Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Миссия человекосозидания

Учительская газета, №3 от 25 января 2005. Читать номер
Автор:

Не касаясь хорошо известных проблем низкого материального и статусного положения учителя и слабо решаемых проблем материально-технического обеспечения образовательного процесса, остановлюсь лишь на наблюдающихся в реальном образовательном процессе тенденциях, представляющих опасность для будущего страны. В первую очередь следует отметить в качестве наиболее западающего звена слабое решение задач воспитания детей. И это при том, что в Законе РФ «Об образовании» подчеркивается приоритет воспитания, в преамбуле закона определено, что образование – это воспитание и обучение в интересах человека, общества, государства.

Большое внимание уделено целям воспитания и в концепции модернизации российского образования. Целая серия нормативных актов МО РФ также посвящена задачам повышения воспитательного потенциала школьного образования. (В частности, письмо МО РФ от 15.01.2003 г. «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных школ РФ»).

Однако следует констатировать, что в постсоветский период так и не удалось создать целостную систему воспитания в школе, ориентированную на становление и развитие личности, готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве, свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной, толерантной, социально активной, характеризующейся гражданственностью и патриотизмом.

Несомненно, что такая система воспитания должна охватывать все звенья образовательного процесса, и в первую очередь основную ее часть – учебно-урочную. Ясно также, что содержательным ядром этой системы должно быть нравственное воспитание, соединенное с правовым образованием. Напомним: В. Путин неоднократно подчеркивал необходимость моральных ценностей и диктатуры закона (в единстве) как условий существования и развития нашего общества.

Между тем воспитательная работа школы в целом по стране носит эпизодический, дискретный и часто отчетно-показательный характер. Это, как правило, отдельные акции и мероприятия гражданской и военно-патриотической направленности, которые сами по себе имеют право на существование, но охватывают лишь небольшую часть школьников и в силу их локальности не оказывают серьезного воспитательного воздействия.

Вообще складывается порочная практика перенесения воспитания учащихся на вторую половину дня и в систему дополнительного образования. Характерно, что проблемы воспитания в МО до недавнего времени были отданы структуре, курирующей сферы внеурочной деятельности и дополнительное образование, аналогично разделение сфер «обучение» и «воспитание» в управленческих структурах на местах. Кроме эпизодичности, дискретности воспитательной деятельности в ОУ и ее «периферийности» (вторая половина дня), следует отметить такую характерную черту, как «работа в режиме МЧС», когда активизируются лишь направления воспитания, ориентированные на ЧП. Это касается и учебного процесса. Так, сложности с призывом молодежи на военную службу породили созданную по худшим образцам советского времени программу патриотического воспитания (фактически военно-патриотическую). Распространение среди молодежи наркомании породило программу профилактики наркозависимости; плохо с экологией – в школе вводится курс экологии и т.д.

А между тем эффективность всех этих программ находится в прямой зависимости от нравственного и правового воспитания школьников, в результате которого и создается основа для преодоления негативных явлений среди молодежи. Однако именно для системы гражданско-правового образования (с акцентом на моральные ценности) в современной школе не найдено законного места. Упование же отдельных деятелей МО на религиозное воспитание в светской школе носит не взвешенный и не реалистичный характер. В настоящее время в условиях введения образовательных стандартов и ЕГЭ еще более сужаются возможности решения задач воспитания в учебном образовательном процессе. Несмотря на провозглашение в стандартах предметов гуманитарного и социально-экономического циклов ряда свойств личности, которые по замыслу авторов должны формироваться на уроках данных предметов (см. компонент «цели»), на практике это не может быть достигнуто при том неподъемном (для основной школы особенно) количестве единиц информации, включенных в содержание стандартов.

Это особенно относится к стандарту по обществознанию, на уроках которого можно было бы решать некоторые задачи гражданско-правового образования, охватывающей как учебный процесс, так и внеурочные формы работы с учащимися. И, главное, энергичное, последовательное и разумное воплощение намеченного в жизнь.

В частности, давно назрело выделение в учебном плане начальной (1-4-й классы) и основной школы (5-9-й классы) одного часа в неделю на гражданско-правовые курсы, четко ориентированные на нравственное и правовое воспитание школьников, их позитивную социализацию и профилактику правонарушений. Эти курсы и должны стать гражданско-правовой вертикалью, нацеленной на воспитание гражданина.

Опыт функционирования такой вертикали есть в Санкт-Петербурге, где уже 10 лет в ряде школ преподаются этико-правовые курсы с 1-го по 11-й классы. Учебно-методический комплекс, обеспечивающий преподавание этих курсов (13 книг), в 2000 году был удостоен Премии Правительства РФ в области образования.

Именно созданная в учебном процессе этико-правовая вертикаль стала в петербургских школах стержнем для всей работы педагогического коллектива по воспитанию гражданских свойств личности как на уроках других школьных предметов, так и в системе дополнительного образования.

Так сложилась Петербургская модель гражданско-правового образования, эффективность которой убедительно подтверждена десятилетним опытом работы школ. Это существенное сокращение случаев девиантного поведения учащихся и их социальная активность, успешный выбор форм деятельности после окончания школы и др.

Характерно и то, что данная система выдержала испытание временем.

Так, в эксперимент, начавшийся в 1994 году, вступили 26 петербургских школ. Все они сохранили внедренную ими у себя систему этико-правового образования до настоящего времени и развивают ее, а также способствуют ее распространению. В настоящее время данная целостная система гражданско-правового образования с 1-го по 11-й классы успешно функционирует в каждой шестой школе С.-Петербурга (это около 100 школ).

Создание организационных и материальных условий для перенесения Петербургской модели гражданско-правового образования в другие регионы России могло бы стать важным шагом в развитии отечественного образования, повышения его воспитательного потенциала.

В целом следует констатировать, что содержание стандартов ориентировано на знаниевую модель образования. Не случайно в стандартах там, где определены главные результаты образования по предмету на первом месте – «знать/понимать», «уметь» – т.е. то, что решается обучением, в лучшем случае развивающим мышление и память.

Эта направленность усиливается и увлечением тестами в связи с ЕГЭ, что особенно опасно для решения задач воспитания.

Вне внимания педагогов в этом случае оказываются аксиологические компоненты содержания – моральные ценностные ориентиры, нравственные принципы и т.д.

Следует учесть, что нравственные ценностные ориентиры формируются не только и не столько путем передачи знаний, сколько через переживания и опыт специально организованной деятельности. Воспитание нравственных чувств требует иных, чем формирование знаний форм, методов и, несомненно, выделения для этого специального учебного времени.

Отметим, что ориентирование образования (с введением стандартов) в основном на овладение учащимися единицами информации, пусть и в сочетании с формированием у них предметных и межпредметных умений, ставит учителя в позицию тренера, технолога, а не воспитания юношества.

Между тем традиции отечественной педагогики славны учителями, выполнявшими высокую миссию человекосозидания.

Вспомним:

«Куницыну дар сердца и вина!

Он создал нас. Он воспитал наш пламень.

Заложен им краеугольный камень,

Им светлая лампада зажжена».

А.С.Пушкин

Из вышеизложенного следует традиционный вопрос «Что делать?»

Ответ – скорейшая смена ориентиров во всех звеньях современного отечественного образования – пора на практике перейти от работы по сигналу SOS к планомерной каждодневной работе, ориентированной на дальние результаты – воспитание человека будущего гражданского демократического общества.

Наталия ЭЛИАСБЕРГ, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербург


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту