В среде столичного образования не перестает обсуждаться вопрос: насколько целесообразной и эффективной оказалась идея интеграции образовательных организаций и каковы результаты ее воплощения в реальной практике? Этот вопрос задают руководителям комплексови представителям учредителя в лице ДОгМ – авторы идеи и гости из других регионов РФ, которые смотрят на образование Москвы как на инновационную мегаплощадку.
Итак, пришла пора, во-первых, самим увидеть наиболее существенные плюсы этого процесса, а также точки напряжения, которые, как правило, сопровождают инновационные действия. Во-вторых, чтобы передать свой опыт другим управленческим командам и педагогическим коллективам, необходимо «упаковать» его в такую форму, которая отразила бы самые главные элементы опыта, освободив его от несущественных вещей, так называемых зашумлений. Именно поэтому у нас – практиков, построивших крупный образовательный комплекс – Первый Московский образовательный комплекс, – появилась потребность обратиться к языку науки и использовать такой термин, как «модель». Модель – это именно такая дефиниция, которая аккумулирует наиболее существенные элементы и связи отображаемой практики, в данном случае инновационной практики по созданию масштабных многофункциональных, многопрофильных образовательных комплексов. Хорошо известно, что любая идея – в данном случае идея интеграции нескольких образовательных организаций в единый комплекс – может потерпеть фиаско при ее воплощении, если для этого будет выбрана неадекватная модель. И такие случаи в московском образовании были, когда соединяли несоединяемое в принципе. Все вышесказанное и побудило команду 1-го МОК обратиться к языку моделей.В нашей практике нашли воплощение четыре модели, которые соответственно реализовали и четыре идеи. Первая модель – управленческая (организационная), вторая, третья и четвертая – педагогические (содержательные). Кроме того, эффективная реализация трех последних моделей требует соответствующего ресурсного сопровождения. Первая модельУсловно названная «ядерной», схематически может быть представлена в простом виде – как совокупность трех концентрических окружностей.В центре – уровень среднего профессионального образования, в нашем случае это 7 факультетов колледжа. Вторая окружность – уровень общеобразовательный, аккумулирующий две школы. Третья окружность представляет дошкольный уровень (четыре детских сада). Важно подчеркнуть, что объединение в комплекс осуществлялось именно вокруг колледжа, который к этому времени был одним из лидеров московского профессионального образования и имел ряд отличительных особенностей, две из которых наиболее важные. Первая состояла в том, что колледж был носителем инновационных идей, а также уникального совокупного ресурса (инновационного, кадрового, технологического, материального, информационного и финансового), который являлся необходимым условием его перманентного развития. Вторая особенность заключалась в наличии у колледжа позитивного опыта трансляции продуктов своей инновационной деятельности (моделей, технологий, методик, учебно-программного обеспечения и др.) другим учебным заведениям (много лет колледж был сетевой площадкой, которая решала именно эти задачи). Присоединение к колледжу вначале школ, а далее (через год) и детских садов стало началом процесса активной передачи со стороны колледжа его ресурсов и идей. Именно поэтому колледж (СПО) выступил системообразующим «ядерным» элементом вновь созданного образовательного комплекса. Системообразующими связями, скрепляющими все элементы модели, выступают кооперативные связи, обеспечивающие поуровневые взаимодействия содержательного и деятельностного типа. Вторая модельМодель баланса, равновесия в едином образовательном пространстве двух составляющих жизни комплекса – творческой и технологической, которые выступают главными элементами модели. Творческая составляющая проявляется в создании комфортной развивающей образовательной среды, которая рассматривается нами как совокупность влияний, условий и возможностей развития всех, кто учится и работает в комплексе. Созданная единая среда является не только своеобразным бульоном, в котором кипит творчество детей, школьников, студентов и педагогов, но и продуктом творческой деятельности, который представлен, в частности, в уникальных образовательных проектах. Это и музей «Война и вера», который расположился в коридорном пространстве целого этажа одного из зданий комплекса, и литературная гостиная – место для поэтических вечеров, и галерея костюма на факультете дизайна, и музей «Счастье – это когда тебя понимают», открывшийся в честь 40-летнего юбилея съемки на территории школы фильма «Доживем до понедельника» и др. В проектах среды реализуются творческие потребности:- детей, которые продуцируют идеи, создают первичные рисунки, эскизы и модели будущего проекта;- педагогов, которые создают индивидуальный стиль своего кабинета, раздвигая пространство учебного класса, выводя его в зону туманного Альбиона (английская зона) или литературной гостиной; – родителей, которые совместно с детьми включаются в реализацию проектов. Другими словами, творчество пронизывает весь процесс создания комфортной образовательной среды – от исходной идеи проекта до ее воплощения в жизнь. Технологическая составляющая проявляется в переводе и организации образовательного процесса и управления всего комплекса на современные технологии. Речь идет о создании единой информационной и программно-аппаратной платформы, на основе которой выстраиваются единые подходы к организации рабочего места учителя, организации пространства, совмещающего зоны теории и практики, а также внутренние локальные сети и сервисы, доступы к ресурсам. В управлении это система видео-конференц-связи, информационные корпоративные сервисы и социальные медиа.Доминанта одной из составляющих модели – творческой или технологической – приводит к деформации образовательного и управленческого процессов, а отсутствие полноты модели блокирует системное развитие комплекса.Третья модельМодель интеграции основного и дополнительного образования. Она нацелена на создание единого образовательного пространства, ориентирована на сближение процессов обучения, воспитания и развития обучающихся, а в целом – на достижение нового качества образования. Очевидно, что составными компонентами модели выступают основное образование и дополнительное образование, а системообразующими связями, обеспечивающими интеграцию, выступают содержание образования, педагогические и информационные технологии. Реализация указанной модели работает на повышение качества образования комплекса и решает две принципиальные проблемы основного образования. Первая проблема: образовательные стандарты связывают качество современного образования не столько с освоением предметных компетенций, сколько с формированием у обучающихся метапредметных, универсальных действий, способностью переносить освоенные способы деятельности в другие предметные и межпредметные области. Несмотря на акценты в метапредметность, основное образование в своей практике все еще в большей мере ориентировано на предметные знания и умения, и даже если педагоги и формируют у обучающихся универсальные умения, то они тоже, как правило, связаны с конкретным предметным содержанием. Это ограничивает возможности переноса освоенных компетенций в другие предметные области, а следовательно, снижает качество образования. Чем шире границы переноса универсальных умений, тем выше качество образования. Дополнительное образование позволяет в определенной степени снять данную проблему. Оно раздвигает границы основного образования, реализуя программы нескольких уровней. Программы вводного уровня расширяют возможность обучающимся знакомиться с разными видами деятельности; родителям – развивать ребенка в объединениях, соответствующих их интересам, а педагогам – представить разнообразие видов деятельности системы дополнительного образования. Программы ознакомительного уровня позволяют обучающимся попробовать себя в разных видах деятельности, определиться с выбором направления деятельности; родителям – разобраться с логикой дополнительного образования, наметить общую линию индивидуального развития своего ребенка. Программы базового уровня расширяют знания предметной области, но самое главное – нацелены на формирование универсальных умений (знакомят с методами исследования, моделирования, эксперимента, оформления продуктов деятельности; учат использовать полученные знания и переносить их в другие ситуации). Они ориентированы на развитие способности самостоятельно действовать, выбирать способ решения задачи, соединять форму и замысел исследования. В результате рождается законченный творческий продукт (модель, проект, альбом – книга, художественное произведение). Итак, в дополнительном образовании деятельностная концепция реализует себя максимально, поскольку акценты сделаны на практическую и преимущественно самостоятельную работу обучающихся, где специальным фокусом внимания педагогов становится формирование у обучающихся универсальных способов деятельности. Конечно, здесь особенно важно, чтобы педагоги дополнительного образования сами особое внимание обращали на рефлексию деятельности обучающихся. Именно рефлексия становится главным условием развития метапредметных умений.Вторая проблема: достижение качества образования сегодня напрямую связывается с жизнью детей в мотивирующей вариативной образовательной среде. В рамках основного образования эта траектория, как правило, обеспечивается за счет введения профильности, однако число профилей не бесконечно и, как правило, ограничено различными ресурсами. При этом очевидно, что чем многообразнее число профильных траекторий, тем в большей мере удовлетворяются потребности и интересы как самих обучающихся, так и их родителей. Дополнительное образование снимает проблему, оно вновь расширяет возможности основного образования введением полифонии максимально возможного числа траекторий. Двигаясь по этим траекториям, ученик выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Он получает большой социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности, что принципиально влияет на качество его образования. Тем самым в интеграции дополнительного образования с основным выполняется главная миссия образования – обеспечение права детей и подростков на индивидуальное развитие и свободный выбор различных видов деятельности. Какое отношение имеет последний тезис к обеспечению качества образования? Прямое! Ученик выбирает свои траектории в соответствии с собственными мотивами, наличие которых является залогом успешности обучения. Успешность ученика в свою очередь становится залогом качества образования!Таким образом, воплощение в практике комплекса указанной выше модели позволяет устранить важное противоречие сегодняшнего образования: между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой – создавать условия для повышения мотивации обучающихся, удовлетворения многообразия их потребностей, а также запросов родителей. Четвертая модельМодель духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся включает в себя три структурных элемента: персоносферу, события и традиции. Обратимся к содержанию каждого из них в отдельности.Персоносфера – это сфера персоналий, образов, сфера литературных, исторических, фольклорных и религиозных персонажей. Она обеспечивает создание в комплексе такой среды, которая аккумулирует его живую историю, биографии педагогов, самых ярких событий и встреч с людьми – носителями культурных образцов служения Отечеству. В качестве примера приведем открытые образовательные пространства комплекса. Это и портретная галерея известных людей, которые были участниками встреч со школьниками и студентами в телевизионных программах канала «Радость моя». Это и уникальная фотоколлекция моделей Дома Вячеслава Зайцева, и авторские таблички возле каждого кабинета педагога с указанием его профессиональных достижений. Важное место в создании персоносферы занимают музеи, сегодня их девять, четыре из которых носят патриотическую направленность: 176-й, 274-й, и 75 стрелковой Гвардейской дивизии, виртуальный музей «Имена героев в названиях московских улиц», музей «Война и вера». Последний занимает особое место. По профилю он военно-исторический, но его стенды рассказывают не только об истории войны. Параллельно раскрывается и тема веры, которая духовно сплачивала народ в освободительной битве за Отечество, ведь не случайно война получила название «священная». К слову, здесь размещено известное «Письмо к Богу», которое было найдено в шинели бойца, зашитое им перед последним боем на Курской дуге. Оно позволяет понять высший смысл жизни, когда смерть уже не страшна и остается только одна просьба: принять к Себе, когда солдат постучится после смерти к Господу. На базе музеев проводятся экскурсии для обучающихся комплекса, а также для учащихся соседних школ, для ветеранов Великой Отечественной войны и для жителей микрорайона СВАО. Второй элемент модели – события. Вся жизнь комплекса – это череда неповторимых событий, которые отличаются от мероприятий тем, что на всех этапах в них принимают активное участие все – и на этапе проектирования, разработки сценария, и на этапе его воплощения в жизнь, и на этапе подведения итогов. Это те события, которые для их участников обретают особое значение. Это и Первое сентября в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя, и день посвящения в студенты, и творческий конкурс «Минута славы», и открытие уникальных музеев. Все это не мероприятия, а именно события, которые остаются в памяти студентов и школьников на всю жизнь. Третий элемент модели – традиции. Это то, что повторяется из года в год, укореняется в жизни коллектива и становится его непреложной ценностью. Традиции комплекса складывались из традиций всех участников объединения и теперь составляют ценностный багаж 1-го МОК. Одной из таких важных традиций являются праздники православного календаря. Детей, школьников и студентов приобщают к нравственным устоям православной культуры, помогают уяснить смыслы ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, так бурно распространяющихся сегодня в душах людей, потерявших веру. Именно поэтому добрые друзья комплекса – батюшка Артемий Владимиров, семинаристы Сретенского монастыря и их наставники, которые задают твердые ориентиры добра, истины, любви. Входя в круг основных православных праздников, обучающиеся видят тесную и органическую связь православной культуры с народной жизнью, народным искусством и творчеством. Итак, в завершение статьи обратим внимание на то, что реализация указанных моделей осуществляется в соответствии со следующими ценностями и принципами. Ключевые ценности состоят в приоритете духовно-нравственного и патриотического воспитания, ценности труда и ценности согласованного коллективного действия. Главные принципы, которыми руководствуются руководители и педагоги, – это принцип опоры на национальные традиции, принцип информационной открытости, доступности и безопасности образовательной среды. Юрий МИРОНЕНКО, директор 1-го Московского образовательного комплекса;Елена МАКСИМОВА, руководитель структурного подразделения по стратегическому планированию и развитию 1-го Московского образовательного комплекса;Татьяна АРТЮХИНА, руководитель структурного подразделения по молодежной политике и учебно-воспитательной работе 1-го Московского образовательного комплекса;Т.А.СЕРГЕЕВА
Комментарии