search
main
0

Многие детские, да и взрослые игры пришли из далекого прошлого, как бы поднялись со дна столь глубокого, что и не углядеть… Наверняка о некоторых можно сказать – “ровесницы человечества”. Но если так – может быть, игра… причина человека? Об этом невозможно не задуматься, знакомясь с исследованиями об игре. Психологическая “подоплека” детской игры сложна, имеет несколько фаз. Объяснить можно только огромной ролью игры в процессе развития ребенка. Но это известно всем педагогам, даже тем, кто по примеру Марии Монтессори отвергает игру как педагогическое средство. Ведь многие “материалы” Монтессори, хотя и не называются так, по сути – замечательные игры.

Лишить ребенка игры по-настоящему – не значит ли превратить его жизнь в сплошное мучение? Его, маленькое божество на горшке. Да, когда играет, он – божество, потому что, например, древние индийцы считали занятием Бога – игры.

Мы приглашаем к разговору о детской игре. Считаете ли вы себя сторонником модной “теории” о ненужности игр? И если нет, то: как вы используете игры? Где, на ваш взгляд, точки наиболее эффективного применения игры в педпроцессе? Опишите ваши лучшие игры?

Hедавно в “Пушкинской лавке”, что в Театральном, на меня с верхней полки упала книжка “Вечера игр и развлечений”, 1929 год. Что ж, сама просится – надо почитать.

Оказывается, в двадцатые годы в педагогическом мире шла своего рода война за игры (а ведь она, война эта, глухо, но продолжается по сей день). И теперь на прилавках найдется немало книг, в том числе переводных, где отношение к детским играм настороженное.

Особенно нападали (и нападают по сей день) на игры-соревнования. Их не смущает, что там есть победители, но вот – проигравшие… Говорят: “Если ребенок часто проигрывает, у него возникает заниженная самооценка”. Действительно, заниженная самооценка – вещь весьма и весьма вредная. Впрочем, как и завышенная. Но настоящая проблема состоит не в том, что лучше, а в том, чтобы самооценка была адекватная, чтобы ребенок хорошо знал свои реальные возможности и силы.

“Но это-то и есть корень вреда, приносимого играми-соревнованиями, – вступают в спор противники игр. – Ведь если ребенок почувствует, что он отстает от других детей, то будет отставать все сильнее и сильнее”. И демонстрируют результаты экспериментов.

Но давайте вдумаемся в эту проблему, ведь от ее решения зависит в немалой степени счастье и самочувствие наших детей. Не связана ли логика исследований детских самооценок с той же самой недооценкой детских игр, которую хотят доказать в результате? Не кусает ли змея сама себя за хвост?

Когда малыш идет в школу, у него этой самой самооценки, если он мало играл в игры-соревнования, просто не сложилось. А в школе – обобщенная самооценка, которая и влияет на всю совокупность отношений ребенка с друзьями и с учителями. Если она низка, то дело плохо. И в этом случае действительно лучше, если у ребенка будет завышенная самооценка.

Но обобщенная, суммарная самооценка (отличник, хорошист, двоечник или троечник), согласимся, – обедненная, усредненная и неадекватная. Именно усредненность – истинный корень бед. Как раз игры и дают настоящую, многогранную самооценку. Конечно, если ребенок играет. Да не в одну, а в разные игры, и не с одним человеком, а со многими. В одни игры он будет проигрывать, в другие – выигрывать. Тогда и школьный критерий сравнения, критерий обрубочный, грубый, не окажет на ребенка вредного влияния. И уже не нужно будет бояться так называемой “заниженной самооценки”. Самооценка будет нормальная, адекватная. Ребенок не будет ни обманывать сам себя, заноситься перед сверстниками, ни унижаться и страдать от этого.

“Мы не хотим, чтобы наш проигрывал!”. Мне кажется, это желание возникает из-за личных проблем. Это мы сами в своем детстве не доиграли, не научились проигрывать и теперь, боясь проигрыша, “проецируем” свои страхи на детей. Человеческая же мудрость твердит и твердила: человек должен уметь проигрывать, должен уметь “держать удар”. Разумеется, во всем нужна мера – “метрон аристон”. Но если он не будет проигрывать никогда, то не научится проигрывать, и в жизни первая малейшая неудача собьет его с ног. И не помогут тогда ложные фантастические самооценки, внушенные старшими, он – это совершенно точно – начнет искать неадекватные способы “выигрыша” и окажется на грани срыва.

Говорят также, что игра как соперничество – негуманна. Но это совершенно неверно. Что такое соперничество как ни сравнение своих результатов с результатами других? Оно может быть больно или очень приятно, но факт остается фактом – это мощнейший стимул человеческого совершенствования. И если отказаться от соперничества, то не приведет ли это к застою в развитии всей человеческой цивилизации? В Древней Греции возникли Олимпийские игры. Не потому ли греки достигли таких великих успехов в развитии атлетизма и других видов спорта, что и поныне мы восхищаемся древними скульптурами, изображающими великих атлетов? Там же, в Древней Греции, проводились соревнования по театральным постановкам. Не это ли одна из причин возникновения великого греческого театра с его Софоклом, Еврипидом и другими великими драматургами? Сократ ввел соревнования, кто кого переспорит. Не в этом ли причина взлета древней философии? Да чем бы мы были без Древней Греции, которая даже возвела бога соревнований (Агона) в ранг олимпийских богов! А разве не Древняя Греция – источник гуманизма?

И еще. Те, кто соревновался между собой, гораздо благожелательнее часто относятся друг к другу вне соревнований, нежели те, кто никогда не соперничал. И это также относится и к детям. Они гораздо мягче друг к другу в жизни, если “основные проблемы” их решены уже в играх. Так нужно ли бояться огорчений и даже слез от проигрыша? Или, следуя мудрости древних греков, стоит научить ребенка искусству проигрывать, если мы хотим, чтобы он выигрывал в большую игру под названием Жизнь?

Евгений ГЛЕБОВ

Выбираем миф

Летний детский лагерь, досуговый клуб, современный урок ассоциируются с играми или их элементами. Многие педагоги жалуются, что используемые сегодня игры уже “набили оскомину” или требуют много времени для подготовки и сложны в проведении. Мы предлагаем несколько игр из уникального сборника “Фестиваль игр”, составленного под руководством, к сожалению, уже ушедшего от нас, выдающегося ученого, талантливого педагога, руководителя лабораторий гуманизации воспитательных систем и игровой деятельности школьников, директора детского летнего лагеря “Маяк”, члена-корреспондента РАО О.С.Газмана.

“Изюминка” предлагаемых игр состоит не только в их сюжете и форме, но и в описании, которое, с одной стороны, дает толчок к мысли, с другой – предоставляет максимум свободы творчества.

Пятиклассники готовят афишу в “древнегреческом” стиле. Все “свободные граждане Афин” могут прийти на представление театра, имея вместо входного билета подушечку с вышитым на ней греческим орнаментом – меандром. Выбирается миф, распределяются роли (актеры – только мальчики, хор – только девочки), готовится представление.

Зрители входят в зал по входным билетам. Из числа присутствующих “свободных граждан” выбирается коллегия архонтов, которая выполняет функции жюри. Дается представление из жизни богов и героев (короткие отрывки из мифов). Проводится состязание ораторов-импровизаторов на тему “Зачем нужны грекам Олимпийские игры?”. Коллегия архонтов выбирает победителя конкурса и увенчивает его “лавровым венком”.

Используются наиболее известные, короткие, без заучивания длинных монологов мифы. В задачи хора входит комментирование, разъяснение происходящего на сцене. Костюмированы только актеры, хор, архонты. При этом костюмы могут быть чисто символическими. Для архонтов заранее готовятся на плечи длинные алые плащи. Главное – чтобы на них был изображен меандр. Декорации не требуются.

Литературный кабачок

Учащимся предлагается выбрать наиболее понравившееся течение русского декаданса. Для этого они могут выбрать карточку из разложенных на столе, на одной стороне которой название одного из течений (например, имажинизм), на другой – типичные представители течения. Выбрав определенное направление, ребята могут объединиться в небольшие группы. Им необходимо подготовить стихи и всевозможные доказательства значимости этого направления в русской поэзии.

Посетители рассаживаются, как хотят, знакомятся, представляют поэтов. Ведущий объявляет, что “сегодня в гостях будущая поэтическая звезда России…”. Поэт читает стихи, объясняет непосвященным смысл данного течения. Завязывается дискуссия, в которой принимают участие поэты и сторонники различных поэтических течений. После выступления всех желающих ведущий “закрывает” кабачок и приглашает в гости на следующий вечер.

Краткие советы по проведению. Игра будет успешной только среди старшеклассников, имеющих достаточные знания в данной области литературы. В организации и в ее проведении обязательно участие педагога. Его задача – завязать дискуссию. Он может быть ведущим, одним из поэтов, “завсегдатаем и знатоком поэзии”, литературным критиком.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте