search
main
0

Мимо цели. Ни один проект концепции преподавания обществознания в РФ учителей не устраивает

​IV Всероссийскому съезду учителей права и обществознания, на котором обсуждался проект концепции преподавания обществознания в России, была посвящена статья Натальи Алексютиной «Знанию общества – троечка с плюсом» («УГ» №21 от 24 мая 2016 года). Сегодня мы продолжаем тему.

Активно продолжается процесс тотального «оконцепцивания» школьных предметов, начавшийся с концепции нового УМК по отечественной истории. В соответствии с приказом Минобрнауки от 17 марта 2016 г. в срок до 1 июня 2016 г. руководству Министерства образования и науки должна быть представлена концепция преподавания обществознания в Российской Федерации.На данный момент представлены два проекта этой концепции. Первый был роздан участникам III Всероссийского съезда учителей истории и обществознания, проходившего в Москве 5-6 апреля 2016 г. Проект содержал три принципиальных новшества. Во-первых, в нем впервые было заявлено, что «рабочая программа обществознания рассчитана на 7-10-е классы, а 11-й класс целесообразно посвятить современным вопросам и проблемам российского государства и общества». Согласитесь, про 11-й класс – очень мутная и беспредметная формулировка, но главное мы теряем: обществознание в 5-6-х классах, разделение на базовый и профильный уровни и подготовку к ЕГЭ по этому предмету (хотя в проекте упоминается возможность ученика выбрать ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию). Во-вторых, заявляется переход с концентрической системы на линейную и построение следующего модульного курса:7-й класс – человек в обществе, социальные отношения;8-й класс – духовная сфера и познание;9-й класс – экономика и основы финансовой грамотности;10-й класс – политическая и правовая сферы, конституционные основы РФ;11-й класс – трудные вопросы, проблемы российского государства и общества.В-третьих, «предполагается ввести выполнение обязательных проектов по обществознанию, которые готовились бы учениками на протяжении всего учебного года и в конце года защищались бы перед комиссией учителей с применением современных компьютерных технологий». Возникают вопросы: какие обязательные проекты? На какие темы? Кому это нужно? Как сделать так, чтобы это не превратилось в очередной формализм?Проект вызвал бурю негодования учителей обществознания, прибывших на съезд. В формате свободного микрофона около 90% всех выступавших критиковали все три провозглашенных новшества, однако в резолюции было указано, что съезд поддержал предложенный проект концепции.17 мая 2016 г. в Санкт-Петербурге (в здании Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина) прошел IV Всероссийский съезд учителей права и обществознания, на котором присутствовали более 230 делегатов от 42 субъектов РФ. Основное внимание было посвящено обсуждению предложенного в этот же день второго, обновленного проекта концепции преподавания обществознания (уже на 11 страницах), хотя, впрочем, сохранившего основные принципы, изложенные в первом проекте.Разработчики проекта начали с того, что в результате анкетирования участников рабочей группы по составлению концепции современному состоянию преподавания обществознания в школе большинство ставит лишь твердую тройку. Было заявлено, что нынешний курс обществознания содержит постоянные повторы одного и того же материала, поэтому нужно перейти на «линейку» и изменить план изучения курса. Наконец, было сказано, что мнения учителей обществознания – это, конечно, хорошо, но концепция должна учитывать в первую очередь мнения заказчиков в образовательном процессе – то есть государства и родителей, а мы только исполнители услуги.Проект концепции был представлен от имени всей рабочей группы по его составлению, но реально в его разработке участвовала лишь небольшая часть ее членов. Многим из нас (в том числе мне) этот документ стал доступен только 16 мая – за день до съезда. Поэтому называть представленный документ результатом работы всей рабочей группы нельзя. Напротив, проект не учел большое количество предложений, исходивших от тех членов рабочей группы, которым его прислали накануне съезда.Большинство делегатов съезда выступили с достаточно резкой критикой проекта, напрямую заявляя, что в таком виде концепцию принимать нельзя. Я, кстати, придерживаюсь того же мнения, как и многие другие члены рабочей группы, «мимо» которых прошла разработка проекта, и в своем выступлении настаивал внести в резолюцию съезда высказанные мнения учительской общественности.Что в проекте вызвало критику? Во-первых, он откровенно сырой: в нем содержится ряд опечаток («федеральные конструкционные законы») и просто непонятных оборотов (к примеру, заявляется, что в современном мире установился «религиозный политеизм», а среди рекомендованных к использованию на уроках обществознания технологий названо «аналитическое мышление»). Во-вторых, у изложенной в проекте концепции нет достаточного теоретического обоснования, а также содержатся противоречия: к примеру, среди проблем преподавания обществознания называется «поверхностное изложение содержания», а тремя абзацами ниже, в «проблемах методического характера», указывается, что «современному обучающемуся предлагаются готовые материалы высокого теоретического уровня». Но главное, что согласно проекту обществознание будет преподаваться только в 7-11-х классах, непонятно, будет ли этот предмет обязательным в 10-11-х классах (или по выбору), причем обучение будет вестись по линейной системе. Предлагается следующая структура предмета:7-й класс – человек в обществе, социальные отношения;8-й класс – духовная сфера и познание;9-й класс – экономика и основы финансовой грамотности;10-й класс – политическая и правовая сферы, конституционные основы РФ;11-й класс – развитие общества и государства на современном этапе.Я намеренно вновь привожу детальную разбивку. Легко заметить, что структура курса осталась в первой редакции без сущностных изменений. Значит, ничего из высказанного учительской общественностью на съезде учителей истории и обществознания разработчиками концепции (то есть, как было заявлено, и мною в том числе!) учтено не было.Неподъемный даже для многих одиннадцатиклассников раздел «Познание» попадает в 8-й класс, где его точно никто не поймет, а право начнут впервые изучать в 10-м классе, когда детям уже 16 лет (нести уголовную ответственность за некоторые преступления и даже вступать в брак в некоторых субъектах РФ можно с 14 лет). Получается, что на ОГЭ в 9-м классе не будут спрашиваться ни политика, ни право, причем велика вероятность, что при такой системе эти разделы вообще не будут толком изучены детьми, покинувшими школу после 9-го класса. Получается, что мы имеем разрыв в изучении общества: в 1-4-х классах дети проходят некоторые обществоведческие темы в рамках курса «Окружающий мир», в 5-6-х классах образуется пробел, а потом с 7-го класса опять начинаем. И зачем этот пробел? Сегодня мы дважды изучаем некоторые темы, но все равно имеем только твердую тройку по обучению обществознанию, так что же будет, если мы будем изучать эти темы один раз за всю школу? Изучили раздел «Человек» в 7-м классе и ни разу не повторили его до ЕГЭ – это повысит качество обучения обществознанию?!Мои коллеги, выдвигающие возражения против представленного проекта, подсчитали: сегодня в основной школе 306 часов + в полной средней школе 136 часов, то есть итого 442 часа обществознания. После обоснования важности предмета в формировании личности авторы проекта концепции предлагают в основной школе с 7-го класса 102 часа и в 10-11-х классах предмет по выбору (по ФГОС СОО). То есть для того, кто не выберет предмет, его изучение ограничится 102 часами в основной школе!Кстати, об отмене изучения обществознания в 5-6-х классах. Я говорил с учителями, проголосовавшими за сохранение нашего предмета только в 7-11-х классах, и оказалось, что большинство из них приняли такое решение по двум причинам. Во-первых, они ожидают передачу этих часов на изучение истории в 5-6-х классах, что никем не гарантировано! Александр Оганович Чубарьян на съезде историков сказал, что эти часы могут быть переданы кому угодно, особенно с учетом непопулярности гуманитариев в русле современной политики. Скорее эти часы получат математики либо они уйдут на ОРКСЭ (основы религиозной культуры и светской этики). Недаром патриарх Кирилл на Рождественских чтениях в 2016 г. выступил с предложением изучать этот предмет с начальной школы до 9-го или до 11-го класса. Во-вторых, они крайне недовольны содержанием (а точнее, отсутствием предметного содержания) школьных учебников по обществознанию в 5-6-х классах. В рекомендованных учебниках предлагаются темы о добре и зле, успешности в жизни, распорядке дня и прочий материал, подходящий для классных часов, а не уроков обществознания. Поэтому в случае наполнения этих учебников предметным обществоведческим содержанием многие проголосовавшие за отмену преподавания обществознания в 5-6-х классах изменят свое решение. И не нужно говорить, что в 5-6-х классах дети не поймут, например, темы «Потребности» или «Государство»: во-первых, их надо давать в адаптированном виде, во-вторых, на истории мы в 5-6-х классах говорим о структуре феодального общества, причинах распада державы Александра Македонского, что намного сложнее, чем пять уровней пирамиды Маслоу.Главное, чтобы входившие в президиум съезда участники рабочей группы услышали и мнение учительской общественности, и позицию других членов рабочей группы. Чтобы не повторилась ситуация с резолюцией III съезда историков, который якобы поддержал первый проект концепции. Во время своего выступления на пленарном заседании я провел открытое голосование всех участников съезда, в ходе которого 80% или больше подняли руки за сохранение обществознания в 5-11-х классах.Словом, вокруг концепции идет серьезная борьба, поскольку цена высока: судьба предмета, преподающих его учителей и, главное, детей.Я согласен с разработчиками предложенных проектов в четырех вещах: 1) обществознание нуждается в модернизации; 2) нужно создать новые УМК по обществознанию; 3) нужно усилить практическую направленность курса (хотя бы и через финансовую грамотность); 4) нужна новая система подготовки и переподготовки учителей обществознания. Но ни я, ни большинство учителей на двух съездах не готовы проголосовать за предложенные проекты.Сергей КОЧЕРЕЖКО, учитель истории и обществознания гимназии №1 Самары, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте