Конечно, я люблю Викниксора. И рад, что он понравился многим миллионам зрителей. Для меня Викниксор в фильме «Республика ШКИД» это идеал педагога. Прежде всего, он не стремится сделать своих учеников маленькими копиями самого себя, а пытается вытащить из них и развить то индивидуальное, что в них возбуждает.
И самое главное, Викниксор – принципиальный воспитатель талантов.
Есть такая известная формула: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». К сожалению, эта формула иногда бывает формулой воспитания. Мой Викниксор органически не приемлет подобную формулу как воспитатель. Он убежден: «Поэтом ты обязан быть!.. Только будучи поэтом, ты сможешь стать гражданином». Разумеется, поэтом – в широком смысле слова. Но и в узком – тоже. Недаром в «Республике Шкид» (школе имени Достоевского) все ребята писали стихи. Отсюда же и массовое, почти истерическое, увлечение стенными газетами. И самодеятельный театр.
К сожалению, при монтаже картины эпизод с театром «остался за кадром»: не вместился в картину.
Наверное, всякий педагог пытается совместить игру и воспитание. По-моему, это единственный способ воздействия на детей. Но меня особенно трогало и увлекало в Викниксоре то, что, создав эту игру, он сам до конца вошел в нее. Когда его избрали «президентом», он переживал радость. Огромную человеческую радость. Радость, что народ доверяет ему. Это была педагогическая радость.
Убежден, что отсутствие хитренького подхода к шкидцам, предельная увлеченность, отданность «Республике» и завоевали Викниксору сердца ребят.
Именно этот способ воздействия, эта увлеченность освободили Викниксора от многих готовых форм. Непрерывный поиск, так свойственный первым годам нашей революции, определил не только жизнь Викниксора. Другие тоже искали и находили свое. Но мы знаем об этом меньше.
А ведь этот поиск и сейчас интересен. Потому он нас всех и волновал. Думается, что сейчас многие наши школы как раз и грешат устоявшимися, малоподвижными формами воспитания, не успевающими за быстро меняющимися поколениями.
Роль Викниксора была для меня вдвойне ответственной. Потому что многие исполнители шкидцев были не профессионалами – артистами, а школьниками. И школьниками трудными.
С особой радостью вспоминаю работу с Сашей Кавалеровым, исполнителем роли Мамочки. Работать с ним было очень приятно. Саша учился тогда в седьмом классе и показал себя в кино явно способным человеком. Мне кажется, что Саша – типичный пример ученика, о котором мечтал бы настоящий Викниксор. И между нами естественно установились сходные отношения. Образ Викниксора неизменно приходил мне на помощь. Викниксор хорошо образован, много знает, но никогда не давит авторитетом, и разговоры его, даже с самыми маленькими, всегда – на равных. При всем том Викниксор не умеет, не может скрывать свой гнев. Он обрушивает на голову провинившегося ярость оскорбленного человека. Он видит перед собой зреющую личность и не терпит антиобщественных поступков.
Меня иногда спрашивают, с кого взят мною образ Викниксора. С одного знакомого мне педагога или сразу с нескольких? Отвечаю откровенно: образ Викниксора взят с моего отца, который и был моим педагогом. И усы и бородка – тоже отца. Только чуть-чуть сместили их в сторону Дон Кихота. Мы хотели дать Викниксора не просто интеллигентом, а интеллигентом чисто классического, рыцарского толка. Соответственно всему его поведению. Помните, вышвырнув в коридор незадачливого убийцу, Викниксор обязательно должен поправить безупречную прическу и ласково улыбнуться даме!
Галантное рыцарство Викниксора чрезвычайно важно. В фильме есть эпизод с девушками. Весна. Шкидцы начинают, что называется, «шуры-муры». Перебрасываются двусмысленными словечками. Входит Викниксор. «Знаете, мне это не нравится!» – говорит он своим воспитанникам. Он говорит с мальчишками, как с молодыми мужчинами. Он дает им настоящий урок полового воспитания. Любовь?! Ну, так надо ухаживать. Красиво ухаживать. Надо целовать даме руку (в то время!). А как же иначе? Он дает ясно почувствовать: «Все пойму – и вашу любовь, и ваше ухаживание».
Несомненно, эта откровенность волновала и еще больше завоевывала ему ребячьи сердца.
А вообще судьба Викниксора сложилась печально. Его методы, как и методы Макаренко, не были признаны тогдашним «педагогическим Олимпом». Не получили поддержки.
И потому тема фильма – это тема одинокого, упрямого борца, непоколебимо верящего в конечный успех своего педагогического подвига.
Комментарии