
Учитель: Тогда давайте попытаемся (помня все вышесказанное) дать определение термину “собственность”.
Учащиеся: Собственность – это имущество, принадлежащее человеку.
Учитель: Хорошо. Запишите себе это определение в тетради (учитель записывает термин и его определение на доске). Но тема нашего урока “Право собственности”. В чем же оно заключается? Вам сейчас, наверное, сложно ответить на этот вопрос. Поэтому давайте прочтем пункт 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации “Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами”.
Так в чем же заключается право собственности?
Учащиеся: Право собственности заключается в возможности владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью.
Ситуации:
1. Семья Ивановых купила новую стиральную машину. Как они ее используют? Где у них находится эта стиральная машина? (Для группы, которая дает определение термину “владеть собственностью”).
2. Папа купил Ване Иванову велосипед. Для чего предназначен этот велосипед? Как Ваня может использовать велосипед? (Для группы, которая дает определение термину “пользоваться собственностью”).
3. Когда Ваня Иванов вырос, он подарил свой велосипед Мише. Кто изменился у велосипеда? (Для группы, которая дает определение термину “распоряжаться собственностью”).
Результаты запишите на листе:

право собственности
владеть пользоваться распоряжаться
иметь дома, использовать менять
в хозяйстве по назначению владельца

Учитель: Если человек украдет вещь, станет он ее владельцем?
Учащиеся: Нет. Так как он нарушит закон, совершит преступление.
Учитель: Тогда как же человек должен приобрести вещь, чтобы стать ее владельцем?
Учащиеся: Не нарушая законов и прав других людей.
Учитель: Молодцы. А теперь давайте поработаем с сигнальными карточками и выясним, насколько хорошо вы разобрались с правомочиями собственника. Если я приведу пример ситуации, в результате которой человек становится владельцем собственности, вы поднимете зеленую карточку. Если я приведу пример использования собственности – красную, если это будет пример распоряжения собственностью – вы никакую карточку поднимать не будете.
Примеры: купить машину, получить в подарок велосипед, выиграть телевизор, кататься на роликах, играть на компьютере, плавать в бассейне, подарить ручку, выбросить игрушку, дать поиграть куклу…
Учитель: Теперь попытаемся найти ответ на такой вопрос. Можете ли вы сейчас владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью? Примите решение об этом, прочитав следующий текст:
Собираясь переехать в другой город, бабушка подарила 12-летней внучке дом. Спустя некоторое время какой-то нечестный человек уговорил девочку обменять дом на красивую куклу. Девочка согласилась. Дом был ей не нужен, а куклу она давно мечтала иметь. Но мама сказала, что девочка не может обменять дом на куклу (она может в нем жить, но обменять или подарить дом она не может). Она сказала, что куклу можно обменять на какую-нибудь другую игрушку (конечно, если девочка хочет это сделать). Продать же или подарить дом девочка сможет только после того, как ей исполнится 18 лет.
Работа осуществляется в группах. Первая группа определяет, могут ли дети до 14 лет владеть собственностью, вторая – пользоваться, третья – распоряжаться.
Далее учащимся предлагается составить памятку собственника. Она должна содержать ответы на три вопроса:
1) что я сейчас могу делать в отношении собственности?
2) что я смогу делать в отношении собственности?
3) чего я никогда не должен делать в отношении собственности?
Учащиеся:
1) я могу владеть, пользоваться и распоряжаться (но только мелкой) собственностью;
2) я смогу полностью распоряжаться собственностью;
3) никогда не должен нарушать права собственности других людей, я никогда не должен причинять вред другим людям, пользуясь своей собственностью.
Данная работа также выполняется в группах.
Учитель: Отлично. Мы поработали все вместе, в группах. Теперь же пусть каждый поработает самостоятельно. Выполните задания теста. В нем 5 вопросов. Если вы правильно ответите на все 5 вопросов, то вы получаете “5”. Если на 4 – то “4” и т.д.
Задания теста:
1. Продолжите высказывание. Собственность – это ___.
2. Разделите приведенные ниже примеры на две группы на основании общего для них признака:
а) писать ручкой;
b) подарить мячик;
с) выбросить карандаш;
d) играть на компьютере;
e) кататься на велосипеде;
f) дать покататься на роликах.
А ___ Б ___
3. Исключите из списка утверждение, противоречащее закону:
а) человек может владеть вещью, но не пользоваться ею;
b) человек может пользоваться вещью, но не владеть ею;
с) человек может распоряжаться вещью, но не владеть ею.
4. Выберите правильный ответ. Я сейчас не могу:
а) купить квартиру;
b) дать пописать ручкой;
с) выбросить игрушку;
d) играть на компьютере.
5. Выберите два правильных ответа. Я стану владельцем вещи, если:
а) получу ее в подарок;
b) куплю ее;
с) украду ее.
В конце урока учитель проверяет правильность выполнения теста. Дает домашнее задание. Домашнее задание можно также дать по группам:
1) 1-я группа должна привести три примера собственности и написать, как ею можно владеть, пользоваться и распоряжаться;
2) 2-я группа должна составить список своей собственности, собственности родителей, совместной собственности;
3) 3-я группа должна найти в СМИ примеры нарушения права собственности в нашей стране.

Дополнительные материалы к уроку:
ГК РФ Статья 28 (дееспособность малолетних)
2. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать:
а) мелкие бытовые сделки;
b) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
с) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Виктор БУТРИН,
учитель истории и права
Рязань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте