В 2002 году Александр Сокуров выпустил свой знаменитый экспериментальный фильм «Русский ковчег», действие которого проходит в Зимнем дворце (Эрмитаже). Почему знаменитый? Он снят одним кадром: полтора часа камера непрерывно кружит по 33 залам сокровищницы искусства. Вот и на конкурсе «Воспитатель года России», по-моему, можно снимать первый тур длинным единым кадром, переходя из аудитории в аудиторию, переезжая из одного детского сада в другой и показывая крупным планом взволнованные лица конкурсантов, которые проводили занятия с детьми, а затем отвечали на вопросы жюри. Мотор! Камера! Начали. А чтобы было веселее, нас будут сопровождать строчки из песен о детском саде и воспитателях.
«Много воспитателям работы с понедельника и до субботы»
Итак, 24 сентября, суббота. Средняя школа №43 им. А.С.Пушкина с углубленным изучением немецкого языка города Ярославля. 9.30 утра. Через полчаса начнется первое испытание всероссийского финала конкурса «Воспитатель года России»-2022 «Моя педагогическая находка». На подоконнике вырезанные из дерева хештеги, с которыми с удовольствием фотографируются конкурсанты и их сопровождающие. Я бы выбрала этот: «А вокруг меня Ярославия». Захожу в первый попавшийся кабинет. Привлекла внимание небольшая дружная компания: четыре сопровождающих и участница, представительница Московской области, воспитатель детского сада №44 поселка Подосинки Екатерина Казарова. Екатерину Геннадьевну поддерживают коллеги по садику и даже заведующая. Спрашиваю:
– В чем ваши главные задачи как сопровождающих?
Отвечает старший воспитатель Таисия Кузьминична Соколова:
– Методическое сопровождение и эмоциональный комфорт участника. Снятие напряжения. Мы в коллективе давно вместе работаем, знаем все плюсы и минусы коллег. Когда чувствуешь человека, а человек чувствует тебя… Это важно. Ее глаза – мои глаза. А когда рядом нет поддержки, это тяжело.
– А какого конкурсного испытания ждете с трепетом?
Хором говорят: педагогического мероприятия с детьми. «Это наше, это конек нашей участницы. Готовились детально – куда детей посадить, какие слова сказать. Но она молодец, у нее все на высшем уровне». Судя по результату – Екатерина Казарова оказалась в «пятнашке» лауреатов, – хорошо подготовились!
Оказалось, что я в конкурсной группе №5. Председатель этой группы жюри, заведующая лабораторией проблем детства Института развития образования имени Н.Ф.Бунакова Воронежской области Татьяна Кривцова говорит вступительное слово:
– Седьмой год работаю на конкурсе, считаю его хорошей экспертной площадкой. С большим интересом буду слушать все, о чем вы расскажете. Для меня как для эксперта, который курирует вопросы дошкольного образования в своем регионе, это очень важно. Хочу, чтобы в аудитории была теплая, дружественная атмосфера.
В группе экспертов – абсолютная победительница 2021 года Ольга Хитрова:
– Я безумно рада нашей встрече. Рада, что имею возможность ознакомиться с вашим опытом, наполнить свою копилку вашими лучшими практиками. У вас все обязательно получится!
Первым выступать всегда непросто. Но Олеся Картуха, воспитатель детского сада №32 «Сказка» города Клинцы Брянской области, говорит уверенно:
– В природе много строителей – пчелы, бобры, муравьи. Но самый талантливый, конечно же, человек. Моим помощником в развитии предпосылок инженерного мышления в процессе архитектурного творчества стало дидактическое пособие «Смартхауз, или Умный дом». Мы с ребятами условно разделили дом на три комнаты – три рабочие универсальные панели. Первая комната «Я конструктор» – в ней ребята не только закрепляют знания о формах, цветах, но и создают свои первые постройки – дома, мини-парковки, маленькие здания и даже мини-города. Следующая комната – «Я творец» – позволяет раскрывать архитектурные способности ребенка. Здесь есть координатные клетки. Ребенок берет трафарет, может изобразить замок, собор. А затем украсить, преобразовать сооружение. Панель «Я мастер»: прямые и изогнутые линии превращаются в скамейку или домик для Тотошки из сказки «Волшебник Изумрудного города». Используем фетровые основы. Мои ребята большие фантазеры. Юный гений Платон однажды предложил придумать книгу, где будут жить буквы и картинки. Родилась азбука «Я архитектор», в ней буквы представлены в виде строительных и архитектурных материалов.
«Не зря называют нас мамой второю и домом вторым детский сад»
Насмотревшись и наслушавшись конкурсантов 5‑й группы, иду дальше. В коридоре разговорилась с сопровождающей участницы из Алтайского края Тэрэзы Иунихиной.
Людмила Страхова, инструктор по физической культуре детского сада №268 Барнаула, считает, что уровень конкурса «Воспитатель года» очень вырос. Людмила Владимировна восхищена церемонией открытия, однако ей не хватило представления регионов, откуда приехали воспитатели. Например, вынести флаги, показать достопримечательности… Сборник с мини-очерками о конкурсантах похвалила:
– Сборник шикарный! Он нужен и важен. Мы заранее могли узнать о коллегах из нашей группы, какое у кого направление, перекликаются ли темы. Ведь наша задача – взять для себя как можно больше полезного, найти единомышленников. Мы поняли, что тема, над которой работаем, актуальна, но коллеги смотрят на нее с другого ракурса.
Захожу в аудиторию, где свой опыт представляет группа №4, и попадаю на выступление воспитателя детского сада «Колокольчик» города Городовиковска Республики Калмыкия Лидии Ивановой. Лидия Владимировна показывает свою творческую придумку – многофункциональный сундучок сказок, а точнее, настоящий кладезь сокровищ!
– В сундучке может поместиться целый арсенал любимых сказок. Он всегда в поле зрения детей. С его помощью ребята могут создать свой кукольный театр. Итак, открываем сундучок. А там сказка! Например, «Красная Шапочка». На «сцене» сундучка спрятан сюрприз – фигурка Красной Шапочки из войлока за елочкой, сделанной из того же материала. Дети оживляют кукол, разговаривают за них. Еще есть отдел для больших кукол, они созданы руками детей, их родителей, педагогов. Малыши наделяют персонажей новыми способностями. Ребенок может один играть, может с друзьями. С помощью сказки педагог показывает алгоритмы поведения в различных ситуациях. Я видела, как дети разговаривают с куклами. Делятся переживаниями и радостями. Однажды мальчик спросил куклу: «Кем же я буду, когда вырасту?», а другой ребенок: «Что мне подарят на день рождения?». Куклы можно взять домой поиграть.
Снова отправляюсь в путь по школьному коридору. Под окошком отдыхает после презентации Александра Долина, учитель-логопед детского сада №37 Новочеркасска Ростовской области. Улыбается.
– Вы довольны своим выступлением? Сказали что хотели?
– Да. Но было небольшое волнение.
– А о чем вы рассказывали?
– Я представляла свое многофункциональное игровое пособие «Терем-теремок», которое могут использовать все педагоги-дошкольники – и музыкальные руководители, и инструкторы по физкультуре, и логопеды, и воспитатели. Мой теремок легко трансформируется, имеет разные рабочие поверхности, поддерживает детскую инициативу, творчество. Его используют и мои коллеги в детском саду, и в семьях делают теремки из подручных материалов. С этим пособием можно отрабатывать советы логопедов и других специалистов, придумывать свои игры, упражнения.
– Почему волновались?
– Не включилась презентация сначала. Потом заработала. Спасибо, жюри поддержало.
– А вопросы от жюри были сложные?
– Нет. Они позволили раскрыть то, что мы представляли. Никаких каверзных вопросов не было. И коллег мое выступление заинтересовало. Надеюсь, что они создадут аналог моего УМК и будут его использовать. Настроение отличное! Первый этап пройден.
Вот еще одна конкурсантка, которая «сдала экзамен». На футболках ее команды – иллюстрации из «Маленького принца». Знакомлюсь: Юлия Геннадиевна Доронина из Волгоградской области. Я, конечно, и не догадываюсь, что говорю с абсолютной победительницей этого года.
Юлия шепчет – потеряла голос. Но не оптимизм. Прошу рассказать об ощущениях:
– Все получилось? Как вам жюри?
– Такие молодцы! Столько добрых слов сказали, заверили в своей любви, заботе! Мы прямо успокоились, выдохнули. Прекрасные члены жюри! Атмосферу создали хорошую, спасибо им.
– Волнение все-таки есть? С чем связано?
– В первую очередь с самой собой. Сумею ли я собраться и весь опыт, который у меня есть, донести как я хочу? Я настолько люблю свою находку, что хотела заразить своей любовью как можно больше людей.
– А коллеги как выступили?
– Мы сейчас посмотрели пять человек. Прекрасные девочки! Переживаю за всех.
Урожайный журналистский день у меня получился.
«Мы водили хоровод, голубей кормили, поливали огород, песенку учили»
25 сентября. В детские сады, где проходит главное испытание конкурса «Воспитатель года», сопровождающим нельзя. Чтобы у всех участников были равные условия. Другое дело – журналист. Я отправляюсь вместе с 8‑й группой конкурсантов в детский сад №125 Ярославля.
Нас радушно встретили коллеги. В 9.00 входят дети старшей группы – живые, задорные, талантливые!
Ну а я веду «тихую охоту». Нет, не за грибами! Мой объект – идеи участников, их профессиональные «фишки». Конечно, я не могу оценить их как эксперт. Но я мама бывшей дошкольницы, значит, могу оценить увиденное как родитель, ну и как репортер. Заранее сочувствую воспитателям из разных регионов страны – у них всего 20 минут для занятия. С другой стороны, это же конкурс! Держимся.
Палина Собгайда из Сахалинской области показывает занятие на тему «Осень красками богата», такой жребий ей выпал. Она предложила ребятам создать выставку рисунков ко Дню дошкольного работника. Детям идея понравилась. А рисовали они двумя руками одновременно.
«Мир вокруг нас» – тема занятия Татьяны Степаненко из Мурманской области. Ребята вместе с гостьей отправились из Ярославля на остров Кильдин в Заполярье. Там есть озеро Могильное. Дети пытались понять, почему один из слоев в озере – розового цвета. «Опустились» в водолазных костюмах на дно. Роль озера играла огромная расписная палатка, которую конкурсантка привезла с собой! Внутри палатки и шла первая часть исследования. А жюри наблюдало по видеосвязи.
Вместе с Дарьей Савицкой из Карелии дети сочинили сказку, действие которой разворачивается на берегу Белого моря. В сказке несколько персонажей. Дедушке дали карельское имя Тойба. А внучку, грустную, как царевна Несмеяна, ребята назвали Звездочкой. Дедушка ловил рыбу, а девочка играла осенними листьями. Девочка чуть не утонула, но ребята ее спасли! Тема: «Что за прелесть эти сказки!».
Екатерина Туркина из Архангельской области в полном соответствии с темой «Мы – исследователи» пригласила ребят в лабораторию, в которой на стаканах можно играть стеклянную музыку, соломинки превращаются во флейты, даже натянутая резинка издает звуки, как струнный инструмент. Мир полон музыки!
«Много есть профессий разных, много всяких нужных дел» – эта тема досталась Туяне Сат из Республики Тыва. Она предложила детям попробовать себя в одной из нужных даже сегодня, в век Интернета, традиционных профессий – почтальон. Ребята выполнили просьбу Печкина – наклеили марки на конверты и смастерили коробки для посылок. А еще узнали, что есть редкая профессия: переворачиватель пингвинов.
На занятии музыкального руководителя из Удмуртской Республики Елены Сабрековой малыши узнали, что такое «чудеса в решете» (это и была тема), изображали медведя и самолет, показывали, как зайчик спасает зайчат, варили музыкальный компот, водили хороводы, прыгали и танцевали.
Видеокадры рафтинга поразили детей, пришедших на встречу с Натальей Степановой из Новгородской области. Тема: «Моя страна – страна друзей», а значит, ребята отправляются в путешествие. Задания: написать или нарисовать, что возьмем с собой, проложить маршрут с помощью картинок, сделать удочку и наловить рыбки. Девочки тем временем готовили фруктовый обед.
Та же тема досталась Ирине Селивановой из Красноярского края. Она предложила ребятам дружить. Вместе даже правила дружбы вывели, основные девочка сформулировала так: «Не обижать и не кусаться!». А как общаться, когда Ирина Николаевна уедет домой? Ребята наперебой предлагают: позвонить, фотографию отправить, сделать видеозвонок, приехать. А на чем добраться друг к другу в гости? Транспорт конкурсантка предложила детям собрать… из конструктора. И не простого, а авторского, придуманного самой Ириной Селивановой. Дети разделились на группы и очень оперативно, пользуясь схемами, сделали автобус, башню и самолет. Ирина подарила ребятам свой конструктор. А дети вручили ей перекидной календарь с фотографиями садика. Жюри оценило занятие по достоинству – конкурсантка попала в «пятнашку».
«Нелегко воспитателем быть, малышей надо крепко любить»
Отдельное испытание этого конкурсного этапа – ответы на вопросы жюри во время индивидуальной беседы. Подробности оставляю на конкурсной «кухне», привожу только общие вопросы, которые помогут будущим конкурсантам:
– Вам досталась по жеребьевке определенная тема. Как вы адаптировали к ней свои домашние заготовки?
– Вам сегодня удалось реализовать свою педагогическую находку?
– Если бы у вас была возможность улучшить мероприятие, что бы вы добавили или изменили, от каких элементов отказались?
– Соотнесите содержание педагогического мероприятия с реальной научной картиной мира, которая должна формироваться у детей.
– На чем вы потеряли время?
– Если бы вы вытянули другую тему, что бы поменялось в вашем занятии?
– Были моменты, когда вам мешала активность детей?
– Какие приемы поддержания детской самостоятельности вы использовали? Какие из них самые удачные, на ваш взгляд?
Хочу отметить, что жюри слушало каждую конкурсантку внимательно, ни разу не прерывая. И было предельно корректным.
По окончании испытания эксперты ушли думать над листом с критериями и показателями, а я отправилась задавать вопросы заведующей детским садом №125 Нине Потаповой. Нина Александровна призналась, что для принимающей стороны конкурс – это в первую очередь праздник.
– А усталость – это послевкусие… Практически все наши педагоги прошли перед конкурсом курсы по развитию предметно-развивающей среды, и я вместе с ними. Это полезный для нас момент. И, конечно, обмен опытом с участниками.
В детском саду есть компьютерный класс. Дети старшего возраста занимаются по программе «Робоборик», а ребята из подготовительной группы учатся программированию. Практически весь коллектив состоит в профсоюзной первичке!
«Такими людьми может гордиться наш садик и наша страна»
Счетная комиссия под руководством завотделом по вопросам общего образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования Татьяны Алешиной работала очень быстро. К вечерней церемонии подведения итогов первого очного тура баллы были подсчитаны. Имена лауреатов мы назвали в 39‑м выпуске «МП». А эту статью мне хочется завершить словами, которые сказала, прежде чем объявить «пятнашку», Лариса Тутова, депутат Государственной Думы восьмого созыва, руководитель общественной организации «Воспитатели России», лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2011:
– Благодарю каждого из вас за ваш труд, любовь к профессии, к детям. Я сейчас вспомнила, как 11 лет назад была в вашей роли. Очень хорошо понимаю ваши волнения, переживания. Я теперь точно знаю, что после конкурса все только начинается. У вас впереди столько всего интересно! Кто бы мог подумать, что я стану депутатом! Я об этом не мечтала, но так повернулось. Уезжая с конкурса, мы увозили с собой пожелания друзей. Одно из них я хочу передать вам. Коллега мне сказал: «Я хотел бы, чтобы у моих детей был такой учитель, как ты». Если мои дети переедут в другой регион, я знаю, куда с удовольствием отдам своего внука. Каждому из вас! Уверена, что будущее России в надежных руках – ваших руках.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии