search
main
0

Мир внутри нас, мир вокруг нас Тема “Человек познает свое окружение и себя”. Старшие классы

И предал я сердце тому, чтобы
мудростью изучить и изведать
Все, что делается под небесами…
И много видело сердце мое и мудрости
и знания.
Так предам же я сердце тому, чтобы
мудрость познать,
Но познать и безумье и глупость, –
Я узнал, что и это пустое томленье,
Ибо от многой мудрости много скорби,
Умножающий знание умножает и печаль.

“Книга Экклесиаст”. Глава I

Как вы думаете, почему мудрец убежден, что, чем больше он узнает о мире, чем больше он обретает знаний, тем больше скорби и печали накопится в душе его? Как избежать скорбей – неужели ничего не знать? Остаться простаком и дилетантом во всем, что касается человеческой жизни и мира, в котором живем? Составьте устное эссе по данной проблеме.
Микро- и макрокосмос. Древние греки, поставившие многие волнующие нас вопросы и давшие на них весьма убедительные ответы, представляли себе человека двояко – как часть большого космоса, мироздания, и как часть, следовательно, несущего в себе субстанцию целого, и как микрокосмос, как отдельный мир, а потому уникальный, которому присуще только человеческое. Подобное разделение позволяет нам осознать то, что наш внутренний мир, то, что находится в нас, отнюдь не совпадает с тем, что представляет мир вокруг нас. Мы по-своему воспринимаем и истолковываем окружающее, по-своему интерпретируем его. Представьте себе образ. Льется поток света, а на его пути оказывается кривое стекло – линза. Что произойдет? Свет преломится, сквозь тело стекла зигзагом пройдет и выйдет уже совсем иначе.
Так и человек. Его сознание похоже на линзу, которая воспринимает потоки, исходящие от внешнего мира. Но то, что именно остается в нас, как идет прием и переработка этих импульсов и что получается на выходе – это абсолютно не похоже на то, что было вначале. Мир, отраженный в нас, запечатленный в образах нашего сознания, не совпадает с тем, что нас окружает. Во-первых, мы улавливаем далеко не все влияния мира, большая их часть проходит как бы сквозь нас, не замеченная нами, не воспринятая, не осознанная. Во-вторых, даже то, что мы воспринимаем нашими органами чувств, нашим мозгом, мы воспринимаем по-своему, даем этим воздействиям свое толкование. Во все мы вводим наше, человеческое измерение. Один из мудрецов древности, Протагор, заметил: “Человек есть мера всех вещей, существующих как они существуют, несуществующих как они не существуют”. Мы все, даже жизнь и смерть, измеряем в нашем масштабе. Эту мысль блестяще иллюстрирует стихотворение И. Бродского:
Маленькая смерть собаки,
Маленькая смерть птицы,
Нормальные размеры
Человеческой смерти.
Означает ли это, что, кроме нас и нашего восприятия, не существует ничего? И да, и нет.
Попробуйте разрешить данное противоречие. Что, по вашему мнению, можно включить в понятие “человеческое измерение”? Как вы понимаете, что такое ОБЪЕКТИВНЫЕ явления, то есть существующие вне зависимости от нашего присутствия, восприятия, желания.
Мышление и речь. Задачи познания. Века и века волновал человека вопрос о том, что именно отличает его от других живых существ. И ответ на него – способность нас, людей, мыслить, познавать окружающий нас мир и себя в нем. Знаменитый философ и ученый ХVII века Блез Паскаль так сформулировал свое понимание человека: “Человек только тростник, слабейшее творение природы; но это мыслящий тростник. Все наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которое мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль”. Мысль – проявление нашего сознания. Причем можно поспорить с Паскалем в том, что мысль нас возвышает. Именно она может и унизить человека, принести боль и страдание.
Приведите примеры тех мыслей, что возвышают нас, и тех, что, напротив, противны человеческой природе и низводят нас до уровня грубых существ.
Да, тростник, хрупкий и дрожащий на ветру, но обладающий огромной силой мышления, познания. Французский ученый Рене Декарт даже выразил через способность мыслить формулу бытия человека на Земле: “Я мыслю, значит, я существую”. Итак, человек обладает мышлением. Мышление – это процесс отражения мира в понятиях, суждениях, теориях, производимых нашим мозгом. Мышление связано не только с развитием клеток мозга, но и с общественным прогрессом. Мышление возникает и развивается в процессе человеческой жизнедеятельности. Мыслительными процессами называют внимание и память. При помощи внимания вы выделяем отдельные объекты, сосредоточиваемся на них, узнаем их свойства. При помощи памяти фиксируем познанное в своем сознании, закрепляем, чтобы затем, впоследствии, узнавать знакомое и определять новое.
Тесно связана с мышлением речь – особые звуковые сигналы, при помощи которых люди обмениваются друг с другом информацией, опытом, передают друг другу познанное. Речь бывает внутренняя, когда мы говорим сами с собой, облекаем в слова свои мысли, и внешняя, когда мы произносим их вслух и их могут услышать другие люди. Внешняя речь является средством общения – коммуникации. Кроме того, человечество сформировало также речь устную и письменную, изобретя особые символы и знаки – буквы, при помощи которых записываются слова, предложения, наши мысли. Развитие мышления и речи происходит в процессе всех видов человеческой деятельности – в труде, общении, познании.
По преданию, на стенах афинского храма были начертаны изречения семи древнегреческих мудрецов, и одно из них гласило: “Познай самого себя, и ты познаешь Вселенную и Богов”. Можно сказать, что в этих словах, как в капле воды, сконцентрированы все задачи человеческого познания – узнать истину о самом себе, своем предназначении и, узнав часть (ибо мы есть часть мира, Вселенной), познавать далее и окружающий нас мир.
Ученые-философы – мудрецы, взявшие на себя миссию мыслить за все человечество, поставили вечные вопросы, на которые ищет ответ не одно поколение людей.
Немец Иммануил Кант вопрошал: “Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?”
Великий английский драматург Уильям Шекспир вложил знаменитый вопрос в уста своего героя – датского принца Гамлета: “Быть или не быть?”.
Не будем оригинальны и согласимся с тем, что именно в этих вопросах и отражаются главные задачи человеческого познания.
Как вы думаете, являются ли эти вопросы действительно главными для людей? Нужно ли на них отвечать? Может ли стать великим тот мыслитель, который только поставил вопрос, но не нашел на него исчерпывающего ответа? А есть ли вообще исчерпывающий ответ на подобные вопросы? Попробуйте подискутировать на тему “Пока человек задает ВЕЧНЫЕ вопросы, он остается ЧЕЛОВЕКОМ”.
Пути познания. Особенностью человека, отличающей его от всех иных живых существ, является способность мыслить, создавать в своем мозгу идеальные образы окружающего нас мира. Мы познаем окружающий нас мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями и через это познание научаемся жить, ориентироваться во времени и пространстве. Некоторые ученые даже говорят о любознательности, познавательном инстинкте как о врожденной потребности человека. Познание, знание было тем светом, который вывел наших далеких предков из тьмы дикости к современной цивилизации. Познание представляет собой процесс творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. В процессе познания действительность воспроизводится в сознании людей.
Как осуществляется процесс познания? Мы что-то видим, слышим, прикасаемся рукой, чувствуем запах, устанавливаем вкус, мы ощущаем отдельные свойства предметов и явлений, начинаем связывать их воедино, воспринимая предмет в системе окружающего мира, формируем представление о предмете и подобных ему. Прежде всего, таким образом, включаются в процесс познания органы чувств, поэтому первая ступень познавательной деятельности человека и получила название чувственного познания. Мы улавливаем внешние свойства отдельных предметов и явлений, создаем в своем сознании их образ. Можно сказать, что органы чувств являются для нас теми воротами, через которые мир вторгается в наше сознание.
Вторая ступень познания получила название рационального познания или абстрактного мышления. Здесь мы погружаемся от внешних свойств предметов и явлений к внутренним, устанавливаем сущность предметов, определяем их понятие, делаем выводы о познанном. Примером подобного вывода-умозаключения может служить высказывание: “Все люди смертны, я – человек, следовательно, и я умру, подобно всем людям”. Если наши выводы подтверждаются на практике, проходят проверку временем, такое знание мы называем истинным. Но всякая человеческая истина относительна, так как познанное нами – лишь малая часть мира вокруг нас, да и то, что мы познаем, не исчерпывает существа самого познаваемого предмета и явления. В его глубине всегда останется непознанная, скрытая от нас сущность и жизнь. Мы и сами время от времени убеждаемся в недостаточности наших знаний и представлений о мире и о себе. Тогда мы успокаиваем себя словами: “Человеку свойственно заблуждаться”.
Как вы понимаете высказывание: “Истина – это процесс”? Можно ли назвать истину понятием человеческим, то есть истинно то, что мы, люди, считаем таковым? Как можно проверить истинность познанного нами, например открытие нового физического закона?

