Астрономия вернулась в школьную программу всего несколько лет назад, но Всероссийская олимпиада по этому предмету, с тех пор как ее впервые провели в 1994 году, никуда не девалась. В конце октября, как обычно, стартовал муниципальный этап. Стали ли дети с возобновлением школьных уроков астрономии лучше справляться с задачами и разбираться в науке о небесных телах в целом? К чему привело долгое отсутствие этого предмета в программе? Как сегодня преподавать астрономию и где повышать квалификацию, рассказал старший научный сотрудник Института космических исследований РАН, кандидат физико-математических наук и член жюри Всероссийской олимпиады по астрономии Олег УГОЛЬНИКОВ.
– Олег Станиславович, как изменились результаты школьников на олимпиаде по астрономии за последние годы?
– Они, с одной стороны, становятся сильнее. В частности, потому что школьников целенаправленно готовят к Всероссийской олимпиаде. Дети учатся быстро решать стандартные задачи. Учителей, которые помогают им готовиться к олимпиадам, даже стали называть тренерами, что мне не очень нравится.
Такая тактика, в общем-то, на первых этапах себя оправдывает. Но стоит дать задачу, которая не очень похожа на предыдущие, и у детей начинаются проблемы. Я считаю, формат подготовки к олимпиаде нужно немного изменить, чтобы дети за решением задач не забывали о самой астрономии.
– Что произошло за двадцать с лишним лет, пока астрономию не преподавали в школе? Дети верят в плоскую Землю?
– Сейчас уже не только дети, но и взрослые не знакомы с базовыми элементарными вещами. Как движутся планеты, отчего происходят затмения, почему мы видим на небе разные оптические явления… Это плодородная почва, чтобы выдумывать всякие вещи про НЛО и так далее. Некоторые не просто верят в плоскую землю, а гневно бросаются на нас и утверждают, что мы, ученые, всех обманываем. Среди школьников тоже есть «плоскоземельцы». Я, когда узнал об этом, не мог поверить.
Но такая ситуация сложилась не только потому, что астрономию убрали из школьной программы. Нормальной научной информации мало, а псевдонаучной – полно. Как ни странно, все стало намного хуже с развитием Интернета. Хотя там есть масса интересных и полезных материалов.
– Астрономия вернулась в школу. Где взять учителей по этому предмету, если в педагогических вузах их не готовят? Где им повышать квалификацию?
– Двадцать лет курсы подготовки учителей астрономии были не нужны, их просто не существовало. Сейчас они должны резко возникнуть, а специалистов, которые могут их вести, почти нет. Есть разные школы лекторов, планетарии, где можно хоть как-то потрогать информацию, курсы повышения квалификации. Одни из лучших, я считаю, семинары фонда «Траектория». Они бесплатные, а среди лекторов – известные ученые и астрономы. Учителя с ними говорят про последние научные достижения и научные работы, новые подходы в преподавании. Например, в прошлом году обсуждали, как моделировать астрономические проекты на Python и использовать смартфон в качестве учебной лаборатории.
Но еще до пандемии, когда они шли очно, я приходил и видел, что половина лиц – знакомые. Потому что учителей, которые качественно преподают астрономию, единицы. И они ищут любую возможность пообщаться друг с другом и с нами. Та же самая Всероссийская олимпиада для них повод встретиться. Сейчас задача – сделать курсы повышения квалификации для учителей астрономии массовыми, чтобы на них ходили не 20, 30, 50, а тысячи преподавателей. Как это сделать, предстоит думать.
– Как заинтересовать школьников наукой о Вселенной?
– Однажды мне предложили вести детский кружок по астрономии. Первые годы это был где-то четвертый класс, потом кружок «помолодел» до первого класса. Возможности использовать математический аппарат, таким образом, я был лишен. Пришлось искать путь и рассказывать об астрономии без формул. Так гораздо интереснее. Даже такие вещи, как движение небесных тел, можно объяснять без сложной математики. Конечно, в школе это значит полностью перестроить весь курс. Сразу такое сложно сделать. Я думаю, нужно двигаться в этом направлении.
Преподавать астрономию в школах нужно раньше, делать упор не на ее физико-математическую составляющую, а на описательную часть. Минимум формул, максимум красивого. Понятно, что речь не об 11‑м классе. Скорее о 7‑м, когда детям такие вещи интереснее всего. То есть астрономия и физика могут поменяться местами в плане последовательности и формирования мотивации. Если сначала преподавать астрономию, может быть, к изучению физики у школьников будет больше интереса.
Анастасия РЕШЕТНИКОВА
Комментарии