Эти стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Агния Барто – удивительная женщина, всю свою жизнь она посвятила детям, их воспитанию и проблемам, ведь они, по мнению поэтессы, активные участники жизни.
Малыши легко запоминают стихи:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик…
Или:
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу…
Читая эти строки ребенку, легко перевоплотиться в ту же Танечку и сопереживать вместе с ней, а потом подумать, как ей помочь, а также суметь понять бычка, посочувствовать его вздохам, его страху и пожалеть.
Основная заслуга Барто – развитие сатирического жанра в детской литературе. Как оказалось, она являлась первооткрывателем в поэзии нового, до нее никем нетронутого жанра сатиры для малышей. Она смогла в своих стихах помочь малышам проникнуться чувствами либо восторга, либо страха, либо сожаления.
Наши воспитанники младшей группы «Затейники» часто приносят свои любимые игрушки из дома. Для малышей их личные предметы являются частичкой чего-то родного. Со своими игрушками они чувствуют себя в группе комфортно и уютно. Поводом организовать и провести проект «Мир игрушек» послужило то, что, замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, они стали менее отзывчивыми к чувствам других. Нам помогли стихи А.Л.Барто из серии «Игрушки». Малыши любят слушать стихи, предпочитая их прозе. Им нравится радостная мелодия стихотворений. Они верят в реальность вымысла и переносят описанное в жизнь, а себя – в сюжет текста. Работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребенок переносит все свои человеческие чувства.
Желательно научить его делиться игрушками при игре со сверстниками, дарить игрушки, которые смастерил своими руками, другим детям. Пусть ребенок почувствует радость от того, что доставил удовольствие другому.
Игрушка – очень важная деталь материального вещественного окружения, она самая близкая и легко осваиваемая вещь в раннем детстве ребенка. Мы, педагоги, могли заметить, насколько искренне и по-детски наивно ребятишки воспринимают стихи Барто про зайку…
Зайку бросила хозяйка –
Под дождем остался зайка…
Порой при прочтении этих строк малыши плачут, они сопереживают своей любимой игрушке. Стихи помогают пережить пренебрежительное отношение к игрушке, а возможно, и предательство верного и близкого друга.
Но есть в ее творчестве и другое стихотворение, когда мишку жалеет хозяйка, говоря, что:
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Стихи написаны от первого лица, поэтесса показывает привязанность к любимой игрушке как верность и преданность к близкому другу и любовь к нему. Часто речь идет о хороших поступках в ее творчестве: «Самолет построим сами», «Нет, напрасно мы решили», «Тяну я кораблик по быстрой реке». Такие примеры в стихах помогали детям поступать правильно и не повторять плохих поступков.
Детская литература – это своего рода диалог между маленьким человечком трех лет и взрослым, старательно имитирующим наивное детское мышление и речь. Этот диалог у писательницы получался всегда, потому что она прекрасно понимала и чувствовала ту аудиторию, для которой писала свои произведения. И очень важно, что ей удавалось настолько хорошо узнавать интересы и характер юного слушателя, к которому она обращалась в своей поэзии. Писательница уважала собеседника, как бы он ни был мал. Именно поэтому каждая игрушка как будто оживала и приобретала свою индивидуальность.
Младший дошкольный возраст – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
Характерной особенностью детей раннего возраста является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным рифмам, выразительным эмоциям и интонациям.
Знакомство детей с произведениями Агнии Львовны с младшего возраста позволяет научить их доброте, формирует чувство гуманизма, насыщает словарный запас.
А.Л.Барто – детский писатель еще и потому, что ее стихи стали детским фольклором. Она проходит со своими читателями по всем ступенькам детства и стремится открыть мир игрушек как вещей, природы, людей, но и заложить в детскую душу начало нравственного отношения к миру. Агния Львовна смеется вместе с детьми и не хочет их обидеть и осудить, так как дети растут и меняются. То, какие поступки она показывала детям в своих стихах, заставляет малыша посмотреть на себя со стороны. Барто была глубоко убеждена, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в формирующемся характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными потерями в будущем. Поэтому она так честно и серьезно разговаривает с детьми, а в самых веселых стихах учит их честности, душевной щедрости и доброте.
Поэзия Агнии Львовны Барто учит детей видеть не только глазами, но и сердцем, уберегает детскую душу от равнодушия и зла. И это только первая ступенька в мир поэзии великой поэтессы!
Жанна СТАДНИК, воспитатель школы №508
Комментарии