По сложному учебнику с множеством имен и дат учиться трудно. Трудно тому, кто не желает разбираться в тонкостях науки, даже не из-за собственной лени, а просто потому, что готовит себя к совсем иной деятельности. Но есть у сложного учебника один плюс – он пригодится и после школы уже как справочник. Тому, кто решил изучать любимый предмет в вузе, легче будет на вступительных экзаменах, если уже в школе или сразу после выпускного бала проштудирована сложная книга.
Учебник “Русская литература ХХ века” (М., “Дрофа”, 2000) под редакцией В.В.Агеносова – именно такая, сложная книга. Учебник состоит из обзорных глав, в которых даны сведения о литературе определенного периода, и глав монографических, где рассмотрено творчество наиболее ярких писателей. Каждый раздел учебника сопровождает библиография. В конце – словарь литературоведческих терминов. В каждой главе предлагаются темы сочинений, задания для самостоятельных работ, вопросы для закрепления и повторения учебного материала…
Я открыл учебник наугад и попал глазами на один из таких вопросов. Речь идет о рассказе Солженицына “Матренин двор”. “Вспомните, у кого из русских писателей XIX века главная героиня носила такое же имя…” Увы, как ни старался я вспомнить, на память пришла только Матрена Тимофеевна из “Кому на Руси жить хорошо”. Простая крестьянка с волевым характером, у которой взяли в солдаты сына, а его очередь не подошла. Задание, сложное даже для студента. С другой стороны, чтобы считать себя специалистом в литературе, нельзя ограничиться лишь основными произведениями, знанием только главных персонажей, нельзя обойти массу второстепенных. Конечно, в одиннадцатом классе вряд ли стоит читать Александра Малышкина, Николая Нарокова, Николая Моршена, изучая их по отдельности – времени не хватит. Важны те, кто оказал и оказывает непосредственное влияние на становление личности, на формирование жизненной позиции, мировоззрение.
Учебник по литературе выпущен в комплексе с хрестоматией и методическим пособием для учителя. Здесь авторы раскрывают свою концепцию преподавания литературы. Это отказ от излишней идеологизации, связь с литературой XIX века, стремление разграничить понятия литературы рубежа веков и серебряного века. Многие материалы той эпохи для школьных библиотек недоступны, и этот недостаток призвана пополнить хрестоматия. В нее включены отрывки теоретических работ, стихотворения и проза наиболее крупных писателей. Составители хрестоматии стремились дать именно то, что в школьной библиотеке может не оказаться.
Литература ХХ века – это и советский период, и русское зарубежье, и то, что до поры до времени лежало в писательских столах. Все направления представлены в обзорах учебника, построенного по принятой большинством ученых периодизации: рубеж веков (1890 – 1917), 1920-е годы, 1930 – середина 1950-х, 1950 – 1990-е годы. Авторы, конечно, не предлагают изучать тот гигантский массив произведений по принципу “никого не забыть”. Учителю нужно выбрать сравнительно небольшой круг писателей, каждый из которых представляет значительное явление.
Помимо биографии в статью о том или ином авторе включена подглавка “Художественный мир писателя”. Она поможет определить, в чем состоит его творческая индивидуальность, художественный мир. Далее следует подробный разбор одного или двух произведений. Обычные задания сочетаются с усложненными (одно из которых уже было приведено в качестве примера). Вопросы и задания даны не только в конце главы, но и непосредственно в тексте, их цель – активизировать школьника.
Обилие информации способно испугать даже учителя. Дело не только в датах и малоизвестных именах. Сколько же прочитать нужно, чтобы дети видели: учитель разбирается во всем и ответит на любой вопрос! Кстати, о вопросах, которые в учебнике стоят после каждого параграфа. Их учителю бояться не нужно. Есть “палочка-выручалочка” – методическое пособие со всеми ответами. Но чтобы вести уроки, из учебника нужно выбрать самое главное; нужно определиться, что изучать: к примеру, Фазиля Искандера, которому посвящен целый раздел, или Леонида Леонова, “ужатого” до нескольких страничек. Дело не в литературных пристрастиях и вкусах, а в масштабе личности, влиянии на становление человека, о чем уже говорилось. Прежде чем раскрыть методическое пособие и учебник, нужно чувствовать готовность сделать выбор. Свой, личный. Выше слова ничего нет. Неспроста заметил Георгий Иванов:
Стихи и звезды остаются,
А остальное – все равно!
Федор ТОННЕЕВ
Комментарии