search
main
0

Многообразие и богатство традиций

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», который введен в программу пятиклассников с 2023 учебного года как продолжение курса ОРКСЭ, является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности им.

Федеральный государственный образовательный стандарт духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся определяет как задачу первостепенной важности, выделяя, что школа призвана к воспитанию свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности. Но личностью человек становится только в обществе, поэтому обучающимся необходимо осваивать способы проявления индивидуальной позиции, а также взаимодействия с окружающими: научиться добывать знания из различных источников информации, формулировать и аргументировать выводы, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях, быть контактными в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимыми к мнению других, работать в коллективе. Иными словами, задача школы – формировать у школьников те навыки, которые станут для них фундаментом для дальнейшего самоопределения, разовьют способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Перед учителем данного курса встает вопрос: как наиболее эффективно выстроить взаимодействие и сотрудничество со школьниками 10-12 лет в процессе изу­чения курса? Педагог при подготовке к уроку по ОДНКНР должен опираться на богатство культуры во всем ее многообразии. Учителю необходимо активизировать деятельность обучающихся, заставить их мыслить, искать, действовать, используя системно-деятельностный подход. Каждый урок может стать открытием для детей, если правильно определить подходы, методы, приемы, творчески отобрать те, которые наилучшим образом отвечают потребностям конкретного класса и интересам учителя. В рамках данного курса важно не просто говорить о культурных ценностях народов нашей многонациональной страны, а погрузить обучающихся в ситуацию личной заинтересованности в освоении материала, сопричастности решению поставленных проблемных вопросов в рамках учебных ситуаций. В этой связи при изучении содержания данного курса важным становится не столько усвоение программного материала, сколько погружение обучающихся в ситуацию проживания, отношения к формулируемым на уроках духовно-нравственным ценностям. В своей работе я хочу выделить методы и приемы в изучении курса ОДНКНР, оказывающие наибольший эффект как на познавательную активность, так и на развитие личностных качеств детей данной возрастной группы:

1. Интерактивные (диалоговые) методы работы – это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать. При этом важно, чтобы личностная мировоззренческая позиция педагога не доминировала, соблюдалась позиция ненавязывания своего собственного мнения.

Приемы: беседа, дилемма, мозговой штурм, анализ ситуаций, работа с притчами, синквейн, даймонд и др.

2. Методы моделирования – это методы запоминания и систематизации информации, с помощью которых развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируются память и мышление.

Приемы: ментальная карта, лэпбук, коллаж, кластер, цепочка событий, таблицы и другие.

3. Метод размышления о музыке – позволяет каждому ребенку встать в позицию композитора, глубже понять чувства героев и ощущения исторического времени, активизировать эмоциональное отношение к теме урока.

Приемы: нестандартный вход в урок, заполнение пропусков, слушание с остановками, рисунок под музыку, «Шифр песни».

4. Методы визуализации – создание условий для зрительного наблюдения, позволяющего создать обучающимся целостную картину содержания занятия, развивать творческое воображение, проявлять личностную позицию.

Приемы: изобразительная наглядность (презентация, видео­фрагмент, фоторепродукции),

«Цвет эпохи», ассоциация, фотоколлажи, кроссенс, облако слов, инфографика, «Путешествие в музей», «Онлайн-туризм», «Перепутанные цепочки», «Продолжи фразу», «Оживи картину».

При этом на любом типе урока удобно использовать инструмент «рабочие листы» (или «листы навигации»), которые, являясь по сути конструктором урока, становятся совместным образовательным маршрутом учителя и обучающихся. Они позволяют не только объединить этапы урока, включать в себя различные учебные ресурсы (ссылки, QR-коды для перехода учащихся на тестовые задания, анкеты, дополнительные материалы по теме урока), но также быстро и объективно получать обратную связь от учащихся, что, несомненно, в разы увеличивает воспитательный эффект самого занятия.

Все перечисленные методы и приемы позволяют активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроке, не только имеют метапредметную направленность, но и способствуют развитию личностных качеств подростков.

Систематическое использование активных и интерактивных методов работы на уроках ОДНКНР способствует развитию творческого потенциала учащихся, создает условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II утверждал: «Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».

Ирина ТАТЯНЮК, учитель истории и обществознания школы №283

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте