search
main
0

Мой любимый возраст. Беседы странного старого учителя

Начало моей работы было связано со старшей школой и подготовительными курсами в институт. На мой сегодняшний взгляд, люди в 16-17 лет вышли из подросткового возраста. По школьным классам в подростковый плавно входят ученики от десяти-одиннадцати. У детей, вступающих во второй десяток лет, появляется такая особенность: «Я сам», «Я могу без тебя», «У меня есть свое мнение».

См. «УГ» №№36, 50 2003 г., 20, 34, 35 2004 г.

Одна моя знакомая девочка говорила своей бабушке: «Я тебя не слушаю! Совсем не слушаю», когда та пыталась ей объяснить, правда возмущенно, что внучка делает не так. Слова звучат дерзко, но они так звучат на возмущение взрослого. Но в этой дерзости проявляется главная особенность подростка – самозащита. Очень частое явление среди подростков – отключаться во время неприятных разговоров. И второе. Подросток, в отличие от повзрослевших старшеклассников, откровенен. Часто именно эту откровенность и принимают за дерзость.

Когда мне впервые дали шестые классы, я подумала: «Что же я буду делать с такими малышами?!» После месяца работы с ними я пришла от этого возраста в восторг. Меня поразила их искренность.

Подросток не умеет прятаться. Он весь на виду, он обнажен в своих чувствах. Работа с подросшим человеком требует от учителя сверхбережного отношения к ребенку.

Взрослый должен учитывать, что он, подросток, по-прежнему нуждается в заботе и некоторой опеке. Но теперь нельзя ее, опеку, проявлять, как у младших, навязывая свое. Многим учителям этот возраст кажется беспокойным, трудным, а дети – самовольными и упрямыми. А мне именно это самовольство 11-14-летних и нравится. Они пробуют, порой неудачно, проявлять свою волю. Но ведь безвольный человек вообще ни к чему не способен. Надо же когда-то пробовать стать волевым человеком. Время пришло, и с этим учителю надо считаться. Но не так, как делают некоторые учителя, затаивая в себе по манере взрослого: «Ну мы с тобой посчитаемся!». И по-настоящему вступает в борьбу с подростком, озлобляя его. А справляться надо не с ребенком, а с проблемой. И без злобы!

К сожалению, противостояние – примета нашей школы. Немногие учителя понимают, что противостояние ведет к войне, войне разрушительной для души растущего человека. Она убивает доверие к взрослому.

«Своя воля» пусть будет у каждого, но наша учительская забота направить ее (не обязательно насильно) на благие дела. И тут много приемов и путей.

Как выбрать самый нужный в конкретном случае? Трудно советовать. Теперь уж ваше сердце, ум, внимание к ребенку должны подсказать нужное решение.

А еще! Нет возраста более благодарного. Если они любят – то искренне и безудержно. (Впрочем, как и ненавидят). Ко мне на урок пришла методист. Я никогда не волновалась по этому поводу и вела себя всегда как обычно. Но дети! Боже, что с ними! Сидят на уроке с прямыми спинками, сложа руки на парте, как их учили в начальной школе к открытым урокам. Руки поднимают на локотке. Все до одного хотят отвечать! Я чуть не расхохоталась.

Но в душе почувствовала такую благодарность им, сопереживающим мне. На такое сочувствие способен только подросток в моем любимом возрасте.

Не надо расправляться с классом! Надо его любить.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте