search
main
0

Молодые педагоги – интеллектуальный ресурс столичного образования. Быть впереди и вести за собой!

Елена ЗАЙЦЕВА, учитель математики и информатики, заместитель директора по ЭР Центра образования №1881: – Мне повезло: в школьные годы у меня были лучшие на свете родители и учителя, неравнодушные, целеустремленные, требовательные и справедливые. Я любила школу, у меня всегда было много хороших друзей. Благодаря родителям, которые всегда интересовались моими успехами и моей жизнью, классу к 7-му я уже стала довольно ответственным ребенком, и учеба мне давалась легко. Особенно я любила математику. Почему так? Родители – инженеры, классный руководитель – учитель математики, способности. Видимо, поэтому все так и сложилось. Если бы мы вернулись в прошлое, год так в 1995-й, и вы спросили бы у меня: «Кем ты хочешь стать?» – я бы ответила: «Косметологом». А в 1997 году я бы уже ответила, что «не знаю, нравится многое». Тогда в настоящем почему я стала учителем?

Теперь, спустя почти 7 лет моей педагогической деятельности, я часто рассказываю свою историю. После окончания 8-го класса я отправилась на отдых в оздоровительный лагерь, куда ездила ежегодно лет с 8-9. Почему-то в тот год подобралась такая компания ребят в моем отряде, что мне с ними было неинтересно, поскольку ребята курили, ругались нецензурно, да и поговорить особенно было не о чем. Друзей я нашла в другом отряде. Так и прошла смена. В последний вечер вожатые предложили сыграть в игру «Подводная лодка», суть которой была в том, что мы все на подводной лодке, на Земле произошла катастрофа, на лодке поломка, выбраться и продолжить человеческий род могут только 10 человек, а в отряде человек 20-25. Я не ожидала оказаться в этой десятке, поскольку почти и не общалась с ребятами из своего отряда. Насколько же я была удивлена в тот момент и рада, когда меня выбрали третьей спасенной, обосновав это тем, что «кому-то нужно учить детей, а она самая умная, поскольку постоянно читает» (а я всего лишь готовилась к литературе и читала заданное на лето). Может, тот парень, который выбрал меня в «спасенные», пророк? А моя нынешняя профессия – моя судьба?

А учителем я стала, как это ни парадоксально звучит, случайно. Когда к октябрю месяцу 1997 года у меня, учащейся 11-го класса, возникла проблема, куда пойти учиться, когда уже все мои одноклассники занимались на курсах, случайно перелистывая справочник для поступающих в вузы, мы с мамой наткнулись на факультет математики и информатики Московского педагогического государственного университета и неожиданно для самих себя остановили на нем свой выбор. Ну а после обучения на подготовительных курсах о других вузах я уже и не помышляла, хотя передо мной были открыты все двери, поскольку я окончила школу с серебряной медалью.

После получения диплома бакалавра, параллельно получая степень магистра образования, я пришла в родную школу работать учителем математики. Сразу же взяла и классное руководство. Сегодня уже подходит к концу 7-й год моей педагогической деятельности. Это был нелегкий путь, путь, с которого порой хотелось свернуть, когда вдруг почему-то возникала стена непонимания между мной, учащимися или родителями, когда я вдруг остро чувствовала полярность своих и чужих жизненных ценностей, когда понимала, что не всегда можно рассчитывать на поддержку государства. Но все это меркло в момент выпускного бала. Красивые молодые люди, теперь уже взрослые, получают аттестаты, поздравляют друг друга, родителей и учителей. Наверное, не хватит слов, чтобы описать всю ту палитру чувств, которые переполняют тебя в эти моменты, когда хочется верить, что все, к чему они стремятся, все, чего им хочется сейчас от жизни, сбудется, что они станут хорошими людьми, когда становится радостно от того, что, возможно, в них есть и частичка тебя. А как же приятно встречать своих выпускников случайно на улице, видеть, что они помнят тебя и любят!

Сейчас большое внимание уделяется тому, чтобы учащиеся знали свои права. Но при этом почти ничего не говорят об обязанностях. Часто сталкиваемся с тем, что многие учащиеся плохо понимают школьные правила или просто не хотят их выполнять. Начинать правовое воспитание нужно как можно раньше, но не с прав, а с обязанностей. Объяснять учащимся, что значит учиться, для чего нужно учиться, почему необходимо во время учебного процесса соблюдать некоторые условия, чем карается несоблюдение некоторых норм и правил. Раньше все эти беседы с детьми проводили родители. Сейчас это случается редко, поэтому необходимо включать как можно больше воспитательных занятий с детьми в школах, именно как обязательные, в расписание. А еще лучше, чтобы в каждой школе классными руководителями были специальные преподаватели, освобожденные от предметной нагрузки, которые ежедневно проводили бы с учащимися часть учебного времени, занимались организацией экскурсий, посещением театров, отдельно работали со сложными детьми, причем эта работа должна достойно оплачиваться.

Помимо этого, чтобы улучшить успеваемость учащихся, не перегружая их, целесообразно всем образовательным учреждениям работать по индивидуальным учебным планам. Многие учащиеся уже к 8-му классу точно определяются с направлением своей будущей деятельности и выбирают наиболее важные для себя предметы. Поэтому построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого учащегося поможет в большей степени раскрыть его потенциал и реализовать заложенные природой способности.

Пора поменять и систему оценки знаний. На мой взгляд, необходима минимум десятибалльная шкала. Тогда можно будет избежать и разных по уровню одинаковых оценок. Помимо этого стоит вернуть и конкурсы аттестатов для поступления в вузы, это будет дополнительным стимулом к хорошей успеваемости. А в аттестатах – указывать профиль класса, в котором учился выпускник.

Выпускные школьные экзамены должны проводиться, безусловно, независимыми комиссиями, но ни в коем случае в форме тестирования. Это не позволяет выявить уровень знаний учащегося, а лишь «расхолаживает». Есть у нас такие учащиеся, которые так прямо и говорят, что ЕГЭ будут решать «методом тыка». Так что эта форма итоговой аттестации не может отразить реального положения. Каждый ученик должен полностью выполнить предложенное задание, предъявив полное решение и ответ. Только тогда можно оценить уровень его знаний по предмету.

Сейчас большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Это, действительно, чрезвычайно важно, поскольку многие дети, только поступая в школу, уже имеют ряд заболеваний. Сказывается на здоровье и экологическое состояние окружающей среды. Одно качество питьевой воды и воздуха оставляет желать лучшего, да и нынешние продукты питания не всегда обеспечивают необходимыми для роста и развития ребенка веществами. Поэтому стоит ввести специальные программы по бесплатному обеспечению учащихся необходимыми витаминами и микроэлементами для роста и развития здорового поколения под наблюдением медицинских работников.

Во многих школах работают психологи, это просто необходимо и учителям, и ученикам. Но 2 психолога на школу с количеством учащихся в 800-1000 человек и штатом сотрудников 60-70 человек – очень мало. Та же проблема и с логопедами. А детишек гиперактивных, с нарушениями речи, с проблемами в семье с каждым годом все больше и больше.

Но нехватка педагогических и медицинских кадров в школах сводится опять же к невысокому уровню заработной платы, а ведь это люди, обеспечивающие здоровье и уровень интеллекта и развития нации. Безусловно, никто не отменяет ведение документации, но порой количество «бумажной» работы перекрывает все возможности достойной организации «учебного процесса», чего быть не должно. И тут, несомненно, задумываешься над тем, что недаром когда-то установили ставку учителя в размере 18 часов. Если бы все учителя работали на ставку, поверьте, резко повысилось бы и качество образования наших учащихся. При такой нагрузке учитель в состоянии хорошо подготовиться к урокам на следующий день, проверить все тетради и заполнить всю документацию. Но современные учителя (за редким исключением) работают на 1,5-2 ставки, чтобы иметь достойный заработок. Как следствие, переутомление, плохое самочувствие, проблемы со здоровьем, а в результате понижение качества труда и успеваемости учащихся. Над этим стоит задуматься.

Возможно, кто-то возразит, скажет, что учителя – это люди, работающие на энтузиазме, они вообще не должны думать о зарплате, ведь «делать» деньги на судьбах живых людей – просто преступление. Но ведь учитель – в первую очередь человек, а человек может быть авторитетом для других людей только, когда он во всем успешен, когда его жизнь гармонична, а его труд ценен. А это может быть тогда, когда «быть учителем» престижно, когда эта профессия уважаема, когда звание «учителя» – это не просто профессия, а некоторый важный статус в обществе.

Почему я иногда задумываюсь над тем, а имею ли я право носить это звание «Учитель»? Потому что отношусь к этому почетному званию больше, чем просто к профессии. Не сомневаюсь, об этом задумываются все преподаватели. Все мы, работающие с детьми, порой не понимаем их, порой вынуждены наказывать, порой за неимением времени можем и пропустить что-то важное для наших детей, иногда неправильно разрешаем возникающие конфликты. Это все и наводит на мысли, что чем-то важным я еще не владею, чему-то мне еще нужно учиться. Но никогда учитель не бывает равнодушен к своим подопечным, что бы ни было и какими бы они ни были, всегда переживает, всегда прокручивает ситуации снова и снова, пытаясь найти правильные решения на поставленные перед ним жизнью вопросы, всегда переосмысливает свои выводы, ищет новые решения, откладывает в копилку отработанные. Порой падает, но снова встает и, несмотря на времена и нравы, старается всегда быть впереди и вести за собой. Такова его суть, суть Учителя. И на поставленный мной самой себе вопрос ответит время в лице моих взрослеющих учеников и их родителей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте