Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Московская семья – компетентные родители, не воспринимающие педагогических нотаций

Учительская газета, №43 от 23 октября 2007. Читать номер
Автор:

Ксения БЕЛАЯ, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования:

– 11 сентября 2007 года на базе детского сада №1701 Юго-Западного окружного управления образованием состоялся «круглый стол» «Реализация программы «Московская семья – компетентные родители», в работе которого приняли участие более 80 человек. Педагоги и руководители дошкольных образовательных учреждений, методисты, специалисты окружных управлений образованием, представители науки говорили о формах организационно-управленческого и научно-методического взаимодействия разнообразных структур в реализации программы «Московская семья – компетентные родители», об использовании эффективных форм и методов общения педагогов с родителями в практике работы современного московского ДОУ, о профессиональной компетентности педагогических кадров в общении с родителями, об обновлении информационно-справочной службы для родителей на городском и окружном уровнях.

В нашем обществе заметно возрастает ценность семьи, материнства, семейного воспитания. Семья – один из древнейших институтов, который пережил целые эпохи. Долговечность семейного института в том, что семья позволяет человеку любой эпохи более устойчиво держаться в обществе. Семья, как источник, питает более широкие и высшие сферы человека – чувство Родины и патриотизм. Общественное дошкольное воспитание создано как институт помощи семье в воспитании и образовании ребенка. О взаимодействии этих двух важных для общества институтов шел обстоятельный и деловой разговор науки и практики.

Самый разнообразный опыт работы детских садов Юго-Западного округа был представлен на выставке, и в сообщениях на заседании «круглого стола» было отмечено, что родители больше прислушиваются к мнениям тех педагогов, человеческую ценность которых они признают. Это побуждает специалистов дошкольных образовательных учреждений непрерывно обогащать свой опыт в вопросах семейной педагогики и психологии, повышать коммуникативную культуру общения с семьей.

Практика сотрудничества государственных образовательных учреждений с родителями долгие десятилетия развивалась в рамках функции просвещения, при этом был накоплен положительный опыт повышения педагогической культуры родителей. Вместе с тем возникли и трудноразрешимые противоречия: современная семья не воспринимает педагогические нотации и монологическую направленность общения. Чрезмерный акцент и увлеченность некоторых педагогических коллективов рационалистическим подходом в сотрудничестве часто проявляется в том, что педагоги больше заботятся о том, чтобы напитать знаниями родителей, поэтому происходит механический перенос содержания и методов общественного воспитания детей на практику семейного воспитания, педагоги жестко придерживаются рамок формального просвещения. Это сегодня затрудняет возможность эффективного и комплексного влияния на родительскую компетентность. Между тем важно выстроить подлинное доверие и партнерство с семьей на основе диалогической стратегии сотрудничества специалистов ДОУ и родителей.

Мы уже приступили к реализации городской программы психолого-педагогического сопровождения родителей «Московская семья – компетентные родители». В каждом ДОУ активно внедряются обновленные технологии сотрудничества с семьей по воспитанию детей раннего и дошкольного возраста. Педагогическая поддержка семьи предусматривает разнообразные формы реализации права родителей на информацию, овладение родителями конкретным опытом организации игр, содержательного досуга, укрепления здоровья детей. В августе на телеканале «Столица» началась серия научно-популярных передач для родителей (она имеет то же название, что и программа), это позволяет вести регулярный диалог о реальных возможностях нынешних родителей, разумно распоряжаться имеющимся воспитательным потенциалом во благо ребенка и стабильности своей семьи.

Мы приступили к созданию Библиотеки научно-методической литературы для профессионального пользования с грифом «Московская семья – компетентные родители», уже издан сборник «Мы можем посоветовать…», скоро выйдут в свет сборники «Практика сотрудничества семьи и детского сада», «Методика анкетного опроса в системе взаимодействия с родителями», «Как беречь детство: простые секреты для родителей дошкольников», «Образовательные игровые программы для родителей детей раннего и дошкольного возраста», готовятся к изданию пособия «Скорая психолого-педагогическая помощь», «Информационный справочник московского родителя (о сети психолого-педагогических консультативных служб с перечнем оказания услуг в сфере детско-родительских и супружеских отношений».

В окружных методических центрах созданы тематические каталоги изданной ранее литературы и статей по проблемам семейного воспитания, обобщен и представлен опыт детских садов по использованию различных форм и методов взаимодействия педагогов с родителями.

2008 год в Москве объявлен Годом семьи. Мы многое сделали для взаимодействия с семьей, но многое еще предстоит сделать. Во всяком случае, у нас есть интересные идеи, и мы надеемся, что многие из них будут реализованы на практике.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту