Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мои университеты

Учительская газета, №49 от 2 декабря 2003. Читать номер
Автор:

Филолога Татьяну ФЕДОРОВУ можно охарактеризовать одним словом – «постоянная». Уже десять лет, с пятого курса МПГУ, Татьяна Викторовна работает в одной и той же школе – №1071 Юго-Западного округа Москвы. Столько же лет – член Профсоюза работников образования и науки. Муж – один, любимый. Дети единственные, неповторимые – дочь Вика, сын Женя. И методическая тема одна – проблема чтения.

Свои теоретические размышления о том, как приохотить школьников к чтению, Татьяна публиковала в Самаре и Ульяновске, Южно-Сахалинске и Москве. А практика работы в школе позволила сформулировать главный вывод: «Читательская деятельность старшеклассников может быть эффективной, если ведущим мотивом ее станет общение, текст предстанет перед учащимися как дискурс, а первым ученическим открытием станет слово».

Как и теперь, много лет назад я очень любила ходить в школу. И совсем не потому, что мне нравилось учиться. Я ходила в школу общаться. Каждый день – открытие. Ты открываешь мир, кто-то открывает тебя. Когда болела – плакала, плакала от одиночества, от вынужденного молчания, от потери того, что могло быть сегодня и чего уже не вернуть. Наверное, с этого школьного мироощущения и берет начало моя педагогическая философия.

Моя – не вычитанная в книгах, не законспектированная на лекциях, не позаимствованная у старших товарищей. Моя – выстраданная, пережитая, пришедшая с опытом, с годами.

Только с годами, к сожалению, начинаешь понимать, что каждый человек неповторим. И нужно воспринимать его таким, какой он есть, а не таким, каким бы ты хотел его видеть. М.Метерлинк напоминает нам устами сказочного героя, что ребенка «с пустыми руками на Землю не пускают…» Он приходит в мир с особой миссией, в нужное для этого мира время. Помочь ему раскрыть и постичь себя, а не превратить его в зеркальное отражение окружающих взрослых – задача педагога. Ребенок имеет право быть Другим, и на моих плечах – груз ответственности за моего собеседника, моего ученика.

Да, именно собеседника! Личностная философия образования только тогда «работает», когда обучение есть диалог, взаимопроникновение, а следовательно, взаимообогащение. Что может дать ученик учителю? Сказать слова благодарности? Да. Вызывать чувство удовлетворения? Конечно. А еще – стимул к постоянному самосовершенствованию, поиску. Парадокс, но только у учительского стола я почувствовала вкус к знаниям, к учению.

На уроках литературы мы выходим на иной уровень общения: не учитель – ученик, а учитель – ученик – культурная традиция. Читая и обсуждая художественное произведение, мы включаемся в полилог, где постижение Другого есть постижение себя, где нет второстепенных ролей, голос моего ученика звучит рядом с голосами великих классиков.

Как сложно порой бывает услышать своего ученика! Услышать не эхо своих слов, а его, собственные, пусть несовершенные, но мучительно рожденные слова, за которыми – Ее Величество Мысль. Мысль, заставляющая светиться глаза, мысль, дарующая книгам бессмертие, мысль, не позволяющая мне останавливаться на достигнутом. «Дальше, дальше, дальше», – говорят мне мои ученики. «Постойте!» – иногда хочется мне крикнуть в ответ. Я, вечно спешащая, обремененная массой житейских проблем, я, мама двоих детей, кажется, вот-вот сойду с дистанции. Но дома меня ждут мои дети, и в их глазах тот же призыв: «Дальше!» В руках моих учеников – будущее моих собственных детей, и если сейчас я не научу, не объясню, не покажу и не докажу что-то очень важное этому поколению, то пострадают мои дети, а значит, я сама.

Замкнутый круг? Безысходность? Нет, Вечность. Мои ученики и Вечность? Да, все мы причастны к ней, к Душе Мира, ибо частичка этой души – в каждом из нас. Более того, мы за нее в ответе. Самое главное, мне кажется, в деятельности учителя – научить и научиться ответственности. Ответственности за слова, поступки, за окружающих тебя людей, за свою страну. Заметьте, все начинается со слова. Слово, язык помогают преодолеть вселенское одиночество, с его помощью мы открываем мир и себя миру.

В каждом моем ученике – будущее. Оно прекрасно и хрупко, подобно хрустальной туфельке из сказки. Я в ответе за «чудо, миру явленное» – в этом, пожалуй, основа моей педагогической философии.

И каждый день я прихожу в «мои университеты» и сдаю экзамен по единственному и любимому предмету – «педагогической философии». И, право, мне нравится быть вечным студентом.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту