«Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». Эти крылатые слова Архимеда Сиракузского знает любой школьник, в душе тая долю сомнения: «Что, правда, что ли? А до сих пор почему не перевернули?»
Перед учителями в наше время стоит не менее амбициозная задача – перевернуть мир школьника, обратив его от доступных развлечений в смартфоне к учебе и школьной жизни, порой кажущейся нашим ребятам скучной и неинтересной. Задача не из простых, справляются не все и не всегда. Очевидно, нужна та самая точка опоры, которая поможет это сделать, и таких точек опоры может быть много, для каждого учителя своя собственная. Тем интереснее открывать для себя то, что такой точкой опоры, способной перевернуть мир не только ребенка, но и самого учителя, может стать человек, чье имя навсегда вшито в наш культурный код, чьи произведения знают буквально все от мала до велика, чья безвременная гибель до сих пор оплакивается многочисленными почитателями его гения…
Да, именно в память об Александре Сергеевиче Пушкине 4 февраля вот уже шестой раз собрались учителя со всей страны на Педагогическую палитру «Пушкинский урок»-2023, которая проводится по инициативе Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена при поддержке информационно-методических центров Красногвардейского и Центрального районов Санкт-Петербурга на базе лицея №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта». Сердечная благодарность директору Майе Юрьевне Кунц за теплый прием и организацию этого события!
Уже в шестой раз имя Александра Сергеевича Пушкина становится той точкой опоры, которая объединяет общей идеей самые разные уроки. Вам кажется, что пушкинским может быть только урок русского языка или литературы, ну истории, пара параграфов? Честно говоря, когда я получила приглашение на это событие от его идейного вдохновителя и организатора Сергея Алексеевича Софенко, заместителя директора по воспитательной работе лицея №533 Санкт-Петербурга, то тоже очень засомневалась: удастся ли связать с именем Пушкина урок математики, которую он, кстати, не сильно жаловал? За время подготовки мой мир если не перевернулся, то однозначно стал лучше и гармоничнее.
Право провести пушкинский урок предоставляется участникам конкурсов педагогических достижений Санкт-Петербурга и других регионов России разных лет и номинаций, а также участникам конкурса «Учитель года России», поэтому на фестиваль приехали как начинающие педагоги, так и легенды педагогической сцены.
Любой урок абсолютного победителя конкурса «Учитель года»-2003 Игоря Альбертовича Карачевцева, ныне директора гимназии №166 Санкт-Петербурга, может быть разобран как лучшее методическое пособие для молодых педагогов, а тем более когда он говорит с десятиклассниками об уроках «мистического города». «Минувшее меня объемлет живо» – так назывался урок истории, который он подарил нам на фестивале. Напомню, что в прошлом году в честь юбилея Игоря Альбертовича вышла его книга «Увидеть небо. Опыты», которую я горячо рекомендую к прочтению как молодым, так и опытным учителям!
Казалось, к фестивалю проще было готовиться учителям словесности: если Пушкин – наше все, то для них он вообще все! Однако и тут уроки были самые разные.
Так, учителя русского языка и литературы школы «Бугровский центр образования №3» Ленинградской области Юлия Васильевна Симонова и Виктория Алексеевна Савватеева вместе с учениками 9‑го класса совершили перемещение во времени: очутившись в начале XIX века, проследовали по пушкинским маршрутам в рамках урока «Дорога в жизни и творчестве Пушкина». Ребята получили опыт путешественников прошлого, а главное – узнали, что Александр Сергеевич был настоящим путешественником, он проехал на лошадях по дорогам России расстояние, равное длине окружности земного шара, но никогда не выезжал за границу.
На уроке Ирины Валерьевны Саутиной, лауреата конкурса «Учитель года России»-2020 из Башкортостана, восьмиклассники размышляли над тем, чего не знал вещий Олег. Ребята провели параллели с биографией поэта и его трагической гибелью, разгадывали загадки его перстней, обращались к взаимоотношениям поэта и власти – все это за изучением текста «Песни о вещем Олеге».
Урок литературы финалиста конкурса «Учитель года России»-2022 из Воронежской области Анны Юрьевны Бабенко вернул девятиклассников в мир пушкинских сказок, только теперь они взглянули на них по-новому – сквозь призму человеческих отношений и выявляемых манипуляций. Оказалось, что и сейчас рядом может оказаться подлая баба Бабариха, жадный поп и благородный Гвидон, а сказка подскажет, как с ними общаться.
Оксана Петровна Семенова и Наталья Александровна Тютикова, учителя школы «Бугровский центр образования №3» Ленинградской области, провели интегрированный урок литературы и биологии «Погиб поэт…». «Можно ли было спасти А.С.Пушкина в условиях ХIX века?» В поисках ответа ребята разделились на секундантов и медиков и разобрали детали трагической дуэли с точки зрения дуэльного кодекса и медицины.
О канонах дуэли с учениками 9‑го класса говорили на своем интегрированном уроке литературы и информатики и учителя школы №197 Санкт-Петербурга Станислав Валентинович Ушанов и Мария Эдуардовна Новикова. Оказалось, герои «Евгения Онегина» нарушали правила поединка! Зачем автор заставил их это делать и как написать алгоритм на тему «Как организовать дуэль»? Вот вопросы, которые не оставили равнодушным никого из ребят.
Как одевается лондонский денди и сколько это стоит в пересчете на современные деньги? Интегрированный урок математики и литературы от учителей из Великого Новгорода Ирины Викторовны Васильевой, финалиста конкурса «Учитель года России»-2016, и Ирины Анатольевны Филипповой, лауреата конкурса «Учитель года России»-2013», дал возможность современным девятиклассникам почувствовать дух дендизма и подсчитать, по карману ли им костюм Евгения Онегина.
Что может объединить Александра Сергеевича Пушкина, Вячеслава Бутусова и… китайский язык? Урок «В ритме Пушкина…», проведенный Мариной Геннадьевной Марковой, учителем английского языка, русского языка и литературы школы №17 Новомосковска, и Евгенией Игоревной Гречишкиной, учителем иностранных языков из Богородицка, был посвящен стихотворению Александра Сергеевича Пушкина «Я помню чудное мгновенье…». Ребята ознакомились со звучанием стихотворения на иностранных языках, а также получили возможность исполнить его под музыкальное сопровождение.
Зима. Ветер кружит снежинки в легком ритме вальса. Это за окном. А в актовом зале лицея №533 ученики математического класса слушают музыкальную иллюстрацию Георгия Свиридова к произведению Александра Сергеевича Пушкина «Метель». Идет урок музыки Юлии Николаевны Кучанской, финалиста конкурса «Учитель года России»-2022 из Оренбургской области. Вдохновившись вальсом и бальным этикетом, юные судари и сударыни математического класса пообщались при помощи тайных знаков веерного языка.
Пушкин, Боттичелли, Айвазовский, Бах – имена, известные каждому культурному человеку. Но то, что их объединяют числа Фибоначчи и золотое сечение, многие десятиклассники узнали впервые на необычном уроке физики, который подарила им Ольга Евгеньевна Иванова, учитель школы-интерната №1 К.К.Грота из Санкт-Петербурга.
Урок, проведенный Татьяной Сергеевной Миранковой из Тульской области, нес интригу по «Сказке о рыбаке и рыбке». Александр Сергеевич и не подозревал, что тина и трава морская могут одновременно спасать и губить людей. Ребята ознакомились с водорослями Черного и Охотского морей, с проблемой Черного моря, насыщенного сероводородом, собрали урожай морской капусты, а также узнали, что йододефицита у писателя не было, так как он целыми днями мог питаться печеным картофелем.
На внеурочном занятии «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…», проведенном учителем математики Лицея имени Ивана Ивановича Федунца города Узловая Тульской области Натальей Викторовной Ханенковой и учителем физики Бородинской СОШ Киреевского района Тульской области Ольгой Владимировной Медведевой, восьмиклассники, собрав куб в технике оригами, обнаружили, что на всех его гранях находятся обложки произведений Пушкина с упоминанием зеркала, а значит, самое время изучить физические свойства этого поистине мистического и вместе с тем самого обычного предмета.
Интегрированный урок «Творчество Пушкина в музыке и изобразительном искусстве» провели учитель музыки Светлана Васильевна Малаева и учитель изо Наталья Вячеславовна Соберова из школы №531 Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Рисунки поэта, романсы и песни на его стихи, знаменитые балеты и оперные постановки по его произведениям – вот что стало основой этого урока. А на память ребята оставили сувениры-календари, созданные ими собственноручно с помощью пера и чернил – привычных инструментов Пушкина.
Учителя географии нашли свой уникальный подход к пушкинскому уроку. Например, учитель школы №1329 Москвы Светлана Владимировна Коблякова обратила внимание ребят на то, что «Медный всадник» может служить источником для исследования проблемы наводнений в Санкт-Петербурге, мало того, поэт точно описывает причины этих грозных бедствий. Решена ли эта проблема сейчас? Пушкин – гений или талант? Все эти вопросы сделали урок настоящей дискуссионной площадкой!
Можно ли по произведениям поэта изучать географию? Конечно, ведь он немало путешествовал по России, и эти странствия отражены в его творчестве. Географию Кавказа по произведениям Пушкина восьмиклассники изучали на уроке учителя гимназии №295 Санкт-Петербурга Марины Витальевны Петровой, а лауреат конкурса «Учитель года России»-2001 Елена Павловна Давыдова с учениками 11‑го класса выясняла на своем уроке «Чьих вы будете, Александр Сергеевич?», изучая его биографию на географической карте.
Как донести пушкинское слово для иностранных читателей? Как работает переводчик над художественным текстом? На эти вопросы старшеклассники искали ответы на уроке «Евгений Онегин и Eugene Onegin». Его совместно провели учителя школы «Бугровский центр образования №3» Ленинградской области Елена Викторовна Кораблина и Ирина Владимировна Ширяева. Главным выводом стала мысль о том, что нам следует ценить великий труд переводчиков, которые нашли в себе смелость и терпение, чтобы поделиться великой работой Пушкина с читателями во всем мире. А учителя иностранного языка из этой же школы Елена Владимировна Иванова и Альбина Владимировна Бектемирова предложили урок-экскурсию «The keys to all the doors». Те самые ключи от всех дверей, которые ребята получали за выполнение заданий о Пушкине на английском языке, позволили им заглянуть в музей поэта на Мойке, 12, и погрузиться в удивительную атмосферу пушкинских времен.
Дмитрий Олегович Окунев, учитель принимающего нас 533‑го лицея, говорил с восьмиклассниками о Пушкине тоже на английском языке. На его уроке звучали те самые стихи великого поэта, которые мы знаем наизусть: «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…», однако их звучание на английском языке многие ребята открыли для себя впервые.
Необычным подходом к наследию поэта запомнился ребятам урок изо «Пушкин.RU» еще одного учителя принимающего нас лицея – Ольги Васильевны Логиновой. Само название подсказывает, что речь пойдет об изображении Пушкина в современном искусстве. Разные направления стрит-арта, мемы, иллюстрации к произведениям, оригинальные памятники, наконец нейросети, позволившие оживить портреты поэта, делают его близким нам и вечно живым в нашем цифровом мире.
Организатор фестиваля Сергей Алексеевич Софенко не остался в стороне и тоже провел свой пушкинский урок в творческом тандеме с учителем истории школы «Бугровский центр образования №3» Ленинградской области Евгенией Геннадьевной Быстровой. Как Пушкин, истинный сын своего Отчества, не отделял себя от России, так и история с литературой объединились в их уроке, чтобы перенести ребят в начало XIX века, в эпоху Наполеоновских войн. Благодаря современным технологиям о причинах этих войн рассказывал сам Наполеон, а за продвижением его армий школьники наблюдали с помощью анимированной карты. О герое Отечественной войны 1812 года Михаиле Барклае-де-Толли ребятам поведал сам Александр Сергеевич в стихотворении «Полководец», которое они анализировали в литературной части урока.
Итог фестиваля – тридцать один урок, посвященный великому поэту! Посмотреть их все было просто невозможно, поэтому я попросила учителя начальных классов школы №137 Красноярска Надежду Константиновну Князеву, финалиста конкурса «Учитель года России»-2013, поделиться своими впечатлениями. И вот что она рассказала: «Умеют же люди давать названия своим урокам! Всегда восхищалась такой способностью учителей года: «Пушкин? Просто огонь!» – химия, «Пушкин.RU» – изобразительное искусство, «Чьих будете, Александр Сергеевич?» – география, «Гармония, управляющая Вселенной» – физика, «О чем не ведал вещий Олег?» – литература, «Экономика пушкинской строки» – экономика, «Культура 2» – обществознание, «Девять» – вообще интегрированный урок.
«Пушкин и химия?» – спросите вы. «Пушкин и физика?» – пожмете плечами. «Пушкин и география?» – поднимете брови. И непременно захотите попасть на пушкинский урок, который организует учитель года Санкт-Петербурга Сергей Алексеевич Софенко в начале февраля, ежегодно в годовщину гибели великого поэта. Но, как оказалось, Пушкин не погиб! Он живет здесь: в каждом названии урока, в каждом звонке и в самом воздухе лицея №533 Красногвардейского района Санкт-Петербурга. И даже заговорщицки подмигивает, когда я хватаю его бюст из учительской и приношу на свой урок в 9‑й класс.
Идея пушкинского урока проста и гениальна одновременно: учителя разных предметов проводят открытые уроки, связанные с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, счастливые ученики лицея №533 учатся, гости пытаются связать (помните?) Пушкина и химию, Пушкина и физику, Пушкина и географию.
Я попыталась связать Пушкина и изобразительное искусство. Хотя все уже крепко-накрепко связано двести лет назад и даже документально подтверждено дневниками и рукописями поэта-художника. Почему Пушкин чаще всего рисовал на полях своих рукописей лица себя, своих друзей и недругов в профиль? А потому что именно профиль передает острохарактерные черты человека и делает его узнаваемым. Вот и мы с девятиклассниками решили использовать технику силуэта в профиль при изображении героев пушкинских стихов. Я как учитель начальных классов обожаю сказки Пушкина, поэтому остановилась на «Сказке о рыбаке и рыбке». Кажущиеся простота и очевидность исхода ее обманчивы, в этом я убедилась, пока готовилась к уроку. Например, выяснила, что в рукописях у Пушкина был описан еще один каприз: старухи захотела быть римским папой и стала таки им благодаря золотой рыбке и безропотному старику. Только после этого ненасытная старуха пожелала быть владычицей морскою, ну а дальше вы сами знаете…
Кроме того, я открыла для себя историю появления «Сказки о рыбаке и рыбке» на свет. Оказывается, прообразом сказки Пушкина могла послужить сказка Братьев Гримм «О рыбаке и его жене», написанная на 20 лет раньше. Героиня – такая же капризная женщина, начавшая переустройство быта с нового корыта, а закончившая желанием стать Богом. Герой – безвольный муж, эксплуатирующий благодарную рыбку. Рыбка – камбала! Ну вот и самое главное отличие, подумала я, и сразу поверила в оригинальность сказки нашего Александра Сергеевича.
А какие интересные открытия сделала я на уроках своих коллег! Например, урок совпадений под названием «Девять» вскрыл мистические совпадения в текстах «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого, Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова, в каждом по три – всего девять! Девятиклассники (!) получили девять (!) подсказок, ведь урок вели сразу трое учителей: Ольга Владимировна Овчинникова, Татьяна Сергеевна Патрикова, Светлана Владимировна Шалимова, учителя года Тульской области, между прочим, учителя физкультуры, информатики и литературы.
Неожиданно математика связала меня с Пушкиным на уроке Юлии Александровны Капалкиной, учителя года из Карачаево-Черкесской Республики. И не просто математика, а статистические исследования чередования гласных и согласных букв в «Евгении Онегине». Это как надо Пушкина любить? Или математику, чтобы пересчитать все буквы в двух главах романа и количество их сочетаний?! Оказалось, именно благодаря этому исследованию сейчас большие данные собирают всю информацию автоматически и правят за нас тексты сообщений, пусть иногда нелепо и смешно, а тогда все это делалось вручную и с чувством глубокой любви к русскому языку, вероятность появления каждой буквы которого можно просчитать!
Если вы приглашены на конференцию, которую проведет камер-юнкер Пушкин, отказаться невозможно. Вот и ученики Оксаны Александровны Родионовой, журналиста издания «Мой профсоюз», засыпали камер-юнкера вопросами, связанными со скандальным «Посланием к вельможе». Пришлось отвечать!
Мастера бинарного урока супруги Буханистовы, Александр Александрович и Людмила Владимировна, биолог и химик, учителя года Новосибирской области, открыли тайну Медного всадника (а вы не знали, что он не из меди?) и восхитили в очередной раз своими единодушием и связью с аудиторией любого возраста.
И все-таки привлекает прежде всего название урока. Может быть, поэтому на уроке у Владимира Нодаровича Головнера, учителя года Москвы, под названием «Пушкин? Просто огонь!» негде было яблоку упасть. Хотя что это я про яблоко, это для другого персонажа реквизит. У Владимира Нодаровича был огонь, самый настоящий, вызываемый горючим эфиром флогистоном (по теории Георга Шталя) или кислородным горением (по теории Антуана Лавуазье). Огонь менял свой цвет, разгорался, затухал, как и положено на уроке химии, и дарил нам метафоры пушкинских строк, как и положено на Пушкинском уроке».
Всего один день Педагогической палитры оказался равен целой жизни! Кроме калейдоскопа уроков у гостей фестиваля была счастливая возможность побывать на спектакле Театра на Васильевском, конечно же, тоже посвященном великому поэту. «Спасти камер-юнкера Пушкина» – эта пьеса Михаила Хейфеца идет во многих театрах страны, но именно здесь, в Санкт-Петербурге, она воспринимается особенно и заставляет о многом задуматься. В том числе о том, как использовать ту точку опоры, которую дал нам всем этот незабываемый фестиваль пушкинских уроков, в повседневной работе, о чем рассказать ребятам на следующей Педагогической палитре, которая, надеемся, состоится ровно через год в памятные всем пушкинские февральские морозные дни, в которые снова согреют учительское конкурсное братство и любовь к творчеству нашего великого соотечественника.
Юлия КАПАЛКИНА, лауреат конкурса «Учитель года России»-2018, фото автора
Комментарии