Московское региональное отделение Всероссийского педагогического собрания проводит в рамках национального проекта «Образование» масштабное мониторинговое исследование «Модернизация образования: Ваше мнение», которое охватывает многие регионы России: Калининград и Калининградскую область, Удмуртию и Бурятию, Новосибирскую и Омскую области, Краснодарский край и так далее. Исследование проводится специалистами Научно-исследовательского института столичного образования Московского городского педагогического университета. Всего в ходе исследования получено свыше 50 тысяч анкет, которые заполняли руководители и учителя общеобразовательных школ (около 20 тысяч респондентов) и родители учащихся средних и общеобразовательных школ (свыше 30 тысяч респондентов) из регионов, принявших участие в этом исследовании. На втором Пленуме Центрального совета ВПС с сообщением выступил проректор Московского городского педагогического университета и руководитель Московского регионального отделения ВПС Сергей АТАНАСЯН.
Статфакт82% родителей московских школьников полностью удовлетворены работой столичных школ.От 65 до 81% родителей московских школьников высоко оценивают профессионализм столичных педагогов.81% московских родителей считают успеваемость своих детей отличной и хорошей.53% московских родителей высоко оценивают этот процесс, 35% – считают, что он идет на среднем уровне.
Почему Московский городской педагогический университет занимается таким исследованием? Прежде всего потому, что вот уже несколько лет наши ученые и студенты-социологи ведут масштабные исследования в рамках смотра-конкурса 10 московских учебных округов. Собственно российское исследование проводится с использованием анкет, разработанных МГПУ. Сегодня обработано только около 1000 анкет, но уже можно сделать предварительные выводы.
Один из важнейших критериев оценки качества образования в школе – удовлетворенность родителей. В целом интегральная оценка удовлетворенности работой школы родителей по результатам исследования выглядит следующим образом:
Удовлетворены полностью – 55%.
Больше да, чем нет – 36%.
Больше нет, чем да – 8%.
Нет – 1%.
По оценке родителей, в лучшую сторону выделяются Оренбург, Иваново, Омск и Новосибирск.
У 78% респондентов не возникало желания перевести своего ребенка в другую школу, только пятая часть опрошенных чаще или реже задумывалась об этом.
Один из определяющих факторов удовлетворенности работой школы – профессионализм ее учительского состава. В среднем 57% родителей оценивают профессионализм педагогов как высокий, 40% – как средний, 1% – как низкий. Наиболее высокие оценки дали родители Омской (68%), Ивановской (65%) и Калининградской (63%) областей.
Более половины опрошенных (58%) считают успеваемость своих детей хорошей, 35% – удовлетворительной, 2% – неудовлетворительной. Лучшие показатели у Калининградской (70%) и Ивановской областей (68%), а также у Бурятии (68%).
Реализация личностно-ориентированного обучения и воспитания – одно из условий повышения качества образования. Оно обеспечивается всесторонним изучением и развитием индивидуальных особенностей, интересов и способностей учащегося. В целом каждый третий из опрошенных родителей считает, что их школа осуществляет в полной мере такой процесс, 58% – частично, 12% отрицают наличие такой работы в школах.
К трудностям, снижающим эффективность учебно-воспитательного процесса, родители относят: состояние материально-технической базы школы (54%), состояние здоровья школьников (43%), недостаточный уровень подготовки школьника к поступлению в вуз и организацию питания школьников (по 36%).
Один из интересных разделов исследования – мнение родителей о воспитательной работе. По их мнению, достаточно полно реализуются такие направления воспитательной работы, как: физическое (76%), в Москве 81%, патриотическое (71%), в Москве 81%, нравственное (63%), в Москве 74%, экологическое (56%), в Москве 56%, эстетическое (52%), в Москве 71%, правовое (43%), в Москве 58%, семейно-бытовое (35%).
73% опрошенных в регионах считают, что их дети готовы вступить в самостоятельную жизнь, 86% – взаимодействовать с окружающими людьми, 70% – адаптироваться к изменениям окружающей среды, 66% – противостоять негативному воздействию изменяющейся среды. В Москве аналогичные показатели равны: 91, 97, 92 и 92 процентам.
Необходимым элементом воспитательной работы в школе, особенно в создавшихся условиях роста безнадзорности детей, распространения наркомании и вредных привычек среди молодежи, становятся мероприятия, направленные на предупреждение антиобщественного поведения, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма. Но всего лишь 35% опрошенных родителей считают, что у школы высока эффективность работы по профилактике антиобщественного поведения, 36% – подростковой преступности, 36% – наркомании и алкоголизма. В лучшую сторону по первому и второму показателям выделяются: Оренбург (55%), Омск (48%) и Новосибирск (47%), по третьему – те же регионы плюс Иваново. В Москве первый показатель – 76%, второй – 78%, третий – от 76% до 79%.
Относительно соблюдения школьных режимов 75% родителей считают, что в учебных заведениях соблюдается режим умственного труда: 71% – физических нагрузок, 74% – школьного питания, 64% – отдыха. В Москве эти показатели равны: 92, 94, 92, 92 процентам. Нарушение школьного режима и чрезмерные нагрузки приводят к тому, что каждый четвертый школьник, по мнению родителей в регионах, в период обучения в школе приобретает болезни органов зрения, каждый пятый – органов пищеварения.
В сентябре масштабное пилотажное исследование будет завершено, и тогда уже можно будет с полным основанием сравнить все полученные данные с данными по Москве.
Комментарии