search
main
0

Многофункциональная роль: пять точек опоры

Действия – основной ключ к успеху.

Пабло Пикассо

Современные условия, в которых развивается человечество в мире, диктуют нам новые правила, по которым следует жить и организовывать работу и взаимодействие между людьми. Коммуникация в основном выстраивается в цифровой среде, связь и общение осуществляются с помощью различных гаджетов и Интернета. Ценными качествами для всех людей становятся трудолюбие, уважение своего труда и труда другого человека, ответственность, умение работать в команде, стремление к личностному росту, самосовершенствованию, самообучению, развитию личностных и профессиональных качеств, чтобы можно было делиться своим опытом с другими, лояльность и бесконфликтность.

В сфере образования вышеперечисленные качества приобретают еще большее значение, потому что педагог является транслятором опыта для подрастающего поколения, образцом поведения при взаимодействии с людьми. Лишь педагог, который сам обладает этими качествами, может заинтересовать, увлечь, научить, вдохновить и передать лучшее детям.

Ранее мы говорили о том, что лидирующее место в процессе воспитания в образовательной организации, создании индивидуальных образовательных траекторий развития обучающихся и во взаимодействии с педагогическим коллективом, детьми и их родителями (законными представителями) принадлежит классному руководителю. Это действительно так. Педагог, который выполняет обязанности руководителя класса, наделен особой, многофункциональной, ролью. Как исполнять эту роль, чтобы помогать детям и их родителям, чтобы сохранять собственные ресурсы и быть готовым быстро адаптироваться к новым условиям, обстоятельствам и задачам?

Важно понимать, что классному руководителю как руководителю класса важно быть активным и инициативным педагогом, создать вокруг себя команду, организовать совместно с управленческой командой школы образовательное пространство так, чтобы оно захватывало и заинтересовывало детей, мотивировало и развивало. Важным показателем эффективной работы руководителя класса будет вовлеченность в воспитательную деятельность не только педагогической команды и детей, что подразумевается в его деятельности, но также сделать союзником школы семью обучающихся – родителей или законных представителей детей.

С чего нужно начинать работу и взаимодействие с семьей обучающихся, чтобы выстроить систему воспитания и помочь детям получить качественное образование и быть готовыми к саморазвитию и взрослой жизни в будущем?

Чтобы быть классным руководителем, не всегда достаточно педагогического образования, важно также постоянное стремление развиваться и идти в ногу со временем и интересами детей. Отметим точки опоры развития педагогического мастерства руководителя класса, на которые он должен обратить внимание при выстраивании работы и взаимодействия с семьей.
На первое место мы ставим точку личностного роста и саморазвития педагога, его желание быть лучше и эффективнее в его профессиональной сфере. Именно эта точка – отправной пункт в становлении пути классного руководителя как руководителя класса. Этот пункт, безусловно, связан с развитием лидерских и организаторских способностей, коммуникативно-речевых, психолого-педагогических умений, рефлексивных и цифровых умений учителя, о которых мы говорили выше, а также связан и с последующими пунктами. Как же организовать свою деятельность, чтобы личностный рост и саморазвитие педагога были непрерывными?

1. Самое главное – это желание, увлеченность своим делом и уверенность в собственных силах, позитивный настрой.
2. Изучение и анализ успешного опыта своих коллег.
3. Чтение методической литературы, подбор педагогической литературы для своей работы.
4. Прохождение курсов повышения квалификации и расширение знаний в профессиональной деятельности.
5. Изучение тайм-менеджмента, планирование работы и своей деятельности вне стен школы, отдыха и времени на хобби.

Следующее, на что важно обратить внимание, – это активность и инициативность, ведь если мы что-то узнали, чему-то научились, но этим не пользуемся в полную меру, то «сокровища хранятся в сундуке» без пользы и постепенно забываются. Активность, проявление ответственности и инициативы, постоянный поиск новых способов привлечения внимания, мотивации детей и их родителей, а также и педагогического коллектива – это важная работа классного руководителя, которая позволяет ему занимать лидирующее положение, заслужить доверие и уважение коллег, обучающихся и их родителей (законных представителей). Как это будет проявляться?

Ответы на этот вопрос перечислим в действиях классного руководителя, которые важно выполнять и анализировать:
1. Оформление правил работы в классе, регламента взаимодействия с коллегами и администрацией образовательной организации, семьей обучающихся.
2. Согласование правил и регламента взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений.
3. Своевременные приглашения на собрания и беседы коллег и родителей обучающихся с использованием современных технологий: электронной почты, мессенджеров, социальных сетей.
4. Применение и привлечение детей, их родителей и педагогического коллектива к дистанционной поддержке и работе (с применением социальных сетей, приложений для проведения вебинаров Meet Google, Zoom). Это стало обязательным во время введения режима самоизоляции с конца марта 2020 года и доказывает свою эффективность и в режиме очных занятий.
5. Быстрая адаптация к изменяющимся условиям обучения и воспитания детей, применение цифровых и мультимедийных средств в своей деятельности совместно с коллегами, обучающимися и их родителями (презентации, видеозаписи, слайды, плакаты, демонстрирующие достижения учащихся, статистические данные о проделанной работе, планы, инструкции).

Действия классного руководителя всегда сопровождаются речью, и его речевое поведение во многом влияет на успех в исполнении его роли, поэтому всегда нужно помнить и про развитие речи педагога. Как обогатить речь, совершенствовать ее? Даже если кажется, что все хорошо и проблем нет, важно помнить о первом правиле непрерывного развития – нет предела совершенству – и следовать следующим рекомендациям:

1. Регулярно делать упражнения для артикуляции и разогрева связок, потому что речевой аппарат – это главный инструмент педагога, важно беречь его и тренировать, так как голос играет важную роль во взаимодействии с другими людьми.

2. Готовиться к собраниям, беседам, урочным и внеурочным занятиям как в очном, так и в дистанционном формате.

3. Помнить о качествах эффективной речи (уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность), анализировать свою устную и письменную речь, исправлять ошибки и качественно совершенствовать речь.

4. Использовать богатый репертуар речевых жанров педагогического общения, создавать высказывания, соответствующие ситуации:
– этикетные жанры (приветствие, прощание, благодарность, просьба);
– вступительное слово;
– педагогический диалог;
– сообщение;
– совет, рекомендация;
– речь нравственно-воспитательного характера по определенной теме;
– отчет, отзыв, рецензия;
– комментарий;
– обобщение;
– заключительное слово.

5. Владеть коммуникативно-нравственной культурой общения (этикетными средствами, правилами ведения этикетного диалога) и невербальными средствами речевого общения:
– фонационными: интонация (дружественная, приветливая, отзывчивая), ритм, темп (плавный, размеренный), громкость (умеренная), благозвучность (четкая дикция, приятный тембр голоса, полетность голоса);
– кинетическими (жесты, мимика, взгляд);
– проксемическими (поза и расположение в аудитории, где проходит собрание).

6. Импровизировать, грамотно и четко формулировать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

7. Совершать положительные речевые поступки, гармонизируя взаимодействие с учащимися, с их родителями и коллегами, не допуская конфликтных ситуаций.

Речь любого человека, а тем более педагога, напрямую связана с его интеллектом, и не только когнитивным, но и эмоциональным. Поэтому следующей точкой опоры мы называем эмоциональный интеллект. Он важен для классного руководителя, потому что:
1) помогает распознавать свои эмоции, лучше владеть и управлять своими психологическими и физическими состояниями (чувствами, настроением, мыслями, своим телом, голосом, мимикой), проявлять эмпатию;
2) помогает распознавать и регулировать не только свои эмоции, но и всех участников педагогических отношений, чувствовать и поддерживать обратную связь в общении, тем самым создавать благоприятные условия для общения;
3) повышает уровень оперативно-творческого мышления: гибкость, обеспечивающую умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, умение быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей собеседников.

И еще одной важной точкой опоры для достижения успеха в деятельности руководителя класса является рефлексия, потому что именно умение рефлексировать помогает видеть проблемные места в своей деятельности в соответствии с установленными нормами и работать над их корректировкой: обобщать, устанавливать причины возникновения проблем, вносить необходимые изменения в свою работу и речевое поведение.

Мы назвали пять основных точек опоры, которые необходимы для реализации деятельности всех педагогов и тем более для тех, кто исполняет роль руководителя класса. Безусловно, все они взаимосвязаны и одно без другого невозможно. Важно помнить, что личностный рост ведет за собой и профессиональное развитие. Сделав шаг навстречу новым открытиям своих лучших качеств, педагог собирает вокруг себя единомышленников и союзников в лице своих коллег, учеников и их родителей, тем самым выполняет важную роль в процессе воспитания и становления подрастающего поколения.

Екатерина СУХАНКИНА, эксперт МЦРКПО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте