Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Модернизация – это не только Единый госэкзамен». Григорий БАЛЫХИН, первый заместитель министра образования РФ

Мой профсоюз, №40 от 30 сентября 2003. Читать номер
Автор:

Перед участниками внеочередного съезда профсоюза выступил тот заместитель министра, который курирует экономику образования, – Григорий Артемович Балыхин. Делегаты внимали каждому его слову, потому что сегодня нет ничего более важного, чем финансирование отрасли.

– Становление профсоюза совпало со становлением системы образования. Благодаря профсоюзу и его лидеру, Владимиру Михайловичу Яковлеву, аппарату ЦК, территориальным организациям, их лидерам нам удалось не допустить развала системы образования и науки как отрасли. Мы ее не только сохранили. Общими усилиями нам удалось сделать то, правда, немногое, что нашему учителю, преподавателю вуза облегчило жизнь. Хотя, конечно, все мы прекрасно знаем, в каком сложном положении находится учитель, поскольку его заработная плата самая низкая в бюджетной сфере. В связи с этим нам надо сделать очень многое, чтобы продолжить дело, начатое Владимиром Яковлевым. Самое главное сегодня – не спасовать перед теми трудностями, которые постоянно возникают.

Для того чтобы увековечить светлую память о Владимире Михайловиче, Министерство образования РФ предлагает учредить специальную стипендию имени Яковлева. Мы хотели бы это сделать вместе с Профсоюзом работников народного образования и науки, с Фондом развития и поддержки образования, с Фондом поддержки российского учительства. Мы высказывали это предложение в минуты скорби, мы настаиваем на нем и сейчас, когда избран новый председатель профсоюза.

Сегодня всех нас тревожит то, как будет исполняться новый закон, согласно которому финансирование зарплаты работникам образования и расходов на учебный процесс в виде субвенций будет идти с регионального уровня. Закон мы готовили вместе с ЦК профсоюза, инициатором его разработки был Владимир Михайлович Яковлев, мы занимались этим почти два года. Наша дружная совместная работа увенчалась успехом. Закон, внесенный уже президентом, принят и вступил в силу.

Мы разработали методические рекомендации по вопросам, связанным с формированием бюджетов субъектов Федерации на 2004 год. Подготовлено сопроводительное письмо, но на местах методических рекомендаций и этого письма явно недостаточно. Уже достигнута договоренность с Министерством финансов, мы направим в регионы еще и совместное письмо двух министерств.

Проблема заключается в том, что непонятно, какая часть субвенции должна идти на учебные расходы. Мы дали примерную формулу – около 2,6% от общей субвенции должны составлять учебные расходы, а уж в каждом конкретном регионе сами местные органы власти будут определять, что в эти расходы включать. Ясно одно: коммуналка, расходы на капитальный ремонт, приобретение оборудования, основные фонды, конечно, будут финансироваться из бюджетов муниципалитетов. А учебные расходы и компенсация на книгоиздательскую продукцию – из бюджетов субъектов РФ.

Вторая проблема связана с тем, что средства, которые выделяются системе образования, не расходуются своевременно и в полном объеме. На одном из последних заседаний правительства Министерство образования РФ подверглось резкой критике по этому поводу. На счетах образовательных учреждений на 1 сентября 2003 года накопилось 9,8 млрд. рублей неиспользованных бюджетных средств. И хотя на это есть объективные причины, нельзя не сказать – мы не умеем тратить те деньги, которые нам выделяют. Если мы не израсходуем их, эти деньги из системы образования уйдут. На заседании Правительства РФ было дано поручение Минфину, не дожидаясь 1 января, к октябрю 2003 года внести предложения об использовании этих средств на другие цели.

Начиная с 2002 года средства, которые остаются на 1 января, не возвращаются потом в новом году на счета бюджетополучателей, а уходят в доход бюджета – в стабилизационный фонд.

Сегодня мы решаем несколько очень важных задач в плане реализации Концепции модернизации. Я не хотел бы, чтобы складывалось впечатление, будто модернизация связана исключительно с Единым госэкзаменом, с ГИФО, с широкомасштабным экспериментом по содержанию общего образования, иными словами, с такими проблемами, которые находятся на слуху. Правда, замечу, что в этом году в эксперименте по ЕГЭ участвовало уже 47 регионов, в следующем предполагается подключение к нему еще 14 субъектов РФ, причем регионы идут на это добровольно. Окончательное решение о введении ЕГЭ повсеместно будет принято в декабре 2004 года на заседании правительственной комиссии во главе с премьером Михаилом Касьяновым. Если до этого у регионов появятся какие-то предложения, Минобразование их внимательно рассмотрит и по возможности учтет.

Реализуя Концепцию модернизации образования, мы занимаемся и такими проблемами, как введение возвратных государственных субсидий для студентов, получающих профессиональное образование. Это связано с тем, что, скажем, в Тверской области около 90 процентов выпускников педагогических вузов не идут работать по специальности. По итогам 2002 года примерно 60 процентов выпускников медицинских и аграрно-сельскохозяйственных вузов не пошли на работу по специальности. Деньги государство на их обучение потратило, а отдачи не получило. Для того, чтобы в какой-то степени разрешить эту проблему, мы и работаем над введением системы возвратных государственных субсидий. Студент, получив деньги на учебу, по окончании высшего учебного заведения или техникума должен будет отработать несколько лет по направлению либо возвратить их в течение 5 лет после получения диплома, причем за него может заплатить тот, кто берет специалиста на работу.

Мы работаем также над проблемой государственного образовательного кредита, подошли вплотную к окончанию разработки системы ипотечного кредитования в отрасли. Наш Фонд поддержки и развития образования накопил уже 15 млн. рублей, мы заключили соглашение с Внешэкономбанком, который тоже выделит некоторую сумму для старта программы. Скорее всего, первый дом будет построен в Томске.

Вместе с ЦК профсоюза мы занимаемся созданием отраслевой пенсионной системы, медико-социальной компанией. Основные проблемы в системе образования сейчас связаны с экономикой, с финансами, поэтому мы приступили к созданию при Министерстве образования НИИ экономики образования. Коллектив, который мы сформируем, позволит нам позже вести разработку проблем и на теоретическом, и на теоретико-практическом уровне. Недавно нам удалось решить проблему с Госинспекцией при Минобразовании РФ. Такая инспекция существовала, но финансировалась по 14-му разряду ЕТС, поэтому опытные сотрудники получали меньше рядового учителя. Мы ликвидировали Госинспекцию, а в министерстве создаем департамент образования. На это нам выделили дополнительно 95 штатных единиц. Мы создали отдельное управление инспектирования и жизнеобеспечения, в штате – 15 человек, которые будут заниматься и пожарной безопасностью, и охраной труда, и другими важными проблемами. (Отмечу, что, начиная с 2004 года органы управления образованием, учебные заведения должны будут тратить до 40 процентов бюджетных средств, которые им поступают, на капитальный ремонт и оборудование). Благодаря тому, что мы получили такую возможность для укрепления аппарата министерства за счет увеличения штатных единиц, удастся решить многие проблемы.

По требованию профсоюза в управлении экономики создается отдел труда, заработной платы и налогообложения (7 штатных единиц), а отдел социального развития будет теперь входить в состав управления экономики, которое отныне называется управлением экономического и социального развития. Мы хотим, чтобы все, связанное с социальным обеспечением работников образования, финансировалось не по остаточному принципу.

Конечно, больше всего нас волнует то, каким будет бюджет на 2004 год. Мы проектом бюджета недовольны, но что действительно удалось сделать, так это посвятить его заботе о нашем студенчестве. Мы долгое время не могли добиться повышения стипендий, сегодня эта проблема решена. Осталась другая проблема – содержание санаториев-профилакториев. В этом году мы выделяли средства тем вузам, которые имели в своей структуре санатории-профилактории. В 2004 году за счет дополнительных средств, которые нам выделены, помимо плановых, мы сможем поддержать эти лечебно-оздоровительные учреждения в той части, что раньше финансировалась Фондом социального страхования.

В законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусмотрены различные льготы и преференции. Бюджет найти деньги на все не может. Поэтому мы договорились с Минфином РФ, что будем оказывать адресную социальную поддержку учащимся. В бюджете 2004 года заложено 560 млн. рублей на повышение стипендий и оказание материальной помощи нуждающимся студентам. Сейчас законодательная норма на материальную помощь позволяет выделять не более 5 процентов от стипендиального фонда, мы договорились и подняли эту планку до 25 процентов. Начиная с сентября следующего года эти средства будут закладываться на оказание материальной помощи.

Самая главная проблема, которая всех нас волнует, – это, конечно, заработная плата педагогических работников, и прежде всего учителей. Поэтому тот факт, что в проекте бюджета на 2004 год не заложена индексация, нас не устраивает, мы поддерживаем профсоюз, который против этого протестует. Само Министерство образования РФ не может протестовать против бюджета, внесенного в Госдуму правительством. Но мы хорошо понимаем: для того, чтобы перейти на отраслевую систему оплаты труда, зарплату учителя надо поднять минимум в 1,8-2,0 раза.

Что нам, к большому сожалению, не удалось отразить в проекте бюджета, так это проблему информатизации. На программу, которая была разработана по инициативе президента, выделено 1,5 млрд. рублей, но это не позволяет нам масштабно решать проблему. Надеемся только на то, что депутаты разберутся в этом вопросе и помогут. То, что мы поставили в каждую сельскую школу по одному компьютеру, компьютеризации в масштабе страны не поможет.

Вторая масштабная проблема – программа «Школьный автобус». Мы хотели заложить миллиард рублей на эту программу на условиях софинансирования с территориями, но, к сожалению, это не удалось. И тут мы надеемся на депутатов.

Думаю, радоваться особо нечему. Но не отметить, что бюджет образования начиная с 1999 года увеличился в 6 раз, я не могу.

Вопросы по существу

После выступления Григорий Артемович Балыхин ответил на вопросы делегатов съезда.

– Что такое ведущие вузы и какие учебные заведения войдут в эту категорию?

– Да, Министерство образования РФ занимается выделением ведущих вузов, над этим уже полтора года трудится рабочая группа, ее предложения несколько раз рассматривались на заседании Совета Российского союза ректоров, на Федеральном координационном совете под руководством министра. Их суть сводилась к выделению 100-130 ведущих вузов и обеспечению их приоритетного финансирования. Но эти предложения не были поддержаны из-за сложности их реализации. Например, есть Горный институт в Москве и Горный институт в Санкт-Петербурге, какой из этих вузов ведущий? Сказать трудно. Кроме того, если вуз ведущий, а какая-то кафедра или факультет слабоваты, они все равно будут иметь преференции, положенные ведущему вузу. Нам кажется, что это не совсем справедливо по отношению к другим, более сильным кафедрам и факультетам, которые не входят в состав ведущих вузов.

Окончательное решение будет принято 15 октября 2003 года на заседании Совета Российского союза ректоров. Трудно решаются вопросы приоритетного финансирования ведущих вузов. Минфин РФ дополнительных средств не выделит, поэтому мы разрабатываем специальную систему финансирования за счет бюджета, средств, выделяемых на ремонт, приобретение оборудования и так далее. Источником финансирования могут стать и наши программы. Сегодня Министерство образования РФ ведет несколько федеральных целевых программ, средства которых мы и будем использовать на материальную поддержку ведущих вузов.

– Министерство образования распорядилось о введении третьего урока физкультуры. А собирается ли министерство обеспечить наши сельские школы инвентарем, мячами, сетками и так далее?

– Эта программа у нас успешно реализуется, я удивлен, что вы о ней не знаете. В этом году 300 млн. рублей мы заложили на школьный спортинвентарь, столько же на условиях софинансирования должны быть выделены из бюджетов субъектов Федерации. Каждая школа получает в этом году свою часть инвентаря. Такие суммы будут выделены в 2004 году. На эти деньги будут приобретены не только мячи, но и сетки, маты, и прочие важные вещи.

———————————————————————————Целевые статьи расходов 2003 год +% 2004 год +%

(2003/2002) (2004/2003)

Зарплата 34569,1 22,0 42779,0 23,7

(с начислениями) 46761,6 21,5 57828,7 23,7

в том числе по вузам

зарплата 22227,6 19,4 27455,2 23,5

(с начислениями) 29879,9 18,7 37019,1 23,9

Стипендии 10623,5 51,7 151882 43,0

В том числе по вузам 7239,1 36,7 11534,5 59,3

Питание 4391,6 -14,3 4242,2 -3,4

Приобретение 3536,4 71,2 3976,1 12,4

Капитальный ремонт 5872,1 21,0 7109,3 21,1

Коммунальные платежи 14665,1 15,6 14233,6 – 2,9

Связь 176,3 318,7 80,8

Справочный материал по проектировкам бюджетных расходов на 2004 год (образовательный аспект)

(млн. рублей)

————————————————————————————————————————————————————ВВП

2003 год – 13 050 000

на 2004 год – 15 300 000

Доходы

2003 год – 2 417 791,8 (18,5% ВВП)

на 2004 год – 2 742 850,4 (17,9 % ВВП)

Расходы

2003 год – 2 345 641,3 (18% ВВП)

на 2004 год – 2 659 447,0 (17,4% ВВП)

Профицит

2003 год – 72 150,5 (0,6% ВВП), удельный вес в расходах- 3,1

на 2004 год – 83 403,4 (0,5% ВВП) удельный вес в расходах -3,1

Образование

2003 год – 97 672,0 (0,7% ВВП), удельный вес в расходах- 4,2

на 2004 год – 117 791,8 (0,77% ВВП) удельный вес в расходах -4,4

Дошкольное образование

2003 год – 1 139,1 (О% ВВП) удельный вес в расходах -0

на 2004 год – 802,6 (0% ВВП) удельный вес в расходах- 0

Общее образование

2003 год – 1 965,1 (О% ВВП), удельный вес в расходах – 0,1

на 2004 год – 2 013,4 (0% ВВП), удельный вес в расходах – 0,1

Начальное профессиональное образование

2003 год – 21 096,9 (0,2% ВВП) удельный вес в расходах – 0,2

на 2004 год – 24 810,2 (0,2% ВВП) удельный вес в расходах – 0,9

Среднее профессиональное образование

2003 год – 12 484,6 (0,1% ВВП), удельный вес в расходах – 0,5

на 2004 год – 15 285,1 (0,1 ВВП), удельный вес в расходах – 0,6

Переподготовка и повышение квалификации

2003 год – 1 370,7 (0% ВВП), удельный вес в расходах – 0

на 2004 год – 1 502,3 (0% ВВП), удельный вес в расходах – 0,1

Высшее профессиональное образование

2003 год – 54 809,1 (0,4% ВВП), удельный вес в расходах – 2,3

на 2004 год – 68 299,0 (0,4% ВВП), удельный вес в расходах – 2,6

Прочие расходы в области образования

203 год – 4 806,4 (0% ВВП), удельный вес в расходах – 0,2

на 2004 год – 5 079,2 (0 % ВВП), удельный вес в расходах – 0,2

Прирост ВВП (2004/2003) – 17,2%

Рост расходов по проекту

Федерального бюджета

(2004/2003) – 13,4%

Рост расходов на

образование по проекту

(2004/2003) – 20,6%


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту