Считается, что сегодняшний киноэкран редко радует зрителя. Кто делает кино, с каким культурным багажом приходят в эту индустрию дебютанты? Мы решили поговорить об этом с человеком, который, что называется, в материале. Он не только преподает операторское мастерство во ВГИКе, но и сам в качестве оператора снял легендарные фильмы советского кино. Например, «Маленькие трагедии» и «Крейцерову сонату» с Михаилом Швейцером, «Покаяние» с Тенгизом Абуладзе, «За что» с Ежи Ковалеровичем, «В круге первом» с Глебом Панфиловым и другие. При таком основательном background он и сегодня продолжает активно работать, например, снял с Владимиром Коттом картину «Карп отмороженный», которая вне всякого ура-патриотизма рассказала о горькой судьбе одинокой сельской школьной учительницы. Как вы уже, наверное, догадались, гость «УГ» – советский и российский кинооператор, режиссер и педагог Михаил Агранович.
– Михаил Леонидович, признаюсь, мне понравилась ваша операторская работа в картине «Карп отмороженный»…
– А с чем, на ваш взгляд, это связано?
– Ликбезом занимаетесь во ВГИКе?
– С чего начинаете?
– Что вы требуете от своих студентов в первую очередь?
– Я видела сегодня афишу, на которой была обнаженная девушка. Может быть, я многого требую, но, мне кажется, искусство оператора не в том, чтобы ее обнажить, а в том, чтобы это захотел сделать зритель.
– Как вы определяете на экзамене, есть в человеке способности или нет?
– Раньше нужно было отработать два года, чтобы поступить на творческую специальность. Шукшин проработал директором школы, прежде чем поступить во ВГИК, на Высшие режиссерские курсы, которые окончил Данелия, принимали только людей с высшим образованием. Как вы думаете, набирать операторов после школы не рано?
– Почему вы только одну картину сняли как режиссер? Очень, кстати, мною любимую «Приходи на меня посмотреть» с Янковским и Купченко.
– Михаил Леонидович, вы работали с лучшими режиссерами советского кино. Расскажите о них. Как, например, вы познакомились с Михаилом Швейцером?
– А что это была за личность – Михаил Швейцер?
– Ему легко было утвердить Высоцкого?
– Были проблемы с Высоцким?
– Когда вы снимали с Абуладзе «Покаяние», вы придумали этот кадр – люди, которые смотрят из земли?
– Например?
– А бревна, на которых написаны имена узников?
– Как?
– Почему вы?
– И вы также сняли мой любимый фильм Аллы Суриковой «Ищите женщину». Как произошла эта встреча?
– Как произошла встреча с Глебом Панфиловым?
– «Крейцерова соната» – это единственный фильм, где идет более чем двухчасовой монолог артиста, и это держит зрителя.
Комментарии