Максимально раскрыть потенциал особенного ребенка и поддержать его семью – на это направлена социально-педагогическая система «Портаж». Эта уникальная методика была опробована в 20 странах мира и доказала свою эффективность. Российские специалисты все активнее применяют ее в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями. В Москве площадкой для обучения педагогов этой технологии стал Городской психолого-педагогический центр.
Очередной трехдневный семинар прошел в феврале 2023 года. По его итогам сформированы команды специалистов, которые уже внедрили методику «Портаж» в работу.
– Методика уникальна, потому что, во-первых, она предполагает активное участие родителей особенного ребенка. Во-вторых, мы отталкиваемся не от того, что должен уметь ребенок в рамках своего возраста, а от его возможностей. Мы исходим из того, что малыш уже умеет, какие его сильные стороны, в каком направлении он может развиваться дальше. Мы работаем индивидуально с каждым ребенком. Большой плюс состоит в том, что мы работаем в команде. Она формируется из узких специалистов: логопеда, дефектолога, психолога. Каждый специалист чувствует плечо товарища по команде, наполняется новыми знаниями и умениями, узнает тонкости работы и добавляет их в свою профессиональную копилку, – рассказывает тренер методики «Портаж» из Пскова Наталья Мохова, специально приехавшая на семинар в Москву, чтобы передать опыт столичным педагогам.
Инициатором обучающих семинаров в Городском психолого-педагогическом центре Москвы, а также в других регионах России стал благотворительный фонд «Димина мечта». Его проект «Вместе получится» победил в конкурсе президентских грантов, благодаря чему уникальную технологию «Портаж» стали тиражировать, обучая специалистов в разных федеральных округах: Центральном, Дальневосточном, Приморском, Южном.
– Технология «Портаж» позволяет прямо на местах сформировать команды специалистов, которые могут обеспечивать каждодневное развитие ребенка по разным направлениям: познавательная деятельность, двигательная активность, социализация, коммуникация и самообслуживание. Принципы работы этой методики гарантируют положительную динамику в развитии ребенка, расширяют родительские компетенции, способствуют профилактике эмоционального выгорания и родителей, и педагогов. Все, что мы делаем, направлено на развитие системы помощи в шаговой доступности, – сообщила директор благотворительного фонда «Димина мечта» Елена Володина.
В основу технологии заложено тесное взаимодействие с семьей особенного ребенка, когда между родителями и командой специалистов формируются партнерские отношения. Педагоги подсказывают родителям, как ежедневно заниматься с сыном или дочерью дома, показывают развивающие упражнения, объясняют, что занятие должно проходить исключительно в игровой форме. Как отмечают специалисты, успех часто зависит от мотивации семьи.
– В наш центр обращаются за помощью большое количество семей, в которых воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями. Меня очень заинтересовала система «Портаж», потому что она открывает более широкие возможности в работе с детьми. Прежде всего я планирую применять эту технологию для тех семей, где родители активно включены в процесс развития ребенка, так как им придется каждый день заниматься с ним. Если что-то не будет получаться, мы дадим рекомендации и советы, чтобы помочь ребенку сделать новые шаги в развитии, – поделилась участница обучающего семинара, учитель-логопед ГППЦ Елена Королева.
– В работе с детьми я использую разные технологии и постоянно обогащаю свой профессиональный опыт. Элементы системы «Портаж» планирую включать в работу с детьми с тяжелыми множественными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна. Важно, чтобы родители были сами замотивированы. Только совместные усилия могут привести к положительному результату. Эта методика нацелена на успех и ребенка, и педагога. И это ощущение успеха будет мотивировать на дальнейшую работу, – рассказала участница семинара, педагог-психолог ГППЦ Надежда Марко.
Специалисты отмечают, что чем раньше начинается работа с ребенком, тем интенсивнее пойдет его развитие. Педагоги, применяющие методику «Портаж» уже несколько лет, с готовностью рассказывают истории успеха своих воспитанников.
– У нас был мальчик Ваня, он начал заниматься с 2 лет. Его мама была очень заинтересована в результате. Самый большой прорыв у Вани произошел в социализации и коммуникации. В результате занятий он научился взаимодействовать с людьми. И самое важное, что они его понимали. Ваня смог пойти в детский сад в группу кратковременного пребывания, общался с детьми и педагогами, стал активным ребенком, готовым к познанию окружающего мира, – вспоминает Наталья Мохова.
Акцент на успехе – еще одна особенность этой технологии. Его празднуют после каждого малейшего достижения в развитии. Сначала команда специалистов оценивает возможности ребенка и уже сформированные навыки, далее составляет траекторию развития, ставит долгосрочные и краткосрочные цели. Каждую цель дробят на еще более мелкую, давая возможность ребенку шаг за шагом двигаться вперед.
– У нас есть традиция – празднование успеха. Каждый маленький шажок, который сделал ребенок в своем развитии, достоин того, чтобы праздновать успех, – заключила председатель ассоциации «Портаж» Мария Машкова.
После февральских семинаров еще больше сотрудников ГППЦ освоили новую технологию и уже начали внедрять ее в свою ежедневную работу с особенными детьми. Отделения центра расположены в разных административных округах Москвы. Каждая семья, которая нуждается в психолого-педагогической помощи, может выбрать наиболее удобный адрес.
Ольга ЕГУПОВА, заместитель директора Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы
Комментарии