Сохранение здоровья школьников, а в идеале укрепление их здоровья, было и остается в настоящее время острой проблемой современного образования. Здоровьесберегающие технологии развиваются и совершенствуются, в особенности методики и приемы профилактики, обеспечивающей предупреждение заболевания. Именно профилактическое направление признано ВОЗ основным условием эффективности систем общественного здравоохранения. Применительно к школе ведущими направлениями этой деятельности традиционно являются формирование здорового образа жизни, физкультура и массовый спорт, существенное значение имеют вакцинация и периодические медицинские осмотры.
Важную роль играют, несомненно, также система школьной медицины и школьные психологи, в чьи задачи входят, в частности, наблюдение и коррекция нарушения физического и психического здоровья школьников. Однако в структуре проблем современной школы все большее значение приобретают проблемы стрессозависимых расстройств, все более острой становится проблема патологических зависимостей. К сожалению, эти проблемы в настоящее время остаются сложными, и попытки их решения наталкиваются прежде всего на отсутствие единых подходов к выявлению этих проблем на ранних стадиях. Нетрудно представить, что все перечисленные профилактические мероприятия, увы, не могут быть эффективны в этой конкретной области, включающей в себя острейшие осложнения в виде детских суицидов, алкоголизации и наркотизации, распространение курения среди детей и подростков. Следствием этих проблем становятся сложности обучения, психологические кризисы, нарушения социализации детей и подростков, неврозы и психосоматические заболевания. Распространенность этих проявлений и сопряженных с ними проблем свидетельствует о крайней необходимости формирования реального инструмента, позволяющего массово, а значит, просто и экономично оценивать состояние физического и психологического здоровья учащегося, выявлять группы риска на уровне первичной дезадаптации до развития полномасштабных проблем в виде физических заболеваний и психологических срывов. В реалиях сегодняшней школы медицинские работники и школьные психологи чаще имеют дело с теми случаями, когда профилактику проводить уже поздно. Существуют многочисленные попытки организовать профилактическую работу в школах, однако эти попытки либо сосредоточены лишь на малом объеме проблем и идут в виде кампаний, например, программы выявления проблем дыхательной, сердечно-сосудистой систем, иногда суживаясь до проблемы конкретных заболеваний. Конечно, эти мероприятия приносят определенную пользу, но при этом не могут решить проблему в целом. Другой способ решения этих проблем представляется в виде привлечения высококлассных специалистов, применительно к стрессовым проблемам это, как правило, привлечение психиатров, психотерапевтов, психологов. Также, без сомнения, существует целый ряд положительных примеров подобной тактики. Однако будем реалистами: недостаточное количество подобных авторитетов, затратность этого подхода, а также недостаточность данных, имеющихся в распоряжении этих специалистов, не позволяют говорить об эффективности этого подхода в качестве основы медицинского и медико-психологического сопровождения учащихся. В эту же группу можно отнести попытки использовать в качестве критериев оценки здоровья частные проявления деятельности какой-либо функциональной системы организма – в этих случаях мы сможем выявлять симптомы болезни, но вряд ли сможем оценить в массовом порядке тенденции к развитию тех или иных проблем здоровья на уровне ранних начальных проявлений и выделить своевременно группы риска, с тем чтобы построить адресно, индивидуально ориентированно системную коррекцию здоровья ребенка. Еще одним подходом, обеспечивающим внешнее повышение эффективности профилактической системы поддержания здоровья школьников, в последние годы все чаще становится стремление включать в сложные программы диспансеризации с использованием все более сложных диагностических систем. В этом ряду УЗИ, МРТ, компьютерная томография, часто встречается обширная программа лабораторных исследований. Не говоря уже об экономических аспектах подобных предложений, нельзя забывать и о сложности и небезопасности большинства из предлагающихся методик, а главное – результаты этих методик, как правило, адекватны в случаях исследования больного человека (для чего они, собственно, и предназначены). А ответить на вопрос о резервах адаптации, «запасе прочности» и «слабых» местах, то есть о степени риска ребенка заболеть, при помощи этих методов не удается. Это же в полной мере относится и к программам психологического тестирования.Профессионалы-психологи, уверен, со мной согласятся, что тесты являются важным, но вспомогательным механизмом, позволяющим детализировать и углубить результаты непосредственного наблюдения и контакта с ребенком. Недоучет этого факта приводит к многочисленным казусам, которые нет-нет да и становятся достоянием гласности (думаю, эти примеры многим памятны).Таким образом, все вышесказанное подтверждает необходимость разработки системы, позволяющей исследовать состояние здоровья ребенка: 1) интегративно (целостно); 2) информативно (возможность использования полученных сведений в единой системе наблюдения за здоровьем ребенка); 3) безопасно (не подвергая здоровье ребенка дополнительному риску, не имея серьезных противопоказаний); 4) технологично (с разработкой единой системы объективных критериев оценки и анализа).Также немаловажную роль играет и экономичность предлагаемой системы. Здесь уместно вспомнить недавнюю историю попыток разработки «паспорта здоровья школьника». По прошествии некоторого времени стало очевидно, что эта идея не была эффективно реализована. Большинство разработанных «паспортов здоровья» представляли из себя копии амбулаторных карт ребенка с незначительными дополнениями. Автор допускает ограниченность имеющихся у него данных, однако ему неизвестны факты каких-либо значимых результатов внедрения «паспортов здоровья» в практическую деятельность школ, лицеев, гимназий. В то же время существует положительный опыт обеспечения и медико-психологического сопровождения взрослых людей различных категорий, работающих в условиях повышенных нагрузок. При переносе методологических и технологических основ на учащихся современной школы мы исходили из следующих положений: 1) обучение может рассматриваться в качестве одного из видов деятельности, требующих повышенного психоэмоционального напряжения и использования резервов адаптации ребенка; 2) любая болезнь – психическая либо физическая – на уровне первых проявлений может быть обнаружена по состоянию психофизиологической дезадаптации; 3) наиболее четким сверхранним критерием в дезадаптации можно считать повышенную утомляемость; 4) утомляемость является характеристикой, доступной для объективной регистрации и количественного измерения.Таким образом, признаки выявления повышенной утомляемости можно рассматривать в качестве скрининг-критериев, позволяющих оценить резервы адаптации здорового внешне ребенка. Выявление повышения этого показателя наглядно свидетельствует о наличии признаков повышенного риска развития нарушений адаптации и здоровья. Сама методика, предлагаемая для использования в качестве основы скрининг-мониторинга здоровья у школьника, разрабатывалась (как и многое ныне существующее) на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия. За время своего существования она была внедрена в образовательных учреждениях Москвы, отдельных регионов, в частности Республике Татарстан, в ряде городов. Учитывая непростые реалии современной школы, одним из существенных преимуществ этой методики оказалась предельно малая затратность на ее внедрение. Существует два варианта этого мониторинга – аппаратный (компьютеризированный) и неаппаратный (бланковый). Методика включает в себя четыре теста, позволяющих исследовать параметры утомляемости ребенка. Предвосхищая возможные вопросы, полученный результат измерений сравнивается как с совокупностью предшествующих результатов того же респондента, так и со средними показателями в сопоставимой совокупности – в группе, классе, команде. Таким образом, мы уходим от сложнейшего вопроса о наличии некой нормы. Аппаратный комплекс включает в себя современные отечественные методики, как то: измерение температуры в нескольких участках тела, анализ кардиограммы, психомоторные тесты и психологические тесты на внимание. В рамках неаппаратного исследования проводится анализ четырех известных тестов, позволяющих определить параметры точности и скорости выполнения простых заданий. Средняя длительность тестирования не превышает 5-7 минут. Неаппаратный вариант возможно проводить одномоментно с большим количеством учеников, не нарушая существенно проведение уроков. Аппаратная методика при должной оснащенности может быть проведена у 25 учащихся за 45-60 минут. Эти измерения не требуют привлечения дополнительных специалистов, их может проводить любой учитель, социальный педагог, психолог, медработник. Учитывая простоту и доступность мониторинга, процедуры измерения можно повторять практически с любой периодичностью, получая важные сведения о влиянии на состояние детей различных факторов. Так, например, оценка показателей скрининг-мониторинга, проводимая перед началом школьных занятий, позволяет оценивать уровень домашнего утомления, то есть в каком состоянии ребенок приходит в школу. Сравнение показателей измерений одного дня до и после школьных занятий позволяет получить информацию о наиболее утомляющихся детях, с тем чтобы в последующем выявить и скорректировать по возможности факторы, вызывающие дезадаптацию. Одной из важных характеристик внутри выделенных групп риска в случае аппаратного исследования могут являться ориентирующие моменты, позволяющие судить, какая из сфер адаптации у ребенка была нарушена: физическое здоровье, психологическое равновесие, неврологическое состояние или вегетативная регуляция. Таким образом, существенно повышается адресность последующих корректирующих мероприятий. Кстати, при повторных измерениях можно получить информацию об эффективности выбранных корректирующих методик – при этом оценивается степень восстановления резервов адаптации ребенка. Таким образом, предлагаемая система скрининг-мониторинга здоровья школьника по показателям психофизиологического тестирования является объективной, доказательной и информативной, а простота и доступность позволяют использовать ее практически в любом образовательном учреждении в качестве базовой методики медико-психологического сопровождения образовательного процесса в рамках «паспорта здоровья школьника».Андрей ЖИЛЯЕВ, заведующий лабораторией мониторинга здоровья и доказательной реабилитации ФНКЦ физико-химической медицины ФМБА России, доктор медицинских наук, профессор, член управляющего совета школы №2120, член Общественного совета Департамента образования города Москвы
Комментарии