Мод Жульен – красивая ухоженная женщина, профессиональный психолог. Она помогает людям выйти из трудных жизненных ситуаций.
Ирина Полякова – успешная женщина, экономист, психолог.
Алиса Теплякова – 9-летняя студентка МГУ им.М.В.Ломоносова. Она только планирует стать психологом.
Что общего между женщинами и девочкой? Казалось бы, ничего. И все-таки что-то заставляет искать параллель между Мод Жульен, Ириной Поляковой и Алисой Тепляковой.
Идея сверхчеловека
Почти 100 лет назад – в 1936 году – французу Луи Дидье пришла в голову мысль вырастить сверхчеловека. Для этого он сделал важное приобретение – купил у бедной семьи шестилетнюю девочку Жанин.
Ребенка Луи растил в строгости, но получить сверхчеловека не удалось. Видимо, девочка была уже слишком большой, чтобы впитывать сверхчеловеческие знания и умения.
Но от своей идеи Дидье не отказался! Не получилось вырастить уже готового ребенка – получится родить и вырастить.
И вновь важная сделка. Француз женился на своей воспитаннице как только той исполнилось 18 лет. Теперь Жанин призвана стать матерью сверхчеловека.
В 1957 году на свет появилась девочка – Мод, которой суждено было испытать все «радости» родительского воспитания, стать жертвой родительских амбиций и безумных идей.
Лишенная детства
Как выглядит сверхчеловек? Он развит физически и интеллектуально, справляется с любыми эмоциями и приспособлен к любым условиям жизни. Именно так считал отец Мод – господин Дидье. А воспитать такие качества в «тепличных» условиях точно не получится.
Именно поэтому у девочки не было красивой теплой постели – ее заменял жесткий матрас в неотапливаемой, порой промерзающей насквозь комнате. Да и то не всегда. Мод могли разбудить среди ночи и отвести в подвал – воспитывать волю и избавляться от страхов. Малышка боялась крыс, потому и оказывалась ночью в их обществе. Сверхчеловек не боится ничего и никого. Кстати, эмоций у него тоже нет: отец мог пропустить электрический ток по забору под руками дочери. Но ни один мускул на ее лице не должен был дрогнуть.
Игрушки, вкусная еда, теплая вода, мелкие детские радости – все это было недоступно Мод. Ведь любые блага и удовольствия никак не способствуют развитию.
И уж точно никакие игры и безделье не должны были прокрасться в жизнь Мод. «Мой отец не любит, когда я ничем не занята. Пока я была маленькой, мне позволяли играть в саду после уроков. Но теперь мне почти пять, и свободного времени стало меньше», – пишет Мод в своей книге. Тренироваться, учиться, играть на разных музыкальных инструментах, воспитывать силу воли и искоренять страхи и пороки – вот удел сверхчеловека.
«Отец вновь повторяет, что все, что он делает, он делает ради меня. Что он посвящает мне всю свою жизнь, чтобы обучать, формировать, лепить из меня то высшее существо, которым мне суждено стать», – рассказывает Мод. Но нужно ли это было самой Мод, которая никогда не общалась со сверстниками, не играла в куклы и другие игры, не пробовала лакомств, которые так любят дети. Даже любимые домашние животные девочки использовались как средства манипуляции, воздействия на ребенка, чтобы заставить делать то, что необходимо для высшего существа.
Что в это время переживал будущий «сверхчеловек»? Страх перед отцом, который незримо присутствовал за спиной Мод во время занятий, издевательства учителя музыки, который вымещал на девочке гнев, избивал ее и даже тушил сигареты о руки и ноги ребенка. И полное отсутствие понимания, поддержки, человека, с которым можно поделиться. Мать Мод полностью поддерживала своего супруга в вопросах «взращивания» высшего существа.
Побег
И всё-таки Мод вырвалась из этого плена. Хотя до сих пор ощущает присутствие отца и не может наслаждаться простыми радостями – плавать просто так, для отдыха и расслабления, а также играть на музыкальных инструментах для себя, для удовольствия.
Несмотря на это, девушка победила и даже без обид, а с юмором, очень живо и интересно рассказала о своей жизни в книге «Рассказ дочери», опубликовать которую Мод решилась только после смерти отца.
Итак, как девушке удалось сбежать и стать обычным, а не сверхчеловеком?
По мере взросления Мод увеличивались и ее нагрузки. Больше обучения, больше тренировок, больше … алкоголя. Да-да! Примерно с 8-9 лет в рацион девочки стал входить алкоголь. Высшее существо не должно подвести опьянение в самый ответственный момент. Поэтому нужна привычка к спиртному, которую и развивали у ребенка с раннего возраста.
При этом девочка с возрастом научилась обманывать родителей: она двигалась так, чтобы пришитые матерью к ее одежде колокольчики не издавали звуков, тайком ела сладости и фрукты и даже гуляла по ночам в саду.
Между тем отец Мод старел и не всегда мог самостоятельно следить за обучением и тренировками. Поэтому девушке наняли нового учителя музыки. Именно он помог Мод сделать шаг к спасению.
Учитель месье Молин заметил следы побоев на теле девочки и начал догадываться о происходящем. Ему удалось убедить Дидье в необходимости выездных занятий – у него дома.
Он же помог Мод устроиться на работу в магазин музыкальных инструментов, где девушка встретила будущего мужа. И, едва дождавшись совершеннолетия, вступила в брак, покинув отчий дом навсегда.
Мод спаслась еще от одной участи сверхчеловека – ей в супруги был уготован 50-летний мужчина.
Уехав от родителей, Мод не сразу смогла начать новую жизнь. Девушка не умела общаться с людьми, пользоваться столовыми приборами. Кроме того, здоровье «сверхчеловека» было подорвано: зубы и десны были испорчены в результате плохого питания, печень пострадала от алкоголя. А моральное состояние требовало длительной психологической реабилитации.
Мод справилась. Она получила образование, родила детей, работает психологом и помогает людям. Страшно представить, как сложилась бы жизнь женщины, если бы она не нашла выход!
Мать так и не поняла Мод, считая, что отец делал все ради ее блага. Нужно ли детям такое благо? Или это удовлетворение тщеславия и амбиций родителей?
Перенесемся в наше время. Нашумевшая история 8-летней Алисы Тепляковой не сходит со страниц СМИ и постов в интернете. Осуждают, одобряют, радуются, жалеют. Мнения разные. И ответом на них неизбежно служат высказывания отца, его рассказы о воспитании и обучении детей.
Вундеркинд или плод правильного обучения?
Итак, летом 2021 года мир узнал о 8-летней девочке, успешно сдавшей ЕГЭ и получившей аттестат о среднем образовании. К 9-ти годам Алиса Теплякова успела сдать вступительные испытания и стать студенткой психологического факультета самого престижного вуза страны – МГУ.
Хотела ли этого девочка? Может быть, больше ей нравится играть в куклы, читать книги про Незнайку, а не талмуды по психологии.
Сетевое издание «Учительская газета» не раз освещало мнение родителей Алисы, педагогов и психологов на этот счет.
В частности, отец девочки Евгений Тепляков не соглашается с мнением о том, что их ребенок – вундеркинд. Все дело в правильном обучении. Так, дети учатся по программе, полностью соответствующей ФГОС, но по индивидуальному плану. Как рассказала сама Алиса в эфире Первого канала, обучение проходит по определенному графику: «утром мы играем, потом папа зовет нас всех читать. Когда проходит один час, два или три, папа нас отпускает».
Другого формата дети не видели, поэтому судить, нравится им такой подход или нет, хотят ли они обучаться, а не бегать и играть, как все дети, невозможно. Как и за Мод Жульен, за Алису вопрос обучения решили родители.
Детские психологи считают, что осилить «Войну и мир», шестисотстраничные книги по психологии и рассуждения З.Фрейда восьмилетний ребенок может.
А вот должен ли? Не зря обучение в детском саду и школе ведётся в соответствии с возрастом детей, поэтапно. По мере взросления ребенка меняются учебники – от ярких, наполненных красочными картинками, до более содержательных.
Не зря и действующее законодательство дифференцирует дееспособность гражданина в зависимости от возраста. Именно с возрастом, с взрослением развивается и способность осуществлять права и обязанности, осознавать значение своих действий. Восьмилетний ребенок относится к малолетним, не обладающим в полной мере теми свойствами психики, которые позволяют оценить свои действия и поступки. Дети не знают четкой границы между плохим и хорошим, правильным и неправильным. Задача родителей – не навредить, помочь понять ребенку жизнь с учетом его возраста.
Социализация и эмоциональное развитие ребенка происходят в школьные годы, в общении со сверстниками, учителями, посредством постепенного освоения материала. Детский психолог Елена Бурьевая, оценивая поступление Алисы Тепляковой в вуз, минуя школьную стадию, отметила, что маленький ребенок попадет в мир совершенно непонятного ей возраста. В университете девочке будет сложнее даваться информация, будет тяжело выстраивать коммуникации не со своими ровесниками, однокурсниками.
По мнению психолога, обучение Алисы – это проект родителей, у которых идет самореализация, подпитка своей значимости за счет успехов детей.
Не напоминает ли это историю Мод Жульен и идею воспитания сверхчеловека?
Психолог Виктория Шиманская отметила, что при обучении в столь юном возрасте в вузе Алиса вряд ли четко осознает то, чем ей действительно предстоит заниматься в профессии. И здесь важно выяснить у девочки, почему она хочет учиться и кем желает стать. На наш взгляд, не менее важно выяснить, желает ли Алиса учиться в вузе вообще, ее ли это решение. Или это желание родителей, которому дети призваны повиноваться.
Виктория Шиманская в этой связи напомнила о примерах раннего успеха, которые неудачно заканчивались.
Вот один из таких примеров, о котором ранее рассказывало сетевое издание «Учительская газета». Впервые же о девочке-вундеркинде много лет назад упомянула “Учительской газете”
Советская Мод Жульен – Ирина Полякова
Девочка из 90-х. В полтора года Ирина научилась читать, а к пяти годам легко осилила собрание сочинений Жюля Верна.
Как рассказывает сама Ирина Полякова, ее детство было не особо веселым. Единственный ребенок в семье, дочь учителя младшей школы – она стала жертвой родительских идей. Матери-учителю пришла мысль о раннем развитии дочери. Она разработала собственную методику воспитания одаренного ребенка, а объектом ее эксперимента, разумеется, стала Ирина.
Как похожи истории девочек! Мод с отцовской идеей сверхчеловека, Ирина и Алиса – с родительскими идеями собственных методик. И все они были лишены возможности быть детьми, общаться в детском коллективе.
Ирина впервые встретилась со сверстниками в нулевом классе школы, куда поступила в 5 лет. Однако родители девочки не считали важным навыком умение общаться в коллективе, взаимодействовать, дружить. И отношения с одноклассниками, конечно, не сложились.
Но детские переживания на этот счет родителей-экспериментаторов волновали мало, куда важнее – хорошая учеба.
И здесь вновь вспомним о социализации, которая проходит именно в школе. Сама Ирина Полякова, подтверждая мнение психологов, говорит: «социализация на самом деле очень важна, в этом и состоит главный риск вундеркинда — выпадение из круга общения, одиночество, отверженность».
Этого ли мы желаем своим детям? Считая, что стараются ради детей, родители зачастую добиваются противоположного эффекта, делая их несчастными.
Школу Ирина окончила в 13 лет. Перед выпускным девушке разрешили наложить макияж и приобрели красивое платье. Но на вечер пришел отец Ирины, чтобы контролировать ее. «Меня не покидало ощущение, что я нахожусь под колпаком у Мюллера», – рассказывает Ирина. И мы вновь возвращаемся мыслями к истории Мод Жульен. Как же они похожи!
Как и Алиса, Ирина поступила в МГУ. Боясь быть отверженной, как в школе, девушка старалась выглядеть старше. И при этом находилась под неусыпным контролем родителей. До дверей университета ее водили за руку.
Что произошло потом? Помните, как поступила Мод Жульен, когда достигла совершеннолетия? Именно так же сделала Ирина. Как только ей исполнилось 18, она сбежала от родителей на съемную квартиру, где поселилась с бывшим одноклассником.
Рассказывая о своих знакомых-вундеркиндах, Ирина отмечает, что многие из них не добились ни карьерного роста, ни семейного счастья. А некоторые имеют проблемы с психикой и проводят жизнь в психиатрических лечебницах.
Ирина Полякова тоже была вынуждена пройти курс реабилитации, лечиться в клинике неврозов.
Нельзя не согласиться с мнением женщины, пережившей эксперименты родителей: «нарциссическое расширение родителей – когда люди инвестируют в ребенка свои собственные нереализованные амбиции, отвергая его личность как отдельного человека. Меня растили как вундеркинда, как функцию».
Да, именно так выглядят все сверхчеловеческие или нечеловеческие желания родителей! Функция! Функция учится, занимается спортом, читает многотомные произведения и греет в лучах своей славы родителей. Где же за этой функцией человек, маленький, ранимый, с еще неустоявшейся психикой?
Окончить вуз за два года и …
Вернемся к Алисе. Не так давно сетевое издание «Учительская газета» приводило мнение доктора педагогических наук Елены Казаковой. То, чем так гордится отец Алисы – прочитанные книги по психологии, по 100-200 страниц в день, учебные нагрузки – может привести к нервному срыву. Неокрепшая детская психика может не справиться с обилием информации.
«Не жалко ее папе с мамой?», – удивляется педагог. «Ребенок или функция?», – задаем мы вопрос.
Недавно Алиса высказала желание окончить вуз за два года. Вновь вопрос – ее ли это желание?
И психологи, и педагоги надеются, что Алиса Теплякова не повторит судьбу Мод Жульен и Ирины Поляковой. Ребенок или функция? Мнения разные. Не так давно сетевое издание «Учительская газета» проводило опрос читателей на эту тему. Подавляющее большинство (47 %) опрошенных высказали мнение, что Алиса Теплякова оказалась лишена детства.
Как сложится судьба девочки, покажет время. Пока можно только анализировать мнения психологов, педагогов, других экспертов. И вновь задумываться над вопросом: ребенок или функция?
Комментарии