Завтра, 27 августа российские кинематографисты будут отмечать свой профессиональный праздник, День российского кино. Именно в этот день, в далеком уже 1919 году, Совет народных комиссаров принял декрет о национализации кинодела: с этого момента еще совсем юная отечественная фабрика грез переходила в ведение Народного комиссариата просвещения. Кино в то время считалось одним из главных идеологических рычагов, а потому и «заказывать музыку» решено было доверить именно чиновникам от образования. Девятый год подряд в канун Дня российского кино в столице начинает работу кинофестиваль «Московская премьера», зрительский смотр новейших работ отечественных мастеров экрана.
«Великолепная семерка», основная программа смотра – самые громкие премьеры года, уже отмеченные на других фестивалях, но Москве пока незнакомые. Так, картина «Дом ветра» режиссера Вячеслава Златопольского участвовала в международном фестивале в Монреале, а в Выборге, на «Окне в Европу», сыгравшая главную героиню Полина Кутепова была удостоена приза имени С. и А. Ростоцких. Еще внушительнее коллекция наград фильма «Сибирь. Монамур» Славы Росса: тут и Гран-при и приз за исполнение лучшей мужской роли на фестивале кинодебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске, и приз за лучший иностранный фильм международного кинофестиваля в Риме, и приз за лучшую режиссерскую работу на международном кинофестивале в Бруклине. Две награды привезли с сочинского «Кинотавра» создатели фильма «Упражнения в прекрасном» (режиссер Виктор Шамиров). Специальный приз жюри «Серебряный Георгий» достался на Международном кинофестивале в Москве картине Сергея Лобана «Шапито-шоу». И вот в ближайшие десять дней вся эта россыпь трагических и комических людских судеб, увиденная такими разными художниками через объектив кинокамеры, станет доступна и зрителям московского Киноцентра.
Как водится, через фестивальный экран пройдут и новые документальные, и анимационные фильмы. А в День города в Киноцентре покажут специальную программу, куда вошли советские мультфильмы, попавшие в список 150 лучших из когда-либо снятых. Список этот был составлен в результате опроса кинематографистов и критиков со всей планеты на Международном фестивале анимации «Лапута» в Токио. Оказывается, далеко за границами бывшего СССР знают и любят льва Бонифация, героев мультфильмов «Жил-был пес», «Варежка», а также всем близки и понятны удивительные художественные миры Юрия Норштейна.
Программа «Наше новое детское кино» – картины о детях в поисках счастья и для детей, мечтающих быть счастливыми. Здесь и современные социальные истории, как в картинах «Борцу не больно», «Мама напрокат» или «Последняя игра в куклы», путешествия в сказку – «Рыжик в Зазеркалье» и в реальное прошлое страны – «Ярослав». Впервые в Москве будет показан «Печорин» Романа Хруща – новая нетрадиционная, весьма спорная и уже тем любопытная экранизация лермонтовского романа.
И, наконец, ставшая уже традиционной программа «Форум национальных кинематографий», в рамках которой москвичи, и члены многочисленных национальных диаспор смогут узнать, что было снято в республиках бывшего СССР за последний год. Организаторы «Форума» – Конфедерация союзов кинематографистов стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ вновь привезли в столицу картины, увидеть которые здесь на большом экране в другое в другое время невозможно. Это армянская «Граница» Арутюна Хачатряна и азербайджанский «Участок» Ильгара Сафата, «Дела семейные» латыша Андриса Гауя и эстонско-российская «Красная ртуть» Андреса Пуустусмаа. И еще множество работ известных белорусских, казахских, узбекских кинематографистов. Каждый год участники и гости Форума национальных кинематографий вспоминают кого-то из классиков. Нынешняя встреча пройдет под звездой романтичного и пронзительного молдаванина Эмиля Лотяну, на чьих картинах «Лаутары», «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь» выросло не одно поколение.
Анна Хрусталева
Комментарии