Музыкальный руководитель Галина Витальевна Колмогорова и воспитатель Лилия Александровна Попова поддерживают с домом малютки постоянную связь. Они готовятся к каждой встрече с малышами с огромным увлечением, каждый раз, как будто в первый.

Ребята старшей группы «Маячка» в сентябре прошлого учебного года показали малышам из дома малютки музыкальную сказку «Теремок». После спектакля все вместе собирали на магнитной доске иллюстрацию к сказке из привезенных старшими ребятами картонных заготовок. А весной этого года дети подготовительной группы «Маячка» и ребята из центра «Центральный» вместе поставили спектакль-сказку «В гости к солнышку». Вместе дружно танцевали, играли, а потом обменялись интересными сувенирами.

Особенно почетным и приятным для всех было приглашение для участия в концерте, посвященном 95‑летию учреждения. Поздравить детей и сотрудников приехали представители Департамента социальной защиты, почетные гости, волонтеры. Ребята подготовительной группы танцевали для гостей зажигательные танцы, порадовали всех гимнастическим номером, а на прощание вместе с малышами и гостями исполнили песню о дружбе.

Малыши всегда с интересом и радостью встречают своих старших друзей. Они открыты, с удовольствием общаются и готовы к совместной деятельности. А воспитанники «Маячка» после каждой такой встречи становятся добрее и великодушнее.

Наши педагоги стараются следовать словам директора центра «Центральный» Татьяны Юрьевны Телегиной:
– Благодаря участию каждого из нас в судьбе хотя бы одного ребенка мир для него станет ярче и теплее, а это так важно для каждого малыша, оставшегося без родительской опеки!

Рождение традиции

Второй год в нашей школе развивается проект, который связан с особым пространством – творческой гостиной «Шляпа». Это место, где оживают герои книг, где дети начинают по-особому чувствовать содержание знакомых произведений и где все нацелено на то, чтобы окунуться в глубокие переживания, открыть для себя психологический смысл художественного творчества.

Наполнение этого пространства с самого начала было непредсказуемым. Как и сама идея, которая появилась неожиданно, ниоткуда. Но если заглянуть глубже, то все становится объяснимо закономерностями психологии творчества.

В нашем случае вопрос звучал просто: как привлечь детей в библиотеку, пробудить интерес к чтению и при этом использовать потенциал художественных текстов для развития чувствительности детей и преодоления ими психологических трудностей? По сути, мы задумали объединить библиотечное дело, психологию и творчество в рамках школы.

Еще Джанни Родари в своем уникальном руководстве по развитию воображения «Грамматика фантазии» заметил, что, когда от случайно брошенного в пруд камешка пойдут круги, результат может быть совершенно неожиданным, так как в процесс вовлекается очень много составляющих. Нашими составляющими стали школьная библиотека, театральная студия «Огниво», художественное творчество, неуемный энтузиазм. А результатом – создание творческой мастерской «Шляпа».

В состав рабочей группы вошли Т.А.Богачева (педагог-психолог), Т.С.Сахарова (педагог-библиотекарь), В.Д.Сударева (учитель изо) и Е.А.Лутфиева (учитель технологии), которым помогали учащиеся 7‑х классов.
Наша творческая мастерская – это необычное пространство, оборудованное ширмой для кукольных представлений, мобильными декорациями для обычных мини-спектаклей, шкафами для хранения реквизита (в том числе и множества декоративных шляп), стульями для организации зрительного зала и командных состязаний, а также настенным оформлением. Настенное оформление отражает общую идею мастерской и насыщено образами, взятыми из известных детских книг. В мастерской имеются костюмы для актеров и авторские куклы для спектаклей. Техническое оснащение включает большой стационарный экран, проектор, ноутбук, колонки. Как отмечалось, вместе с библиотекой мастерская образует единый смысловой блок.

Мастерская рассчитана на различные виды как педагогической, так и психологической деятельности: тематические уроки, показ кукольных и обычных спектаклей, проведение конкурсов чтецов, организация выставок декоративно-прикладного творчества (в частности, шляп и кукол), экскурсии для дошкольников, психологические тренинги, проведение литературно-психологических игр.

Литературно-психологические игры – наша находка

В отличие от обычных литературных викторин и игр по мотивам детских литературных произведений эти игры включают в себя элементы психологического тренинга и нацелены не столько на демонстрацию знаний и интеллектуальных навыков, сколько на развитие эмоциональной сферы детей. Использование таких приемов, как идентификация с героем, описание чувств, анализ мотивации персонажей, повышает эмоциональную включенность, делает процесс изучения произведения живым и объемным. Упражнения тренинга чувствительности и способностей к творчеству развивают умение понимать душевное состояние другого человека без слов, оказывать поддержку один на один и в группе, действовать сообща и вместе находить оригинальные решения.

В проведение игр вовлечены учащиеся разных возрастов и взрослые. Игра учитывает и социально-психологическое развитие детей, обеспечивая связь поколений. Важно, что все мы в этот момент живем в согласии со своими ценностями и разделяем эти переживания с другими.

Еще одной особенностью нашего цикла литературно-психологических игр является преемственность. Для каждого возраста разработана своя игра соответствующего уровня сложности. Таким образом, переходя из класса в класс, по мере взросления дети участвуют во все более усложняющихся играх нового для них содержания. Подготовка к игре занимает около месяца, сопровождается не только чтением самого произведения, но и подготовкой театрализованных сценок, пошивом костюмов и кукол. Игра имеет два уровня проведения – школьный и муниципальный – и вследствие этого становится ярким и значительным событием в жизни ребенка, прекрасной запоминающейся школьной традицией.
Центр содействия семейному воспитанию «Центральный» был создан в 1923 году и назывался «Дом матери и ребенка». В 1929 году переименован в «Карантин-распределитель для подкидышей». Со 2 апреля 2014 года дом ребенка №6 переведен из состава Департамента здравоохранения в подчинение Департамента социальной защиты населения города Москвы. Учреждение проводит работу по оказанию социальной, комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, от 0 до 4 лет.

Татьяна БОГАЧЕВА,
педагог-психолог школы №1173