Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Миллион с копейками. Собственное жилье, автомобиль и отпуск у моря

Учительская газета, №4 от 1 февраля 2005. Читать номер
Автор:

Английские учителя никогда не были обделены зарплатой и не значились в обидной категории малоимущего сословия. Хотя все, как известно, познается в сравнении, и посему на фоне «тучных» банкиров Сити или врачей частных клиник британский педагог отнюдь не выглядит богатеньким буратино. Он есть типичный представитель устойчиво стоящего на ногах среднего класса: с видами на покупку собственного жилья, отпуска у моря, культурного проведения досуга и неплохой пенсией.

В последние годы с учетом заметного падения престижа учительской профессии и наблюдавшегося массового оттока преподавательских кадров в иные сферы деятельности (прежде всего из-за усложнившихся условий работы в школе) был претворен в жизнь целый пакет мер по стимулированию учительского труда и укреплению социальной защиты педагогов. В частности, именно учителя были отнесены к той категории «льготников», которая имеет первоочередное право на покупку «спецстроевского» жилья (по датируемым государством максимально низким ценам). Пенсионные фонды, распоряжающиеся учительскими деньгами, призваны также обеспечивать режим наибольшего благоприятствования, с тем чтобы гарантировать хорошую «прибыльность» пенсионных отчислений педагогов.

Что же касается зарплаты как таковой, то и она подросла. Однако, как и в ряде других сфер деятельности британских служащих, у здешних учителей нет единой ставки. Поэтому на вопрос, а сколько я буду зарабатывать, будучи учителем в английской школе, ответить сложно: все зависит от целого ряда факторов.

Зарплата британского учителя рассчитывается по так называмой девятибалльной шкале, или, точнее, шкале из 9 пунктов. Именно по этой шкале исчисляется «стоимость» того или иного педагога. За отправную точку принимается нулевой пункт, соответствующий стартовой зарплате. Эта зарплата равняется примерно 20 тысячам фунтов стерлингов в год (около 1 миллиона 60 тысяч рублей). Правда, цифра эта «грубая», до вычета налогов, которые составляют примерно четвертую часть заработков при доходах подобного размера. Новичок, пришедший в школу с «чистого листа» (то есть без педагогического стажа, второго диплома, особых заслуг и выдающихся достижений), получает именно такую зарплату.

Однако долго он на ней не засиживается, так как согласно положению о заработках учителей в последующие пять лет ему будут ежегодно накидывать дополнительные «пункты», иначе говоря – деньги за стаж, покуда он не доберется до верха девятибалльной шкалы. Каждый полученный «пункт» (или «очко») в денежном измерении равняется примерно двум тысячам фунтов стерлингов (около 106 тысяч рублей). Так что в итоге учитель, завершив свой девятибалльный «штурм», получит максимум учительской зарплаты порядка 34 тысяч фунтов стерлингов годовых. Из этой суммы он заплатит налоги и отчислит 150 фунтов ежемесячно в пенсионный фонд. Таким образом, его месячная зарплата составит «чистыми» порядка 2 тысяч фунтов стерлингов. Однако не все учителя, пришедшие в школу, начнут с «нуля». Если у педагога есть дополнительный диплом или, скажем, он прежде имел опыт работы инженера, менеджера, газетного редактора, то ему в самом начале школьной карьеры «присудят» порядка трех «пунктов», в силу чего зарплата стартует не с 20 тысяч фунтов годовых, а с 25 – 26 тысяч. Если начинающий учитель владеет несколькими иностранными языками, ему также могут присудить более высокий начальный «пункт». Это означает, что к зарплате девятибалльной, то есть высшей, он доберется значительно быстрее.

Точкой замерзания девятибалльная шкала между тем не является. Желающему прибавлять в зарплате учителю, правда, уже не следует полагаться на прибывающий трудовой стаж, зато стоит стремиться расти по служебной лестнице. Как только начинается движение в позициях школьной табели о рангах, педагог вновь наращивает свою «стоимость», получая дополнительные «пункты» сверх уже имеющихся у него девяти. Так, возглавив школьную кафедру естественных дисциплин (science department), можно сразу же получить дополнительных пять «пунктов». Педагогу, возглавляющему в рамках этой кафедры один из входящих в нее предметов, например физику (Нead of physics), причитается парочка дополнительных пунктов-очков. И так далее в том же духе.

Так что когда карьерная лестница приведет учителя к таким должностям, как зам.директора школы или директор непосредственно, – можно будет умножать стартовую зарплату на три, на четыре, а в исключительных случаях и на пять. Школьные директора зарабатывают сегодня в школах Англии и Уэльса от 60 до 100 тысяч фунтов стерлингов в год, то есть оклад, приближающийся к жалованью министра.

«Исключительный случай» – это исключительно высокие показатели школы, за которые с недавних пор следует поощрение рублем, то бишь фунтом стерлингов. Зарплата передовика нынче отличается от зарплаты непосредственно руководящего учебным процессом педагога весьма заметно. Фунтовый стимул призван поощрять учителя к поиску передовых методов работы, к новаторству и творчеству, наконец, просто к добросовестному отношению к работе. Именно поэтому недавно введена в здешних школах новая система, когда можно продолжать прибавлять в «пунктах», даже не вырастая в должности, но за счет стабильно высоких показателей успеваемости учащихся своего класса. Правда, присвоение надбавки в таких случаях происходит бюрократически хлопотно: педагог должен заполнить массу отчетов, докладывающих о его достижениях, и отчитаться документально за все показатели.

Наконец, помимо всего вышеперечисленного существует и еще ряд надбавок к зарплате учителя, но это уже доплаты, так сказать, районного масштаба. Например, в Лондоне, являющемся самым дорогим по стоимости жизни городом Британии, рабочим и служащим, включая учителей, выплачивают специальное «лондонское городское пособие» размером в три тысячи фунтов стерлингов годовых.

Дополнительные к основному заработку две тысячи фунтов стерлингов в год районные органы образования платят столичным педагогам и за то, чтобы они оставались работать в школе своего района и не замышляли бегство в школы других районов.

Впрочем, подобного рода «премии» еще не предел. Так, Национальная ассоциация директоров Британии недавно выступила с предложением поощрять лучших из лучших директоров школ страны, тех, кто способен превратить отстающие школы в передовиков, зарплатой в 120 тысяч фунтов стерлингов в год, да еще премиальными, да к тому же стопроцентной медицинской страховкой, и в добавок ко всему автомобилем. Правда, столь щедрый пакет даров покуда не утвердили.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту