search
main
0

Москва увидела фильмы, которые никто не видел

В Московском доме кино состоялся вечер, посвященный столетию русской мультипликации, подготовленный учениками и педагогами Московской международной киношколы совместно с киноведами Георгием Бородиным, Николаем Излововым, Николаем Майровым. В 1912 году состоялся показ первого российского кукольного мультфильма «Прекрасная Люканида» (режиссер Владислав Старевич).

Н​а вечере были представлены не общепризнанные шедевры мультипликации, а фильмы, которых почти никто и никогда не видел. Вечер стал продолжением проекта «Скрытая история», который много лет осуществляют в Московской международной киношколе. Смысл этого проекта в возвращении исторической памяти. Например, ученики киношколы приезжают на Соловки, чтобы восстановить и вернуть людям память о многих безвестных жертвах сталинских лагерей. Для этого они ведут поисковую и архивную работу, создают мемориальный комплекс на Секирной горе. Схожая задача решалась и на юбилейном вечере в Доме кино: восстановить забытые, потерянные, вытесненные цензурой страницы истории.Программа вечера включала даже такие «малозаметные» вещи, как мультипликационные вставки в игровые, документальные или научно-популярные фильмы, заказные мультики, сделанные для забытых ныне киножурналов, ранние учебные опусы выдающихся мастеров, следы незавершенных фильмов, рабочие материалы, не вошедшие в прокатные версии, авторские копии искаженных советской цензурой картин. Оказывается, среди такого неучтенного и забытого материала рассыпано множество сокровищ, которые заставляют совершенно иначе оценивать и рассматривать исторический процесс. Причем многие из фильмов пришлось не только разыскивать в архивах, но и реставрировать, собирая буквально по кадрикам. Одна из таких удивительных находок – цветные («трехцветные») фильмы, созданные еще до Великой Отечественной войны (!) и отреставрированные киноведом Николаем Майоровым.На вечере был представлен и фрагмент фильма «За день до нашей эры», снятый классиками нашей мультипликации Юрием Норштейном и Федором Хитруком к юбилею Октябрьской революции. Работа начиналась как заказная, но во время съемок Норштейн сказал: «Либо снимать это честно, либо вообще не снимать». Хитрук согласился, постановка ограничилась пятиминутным роликом, который воспринимается сегодня как полноценное произведение искусства.Зрители не только увидели фильмы, но и узнали «историческую кухню»: комментарий киноведов к каждому фрагменту, объясняющий сделанные в нем художественные и технологические открытия. Сквозной темой вечера стали размышления об утрате связи с прошлым и способах ее восстановления. А эпиграфом ко всему событию стала исполненная учениками киношколы песня на стихи Пушкина:Два чувства дивно близки нам -В них обретает сердце пищу -Любовь к родному пепелищу,Любовь к отеческим гробам.На них основано от века,По воле Бога самого,Самостоянье человека,Залог величия его.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте