Одобренная коллегией Департамента образования Концепция развития воспитания прошла сложный путь. Несколько раз члены коллегии отправляли ее на дообработку. Перед последним рассмотрением и утверждением в течение трех месяцев педагогическая общественность вела дебаты, обсуждала текст документа, в том числе на открытом форуме портала «Московское образование».
Участники форума задавали такие вопросы, как:
– Нужно ли отказываться от идей воспитания старой школы?
– Почему концепция московская, а не российская?
– Как концепцию будут реализовывать учитель и ребенок в школе?
Мы постараемся ответить в ходе доклада и выступлениях.
Специально созданная рабочая группа с участием ученых и практиков образовательных учреждений системы принимала все замечания и предложения по доработке.
Проблема воспитания стала одной из наиболее актуальных социальных проблем в современных условиях. Отсутствие должного внимания к ней создает ситуацию, лишающую перспектив развития цивилизации и культуры России в целом. Особую тревогу вызывает духовно-нравственное состояние общества, особенно молодого поколения. Его главный симптом – кризис социальной, личностной и духовной идентичности, ведущий к утрате смысла жизни, девальвации ценности труда как способа самореализации и условия процветания общества, рост деструктивных форм молодежной активности. Усиливается конфликтное противостояние между поколениями, молодежь составляет значительную часть участников этносоциальных конфликтов, становится средой стихийной и организованной преступности. Единая воспитательная парадигма (на федеральном уровне) начала оформляться только сейчас, после долгих 20 лет безвременья.
Методической основой федерального государственного образовательного стандарта общего образования стала Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. В этом документе изложено представление о национальном воспитательном идеале, базовых национальных ценностях, целях, задачах, принципах духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Идентичные установки даны в национальной образовательной инициативе Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева «Наша новая школа». Основные принципы и положения концепции полностью согласуются с этими позициями и позволяют формировать модель поведения, которая соответствует многообразным моделям воспитательной деятельности, имеющим значение для развития образования как для Москвы, так и для России в целом.
Концепция – живой организм, который гибко реагирует на вызовы времени, новые реалии жизни, но в то же время позволяет достаточно четко определить условия формирования и целостного развития воспитательного пространства города и системы образования в частности.
Московская Концепция воспитания призвана охватить все поле системы столичного образования: как по вертикали (от дошкольных учреждений до высшей школы), так и по горизонтали (на всех уровнях территории). Концепция – аксиологическая (ценностно-нормативная) основа взаимодействия образовательных учреждений с иными субъектами социализации. Для организации и полноценного функционирования образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций.
Однако все мы понимаем, что содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения, где есть классный руководитель, старший вожатый, социальный педагог и, конечно, учитель-предметник.
На основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников разрабатываются программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, входящие в структуру федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Так примерная программа для начальной школы разработана и вошла в структуру госов.
Основа управления развитием образования в современной школе – образовательная программа и программа развития, которые в обязательном порядке должны содержать в качестве подпрограмм программы воспитания, разработанные для каждой конкретной школы с учетом ее специфики. Это право закреплено в Законе «Об образовании» в статьях 9 и 14. При этом еще раз повторюсь, что основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, юного москвича. Однако сегодня лишь треть школ города эффективно работают на основе таких программ.
Педагогическим коллективам была поставлена задача направить усилия на разработку моделей внутришкольной системы воспитывающей деятельности, а научно-методическим лабораториям с большим вниманием подойти к уже разработанным моделям.
Проводя анализ данной работы, обобщая многообразие форм и подходов, к сожалению, мы должны признать, что каждое из направлений воспитательной работы выстраивается как самостоятельное, не объединенное общей идеей образовательного учреждения. При этом учреждения зачастую увлекаются наращиванием количества мероприятий, превращая это в самоцель. Несмотря на достигнутые успехи в организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях города, остаются нерешенными проблемы, в том числе связанные с обеспечением целостности, последовательности, содержательной и организационной преемственности между уровнями и ступенями образования.
В системе столичного образования назрела необходимость обобщения практической деятельности образовательных учреждений в области развития воспитания и формирования единого воспитательного пространства Москвы на уровнях район – округ – город, где образовательное учреждение должно стать консолидирующим ядром данного процесса.
Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие науки и практики, семьи, общественных организаций и образовательных учреждений составляют базу Концепции развития воспитания в системе образования Москвы.
Основа воспитания создается систематическим приобщением подрастающего поколения к духовно-нравственным традициям, базовым национальным ценностям многонационального народа Российской Федерации. Одно из оснований – воспитание в духе уважения к иной культуре, коммуникабельность, доверие, миролюбие. Личностно ориентированная модель воспитания предполагает активное вовлечение обучающихся в процессы социализации, развитие доступных форм самоуправления, психолого-педагогическую поддержку стремлений к лидерству и самовыражению. Основной ориентир концепции – освоение духовно-нравственных ценностей, формирование поведенческих стереотипов здорового и безопасного образа жизни, получение качественного образования, освоение трудовой этики и достижение профессионального мастерства как особо значимых культурных ценностей в системе актуальных личностных ориентиров.
Активизация воспитательного потенциала образовательных учреждений, обновление правовых норм образования, признание вариативности, многообразия систем и участников воспитательного процесса определяют направления совершенствования организации воспитания в системе образования Москвы и основное содержание концепции.
Оптимальная среда воспитания достигается путем социально-педагогического партнерства, в котором индивидуально-личностное развитие ребенка интегрировано во все основные виды деятельности и обеспечено критериями его социальной востребованности, ценностной состоятельности и личной ответственности. Основной вид деятельности школьников – обучение. Сам процесс образования ребенка предусматривает единство обучения и воспитания.
Понимание всеми школьными сообществами – и педагогическим, и ученическим, что эффективное формирование продуктивных ценностей у детей может идти только в среде, где ценностные установки неуклонно соблюдаются и демонстрируются, должна воспитывать сама личность педагога. Из этого следует и то, что ценностный раскол внутри школьных сообществ недопустим, они должны быть консолидированы.
Школа должна добиться понимания роли и ответственности школьных лидеров и учителей в демонстрации собственного примера, в организации работы над созданием форм поведения, нравственной атмосферы, а также качества жизни как персонала, так и детей в том, чтобы быть ключевой фигурой и образцовым гражданином школы.
Школа должна подготовить персонал к тому, чтобы принять участие в разрешении конфликтных ситуаций (например, в конфликтах лояльности), в том числе требующих соблюдения конфиденциальности и особой деликатности (развал семей у учеников, другие проблемы с родителями), защиты интересов детей вне стен школы.
Цель развития воспитания в системе образования Москвы – создание качественно новых условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации подрастающих поколений москвичей и столичного сообщества в целом.
Отдельное внимание необходимо уделить перспективным проектам реализации Концепции развития воспитания в системе образования.
Совокупность семи проектов составит, с одной стороны, единый механизм реализации концепции. В проектах решаются наиболее актуальные проблемы: содействие реализации инициативы президента «Наша новая школа»; обновление содержания и методики воспитания; создание новых моделей управления развитием воспитания; формирование инновационного педагогического мышления всех участников организации воспитания. Внедрение в практику школы проектов применимо с учетом включения исполнителей всех уровней. Проекты, обозначенные в концепции, должны стать основой создания Программы развития воспитания. В содержание проектов заложены ключевые направления развития воспитательного пространства. Кроме двух проектов, которые направлены на обновление современных программ воспитания, методик воспитания и социализации с учетом потенциала современной школы как главного образовательного института, предлагается и проект совершенствования духовно-нравственного, гражданского и правового воспитания детей и учащейся молодежи.
Считаю важным направлением создание единого подхода в области психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса для максимального учета личности учащегося, создание эффективных методов воздействия на формирование личностной позиции и влияния на самоопределение молодых людей. Также важным направлением мне кажется развитие профессиональной компетентности педагога-воспитателя. Систематизация программы подготовки и переподготовки педагогических кадров в области воспитания позволит обеспечить рост мастерства и компетентности педагогов в сфере воспитания и социализации.
Одно из наиболее важных направлений – развитие государственно-общественного управления воспитательным пространством мегаполиса: создание устойчивых, продуктивных, реально действующих моделей взаимодействия государственных структур и общественных институтов, обеспечение развития самоуправляющихся ассоциаций участников образовательной деятельности (профессиональных ассоциаций педагогов, органов ученического и родительского самоуправления всех уровней), организация общественных органов управления воспитанием. Объединение усилий учреждений образования, различных ведомственных структур, органов власти позволит создавать и реализовывать интегративные модели единого воспитательного пространства.
Реализация основных направлений, выраженных в проектах, содержит основные ориентиры оценки результативности воспитания, качества организации воспитательного процесса. Наиболее общим критерием оценки результата воспитания следует рассматривать личностный рост воспитанников. Оценка качества воспитания должна распространяться не только на результат, но и на сам процесс воспитания и условия его организации.
Каждый из этих критериев содержит ряд показателей, которые могут и должны корректироваться при реализации конкретной модели воспитательной системы образовательного учреждения в соответствии с ценностно-целевым определением ее результативности.
Я считаю, что разработанная концепция создает реальные предпосылки для научно-практического сопровождения организаторов к формированию воспитательного пространства.
Несомненно, процесс выстраивания региональной Концепции воспитания, интегрированной, с одной стороны, в единый федеральный контент, а с другой – учитывающий специфику уникального субъекта – столицы, достаточно труден. Вместе с тем этот рамочный документ позволит двигаться дальше в первую очередь системе образования, так как имеет форму, которая позволит гибко реагировать на уточнения и дополнения.
Наиболее существенные результаты, полученные при разработке концепции:
определены принципы формирования воспитательного пространства, подразумевающие его целостность не только внутри образовательного учреждения, но и в рамках всего образовательного пространства города, в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям;
определена совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование воспитательного пространства и критерии эффективности.
Комментарии