Границы
человеческого познания

Вам хорошо известно имя знаменитого древнегреческого мудреца Сократа, который стал символом философии как знания о человеке и его мире. Однажды к нему пришли сограждане и сказали: “Сократ! Жрица из Дельфийского оракула (так называлось святилище бога Аполлона в городе Дельфы) назвала тебя самым мудрым среди эллинов. Радуйся!”. На что Сократ ответил: “Меня признали самым мудрым только потому, что я знаю, что ничего не знаю, а афиняне не знают даже этого”. Так где же границы нашего познания? Насколько мы, люди, можем познать окружающий нас мир? Можем ли мы познать и самих себя?
Человека всегда волновал вопрос о том, что он может узнать о мире и о себе. И мудрейшие из мудрейших – философы, подобные Сократу, Конфуцию, Лао Цзы, убежденно говорили о том, что человеку открыта лишь ничтожная часть мироздания. Что только невежда может почитать себя всезнайкой. Чем больше познает человек, чем более он приобщается к мудрости, тем больше понимает, какая бездна непознанного его окружает. Но со временем подобное отношение к возможностям человеческого познания стало меняться.
Любопытство – качество, присущее исключительно человеческому роду, – толкало людей на постижение законов природы и своего существа. Эти законы зачастую приходили к людям как озарение, открытие. Например, знаменитый физик Ньютон открыл закон всемирного тяготения в тот момент, когда яблоко упало с дерева прямо на его голову. Химик Д. Менделеев во сне увидел систематизированные в периодическую таблицу химические элементы и сформулировал периодический закон. Этим открытиям предшествовала длительная и кропотливая работа ученых-исследователей над изучаемой проблемой, и озарение стало платой за их самоотверженное служение науке. Особенно бурное развитие научных знаний пришлось на современную эпоху – век ХХ. Человек преодолел земное притяжение и вышел в космическое пространство, постиг тайны микромира, открыл излучения и поля, уловить которые способны только самые совершенные приборы. Одно из последних сенсационных открытий 2000 года – расшифровка генома человека, генетического кода, содержащего информацию о человеческой природе.
В последнее время появились точки зрения, что человек близок к тому, чтобы познать Вселенную, что ее информационные ресурсы практически исчерпаны. Ученые говорят о том, что уже в ХХI веке они могут остаться без работы. Все фундаментальные, главные научные открытия уже сделаны и останется только заниматься всякими мелочами, уточнять их, детализировать наше знание. Это в корне противоречит теории бесконечности познания и выводу о том, что, чем больше узнает человек о себе и мире, тем больше граница и горизонты непознанного.
Как вы относитесь к высказанной точке зрения? Какие известные вам открытия ученых в области физики, химии, биологии, кибернетики существенно продвинули знания человечества о мироздании? Ваше мнение, будет ли у ученых работа в ХХI веке? Свой ответ аргументируйте.
Кстати, в прошлом человечество уже сталкивалось с подобными проблемами, когда казалось, что весь мир изучен и нового уже ничего не узнать. И было это не далее как сто лет назад, тогда стали повсеместно закрывать кафедры физики. Но откуда ни возьмись, объявился Рентген, который открыл излучение, Макс Планк, создавший квантовую теорию света, и, наконец, А. Эйнштейн, сформулировавший основы теории относительности. Наш поэт Самуил Маршак так написал об этом перевороте в знаниях о мире:
Был этот мир кромешной тьмой окутан.
“Да будет свет!” – И вот явился Ньютон.
Но Сатана недолго ждал реванша.
Пришел Эйнштейн, и стало все,
как раньше.
Так и теперь, думается, вскорости, ученые столкнутся с такими явлениями, что горизонты познания снова расширятся.
Контрольные вопросы
1. Почему вид современного человека именуется “человек разумный”? Каких людей обычно называют неразумными? Они относятся к нашему биологическому виду? Дайте определение человеческому сознанию.
2. Докажите, что важнейшими свойствами человека являются мышление и речь.
3. Какие виды речи вам известны? Какие вы знаете языковые семьи? К какой семье относятся славяне? В чем причина формирования множества языков у народов, населяющих Землю?
4. Каковы цели и задачи человеческого познания?
5. Можем ли мы узнать истину о себе, окружающих нас людях, природных явлениях?
6. Как человек познает окружающий мир? Что такое образное восприятие?
7. Назовите и охарактеризуйте основные ступени человеческого познания.
8. Почему изменились представления о границах человеческого познания?

Задания к семинару
1. Прокомментируйте стихотворение Х. Портильо:

“О Господи! Я жив, я есть! – смог
он пробормотать, –
Еще страдаю! Вижу звезды!
Меня ты не оставил!
Я боль, я свет!..
Всего три вещи составляют суть
сокровенную людей.
Но только две всегда угодны Богу:
любовь и боль.
Любовь – объединяет, боль
и страдания – разъединяют.
В том состоит гармония Вселенной.
Приобретенье – и расплата.
Вот так поддерживается равновесье,
Зовущееся в мире правосудьем Божьим.
Так понимаю я и говорю.
А третье свойство человека – знание.
Однако же оно питает высокомерие
и тщеславие”.

Как вы думаете, почему поэт называет знание неугодным Богу свойством человека?
2. Какое из высказываний вы считаете верным: “разум – враг человека”, “разум – повелитель человека”, “разум – раб человека”, “разум – крест человека”, “разум – главное человеческое богатство”? Обоснуйте свой выбор.
3. Мудрецы прошлого так высказывались о возможности познания человеком окружающего мира:
“Познать мир до конца было бы чудом сосчитанной бесконечности”.
“Меня считают самым мудрым среди эллинов, потому что я знаю, что ничего не стоит моя мудрость”. Сократ
“Тот, кто достигает вершины мудрости, знает, что она никогда не охватит собою весь мир”.
“Многознание не научает быть мудрым”.
“Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок”.
Что объединяет все представленные высказывания? Согласны ли вы с ними? Как вы полагаете, может ли человек познать окружающий мир?
4. Немецкий философ Георг Фридрих Вильгельм Гегель сформулировал вывод о такой особенности человеческого познания, как “хитрость разума”. То есть наш разум, познавая мир и ставя цели познания, зачастую приходит к совершенно иным (если не противоположным), чем первоначально планируемые, результатам. Это приводит человека на пути познания к тупикам и ловушкам, когда мы убеждаем себя в том, что правильно все поняли и узнали, но на самом деле допустили ошибки и пришли к неверным выводам. Что делать в такой ситуации? Нужно ли помнить всегда об этой самой хитрости разума, приступая к решению познавательной задачи? Не лишит ли нас подобная мысль уверенности в себе?
5. Прокомментируйте высказывание философа Бенедикта Спинозы: “Природа не предназначает для себя никаких целей, и… все конечные причины составляют только человеческие вымыслы”.
6. Подберите афоризмы и пословицы на тему параграфа.

Темы домашних эссе
1. Истина – понятие чисто человеческое.
2. Человеческое познание – колодец без дна.
3. Хитрость разума – что это?
4. Ловушка познания – насколько это опасно?
5. Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.
6. Что я должен прежде всего узнать о себе и о мире?
7. Ученые в ХХI веке лишатся работы.

Ольга КИШЕНКОВА,
кандидат исторических наук

Окончание следует

Заметки на полях
“Человек – самое разумное из всех живых существ”. Аристотель
“Я мыслю – значит я существую”. Декарт
“Человеку свойственно заблуждаться”. Аноним
“Умножающий знание умножает и печаль”. Екклесиаст
“Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещен”. Дао дэ цзин.
“Размышление – это поиск знания”.
“Разум – это понимание сущности вещей”. Мо-цзы

Пополним словарный запас.
Сознание, мышление, речь, познание, истина.
Урок “Человек во времени и пространстве”
Всему свой час, и время всякому делу под
небесами:
Время родиться и время умирать,
Время насаждать и время вырывать насаждения,
Время убивать и время исцелять,
Время разрушать и время строить,
Время плакать и время смеяться,
Время рыданью и время пляске,
Время разбрасывать камни и время собирать
камни,
Время обнимать и время уклоняться от объятий.
“Книга Экклесиаст”.
В каком смысле использует мудрец понятие время? Какое свойство времени раскрывает данное высказывание? Можно ли это свойство проиллюстрировать графически?
Человек и время. Одним из самых важных для человека понятий является время. Мы говорим – это было вчера, а иное будет завтра, последовательность событий, их смена и воплощается для нас во времени. Время – поток, который уносит все, как бы мы ни старались, подобно герою произведения Гете Фаусту, воскликнуть: “Остановись, мгновенье, ты прекрасно!”, течение времени мы прервать не в силах, не в силах и поворотить его вспять, в нашем мире оно необратимо, одномерно и направлено от прошлого к будущему. Мы смертны и преходящи на Земле. Хотя нам и хочется верить в то, что есть миры во Вселенной, где время течет не так, как в нашем мире. Проблема необратимости времени – серьезный вопрос философии.
Познакомимся со взглядами некоторых знаменитых мыслителей прошлого о времени. Например, согласно христианскому богослову Августину, время является мерой движения и изменений, присущих всем “сотворенным” конкретным вещам. Перед сотворением мира время не существовало, но оно проявляется как следствие божественного творения и одновременно с последним. Меру же изменений вещам дал Бог. Время есть отсчет Бога, данный человечеству. Августин попытался объяснить такие основные категории времени, как настоящее, прошлое, будущее. Ни прошлое, ни будущее не имеют действительной ориентации, она присуща лишь настоящему, посредством которого нечто может мыслиться как прошлое или будущее. Прошлое связано с человеческой памятью, будущее заключено в надежде.
Один из мудрецов Древней Греции Фалес заметил: “Мудрее всего время, ибо оно обнаруживает все”. Попробуем прокомментировать эту фразу. Да, со временем мы раскрываем обманы и ложь, распознаем подлость и тщеславие под теми личинами, за которыми они искусно скрыты, отшелушиваем внешние, наносные слои. Все тайное рано или поздно становится явным. Время проверяет дружбу, доверие, истину, верность клятвам, время лечит боль утраты. Известный английский поэт Джон Гордон Байрон так писал о времени:
О Время, исцелитель всех сердец.
Страстей непримиримых примиритель.
Философ меж софистов и мудрец,
Суждений ложных верный исправитель.
Ты украшаешь смертную обитель.
Ты проверяешь истину, любовь,
Ты знаешь все, о Время, грозный мститель…
Времени поклонялись люди, как Богу. Всему свое время, так говорят мудрые люди. Не надо суеты, тщетных усилий что-либо ускорить. Все произойдет только тогда, в тот срок, который записан в скрижалях времен. Кто составил первое представление о времени и кто стал его измерять, нам не известно.
Античность считала отцом времени могущественного бога Кроноса – прародителя всех божеств. Он изображался в образе старика с косой в одной руке и песочными часами в другой. Кронос поедает своих детей и подносит зеркало влюбленным, напоминая им, как быстро бежит время. На некоторых картинах бог Времени обрывает крылья у Амура, демонстрируя свою власть над любовью и другими человеческими чувствами. Своеобразно воспринимали время древние скандинавы. Они верили, что у времени три богини – норны. Одну из них зовут Урд. Она изображалась в образе пожилой печальной женщины, которая смотрит только в прошлое, как бы скорбя об ушедшем времени молодости. Следующую богиню зовут Вернанди – она символизирует настоящее. Верили, что это женщина в зрелом возрасте, полная сил, она смотрит только прямо, глаза в глаза живущим людям. Третья норна – Скульд. Это богиня юности, будущего. Она молода и прекрасна и взор ее обращен вперед – туда, где и скрыто будущее. Она не печальна, она надеется на лучшее.
Иначе воспринимали время на Востоке, к примеру, в Китае. Для европейцев время течет, оно линейно, оно имеет начало и конец. Для восточных людей движение времени не ощущается. Есть круг, цикл, который проходит все живое, меняя свои внешние формы. И идеал – это вообще выпасть из этого круговорота, выпасть из времени и раствориться в безбрежном – Нирване.
Какие божества времени вы знаете? Почему они изображались как ужасные, внушающие людям страх? Для чего стоило бояться времени?

Измерение времени – календари и часы
Посланцами Кроноса в людской мир стали способы измерения времени – часы и календари, которые напоминают нам о скоротечности жизни.
Первые календари появились в глубокой древности. Известно, что календари были в Месопотамии и Египте. Люди различали лето и зиму, а в эпоху античности – уже четыре времени года. Знали люди, что неделя состоит из семи дней. Изображали неделю в виде лодки с семью людьми на борту. Изменения в календарях старались производить как можно реже, любые сбои во времени люди воспринимали как происки нечистой силы. Так, булла папы Григория ХIII в 1582-м вызвала сопротивление и долгое время григорианский и предшествующий ему юлианский календарь в Европе использовались параллельно, а согласовывали их при помощи математических таблиц.
В нашей истории было несколько реформ календаря. После принятия христианства на Руси установился счет лет от сотворения мира (чтобы узнать год от сотворения мира, необходимо прибавить 5508 или 5509 лет к дате от Рождества Христова). А в 1498 году Государь Всея Руси Иван Васильевич III перенес отмечание нового года с 1 марта, как отмечали прежде, на 1 сентября. Связано это было с необходимостью для единого государства лучше исчислять налоги. Удобнее это было делать осенью, в сентябре, поскольку заканчивался сезон сельскохозяйственных работ и становилось ясно, какой собран урожай. К слову, планирование хозяйственного года в России осуществлялось с сентября до сентября вплоть до первой пятилетки. Она не случайно датируется 1928/29 – 1932/33 годами.
Следующая реформа календаря была осуществлена в России при Петре I. После 31 декабря 7207 года наступило 1 января 1700 года. Россия перешла на юлианский календарь (от Рождества Христова), и новый год, как в Европе, стал отмечаться с 1 января. Тогда же пришел и обычай праздновать Новый год с елкой, украшать ее и танцевать вокруг лесной красавицы.
И еще одна реформа календаря была проведена уже в ХХ веке, после прихода к власти в октябре 1917 года советского правительства. Вместо юлианского календаря в феврале 1918-го был введен григорианский календарь, разница в исчислении между ними к 1918 году составила 14 дней. Вот именно поэтому день Октябрьской революции – приход большевиков к власти – отмечается коммунистами не 25 октября, а 7 ноября. По григорианскому календарю – это Ноябрьская революция.
Однако Русская православная церковь продолжает справлять религиозные праздники именно по юлианскому календарю. Поэтому традиционно россияне отмечают и новый Новый год – 1 января и старый Новый год – 14 января.
Человечество научилось разбивать время на небольшие отрезки – сутки, часы, минуты, секунды. Эти отрезки ставились в зависимость от собственных удобств. Например, в средние века считали, что днем часы длиннее, а ночью короче, и их часы ходили днем медленнее, а ночью быстрее. Длительную эволюцию прошли и сами механизмы для измерения времени – часы. Сначала время определяли по длине тени, отбрасываемой шестом от солнца, затем появились водяные часы – клепсидры, как их называли римляне. Они отмеряли время по каплям. Именно тогда понятным стало сравнение – время течет. В сенате – римском парламенте время выступления также отмерялось клепсидрой.
Изобрели люди и песочные часы. Их использовали в древности, используют и сейчас – например, в поликлиниках и больницах во время приема лечебных процедур. Каждый день мы видим песочные часы на мониторах наших компьютеров. С развитием механики, накоплением знаний о строении Вселенной, о вращении Земли вокруг Солнца были изобретены более сложные часовые механизмы. Сначала это были громоздкие механизмы с огромными зубчатыми колесами, теперь созданы электронные водонепроницаемые.
Но и научившись считать время, люди не перестали его обожествлять.
Люди отметили главное свойство времени – его ритмичность. Время пульсирует. Российский поэт Иосиф Бродский говорил, что время – источник ритма. Всякое стихотворение, по мнению поэта. – это реорганизованное время. И чем более искусен поэт в своем творчестве, тем ближе его контакт с временем.
Поклоняясь времени и почитая его, человек не забывает о том, что с временем связано забвение. Давно умершее может жить в нашей памяти, но время может убить это. “Время – самое невежественное, так как забывают в нем”. Это тоже сказано о времени, и это тоже верно. Мы пропускаем время сквозь себя, измеряем его сроком своей жизни, мы пропускаем и себя сквозь время. Какое оно, такие и мы, какие мы, такое и оно.
Какие вы знаете календари и календарные системы? Что такое лунные и солнечные календари? Чем они отличаются друг от друга? У каких народов принят лунный календарь, у каких – солнечный? Какие реформы календаря и системы летосчисления вы знаете из истории? Всегда ли вы носите на руке часы? Почему говорят: “Счастливые – часов не наблюдают!”?
Человек и пространство. Время – одна из осей координат, в которых существуют человек и весь его мир. А что представляет собой другая ось? Эта ось – пространство.
Все окружающие нас предметы, да и мы сами, имеют три измерения – высоту, ширину, длину. Одно из свойств пространства, таким образом, – это его трехмерность. Но является ли это свойство объективным, то есть существующим вне человека, вне его восприятия мира? Видимо, все-таки нет. Пространство трехмерно в нашем мире, именно в нем предметы имеют определенные очертания (куб, шар, призма и пр.), имеют свое начало и свой конец. Они имеют форму, объем, они состоят из определенных частей, они расположены определенным образом по отношению друг к другу. Например, этот стол стоит слева от меня, а этот стул – справа, внизу, под моими ногами находится ковер, вверху, над моей головой, люстра, передо мной расположено окно, а сзади – стена. Так мы располагаем предметы и самих себя в пространстве. Именно в пространстве мы соотносим между собой различные предметы и явления окружающего нас мира, существующие одномоментно, то есть, в один и тот же период времени. Это приводит нас к осмыслению другого важнейшего свойства пространства – протяженности. Мы говорим, что один объект дальше расположен, чем другой. Одна дорога длиннее, чем другая. Один дом выше, чем другой. Для измерения протяженности объектов люди придумали определенные меры: сантиметры, метры, километры, футы, ярды, локти, сажени, версты.
Прежде всего в пространстве человек видел среду и место своего обитания.
Представления людей о пространстве менялись с течением времени. Первоначально для людей пространством было место их обитания – долина, лес, ближние и дальние холмы. Остальной мир воспринимался людьми в мифологической форме. Люди мыслили Землю в виде плоского диска, погруженного в воды Океана, либо покоящегося на спинах черепах, крокодилов, трех китов или трех слонов. Когда люди смогли далеко отлучаться со своей родины, совершать далекие путешествия по морям – стали изменяться и их представления о мире. Мир стал расширяться далеко за пределы Ойкумены (обетованной земли). В III веке до нашей эры, в эпоху эллинизма, ученый-географ Аристарх Самосский высказал мысль о том, что Земля – это шар, вращающийся вокруг Солнца, и если все время двигаться в одном направлении, вернешься к исходному месту. Измеряя пространство, люди стали рисовать карты, изготавливать глобусы, нанося на них новые страны, моря, океаны и материки. Появились и глобусы звездного неба, изучена Солнечная система.
В настоящие дни ученые сформулировали понятие о микромире и мегамире. О пространстве, в котором действуют частицы, невидимые глазу и даже через обычные микроскопы. А также о пространстве, измеряемом галактиками и галактическими системами, в сравнении с которыми наша Земля – как пылинка в луче света. Большое пространство распадается на бесчисленное число малых, и в одном из этих малых пространств и живем мы с вами.
Восприятие пространства зачастую зависит от душевного состояния человека, поэтому можно сказать, что человеческое пространство столь же относительно, сколь и человеческое время. Иногда оно сужается для нас до размеров комнаты, иногда расширяется до размеров Вселенной без конца и без края.
? Выскажите свои соображения, когда именно небо кажется с овчинку и мир как бы сужается вокруг нас. И, напротив, какому душевному состоянию соответствует ощущение полета в бесконечности?
Контрольные вопросы.
1. Как представляют себе люди время и пространство? Можно ли сказать, что время для нас – это прошлое, настоящее и будущее?
2. Можно ли дружить с временем или же враждовать с ним? Как бы вы пояснили этот вопрос?
3. Почему вызывает недоверие тот деловой человек, партнер, у которого нет часов?
4. Чем отличается представление о времени у европейцев и восточных людей? Как вы думаете, что лежит в основе подобных различий в осмыслении времени?
5. Как вы понимаете определение И. Бродского “Стихотворение – реорганизованное время”? Прочитайте вслух одно из любимых вами стихотворений.
6. Перечислите свойства пространства. Можно ли считать их объективными, не зависящими от воли человека?
7. Как вы понимаете высказывание “сужение пространства” и “расширение пространства”? В каких случаях люди говорят, что их пространство сужается до минимума или что они загнаны в угол?
8. Как вы понимаете вывод об относительности пространства?
Задания к семинару:
1. Немецкий поэт И.В.Гете писал о времени: “Я жил в неразумное время и общей судьбы не избегнул, стал неразумным и сам, как повелело оно”. Может ли время быть неразумным, как вы думаете?
2. Римский философ – стоик Луций Анней Сенека писал своему другу Луцилию: “Отвоюй для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило. Сам убедись в том, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всех потеря по нашей собственной небрежности… не упускай ни часу. Удержишь в руках сегодняшний день – меньше будешь зависеть от завтрашнего… Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владение природа, но и его кто хочет, тот и отнимает”. Как относится к времени Сенека? С какими его словами вы бы охотно согласились? Почему? Как вы используете свое время? Что означает – терять время понапрасну? Как вообще нужно организовывать свое время? Ведете ли вы дневник? Записываете ли вы в ежедневник те дела, которые вам предстоят завтра, на следующей неделе?
3. Германский поэт ХVII века Пауль Флемминг написал стихотворение “Размышление о времени”. В нем есть такие строки:
Во времени живя, мы времени не знаем.
Тем самым мы самих себя не понимаем.
В какое время мы, однако, родились?
Какое время нам прикажет: “Удались!”
А как нам распознать, что наше время значит
И что за будущее наше время прячет?
Весьма различны времена по временам:
То нечто, то ничто – они подобны нам…
Подчас о времени мы рассуждаем с вами.
Но время – это мы! Никто иной. Мы сами!
Как вы понимаете эти строки? Почему поэт говорит, что время – это мы? Что оно такое же, как мы?
4. Знаменитый русский ученый М.В.Ломоносов, наблюдая звездное небо в ночезрительную трубу, написал следующие строки:
Открылась бездна, звезд полна.
Звездам числа нет, бездне – дна.
Как вы думаете, какое представление о пространстве представлено в этих строках?
5. Сравните два изречения о времени. Какое из них принадлежит мудрецам Востока, а какое – Запада? Обоснуйте ваш выбор.
“Ни сегодня нет, ни завтра. Разве кто поймет то, что непостижимо”.
“Ни волну, которая прошла, опять не вернешь, ни час, который прошел, вернуться не может”.
6. Подберите высказывания мудрецов и пословицы, в которых отражены представления о времени и пространстве.
Темы для домашних эссе.
“Все у нас чужое, …одно лишь время наше”.
Время и пространство – человеческие понятия.
“Долго ли до вечера?” – ухает филин. “Долго ли до зореньки?” – тоскует соловушек.
“Но время – это мы! Никто иной. Мы сами!”
Ольга КИШЕНКОВА,
кандидат исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте