Несколько лет назад из-за прекращения бюджетного финансирования «скоропостижно скончались» подготовительные отделения многих вузов. Пожалуй, больше других это ударило по интересам молодых защитников Отечества, потому что подготовительные отделения десятилетиями превращали солдат и матросов в студентов. Их ликвидация закрыла отслужившей в армии молодежи самый доступный путь к высшему образованию. Ныне эта и другие образовательные проблемы защитников России приобретают не только социальный, но и качественно иной масштаб, все более сопрягаются с общенациональными приоритетами в сфере безопасности и обороны, модернизации Вооруженных Сил.
Воля президента: что дальше?
О значении подготовительных отделений вузов властным структурам и обществу напомнил Президент России. В Послании Федеральному Собранию он, говоря о доступности образования, заявил, что потребуется их воссоздание в широком масштабе.
Государство десятилетиями благодарило юношество в погонах за честное выполнение солдатского долга льготным доступом к высшему образованию. Наше время иначе расставляет акценты. Задача возрождения подготовительных отделений сопрягается с другим требованием Президента России, о котором в последние годы он говорил не раз – и в Послании Федеральному Собранию, и в личном общении с молодыми защитниками Отечества. Например, на встрече с ранеными бойцами в госпитале им. Бурденко, а еще раньше – с моряками Тихоокеанского флота на борту большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников».
Суть в том, чтобы превратить образовательные льготы, доступ к высшему образованию в эффективный рычаг привлечения молодежи на военную службу. Когда страну ждет демографическая яма, трудности призыва в армию нарастают снежным комом и частичный перевод войск на контракт не лишен проблем, значение этого требования главы государства для обороны и безопасности России трудно переоценить. Подготовительные отделения – один из механизмов его выполнения.
Президент свою волю высказал. Что дальше?
Наша газета не первый год поднимает проблемы образования военнослужащих и их семей. В общении с представителями власти, образовательного сообщества, вузов журналисты слышали много добрых слов. Равнодушных к этим проблемам собеседников не было. Конкретных, практических дел после бесед – тоже…
Не получат ли аналогичное «послесловие» разговоры вокруг подготовительных отделений?
Знакомство с реальностями вузовской жизни убеждает: преград на пути их возрождения с избытком. И дефицит мест в общежитиях, и кадры, и трудности отбора, и многое другое. Все это – большие деньги. Но о возобновлении бюджетного финансирования подготовительных отделений даже ведущим вузам страны, в которых мы задавали этот вопрос, увы, до сих пор неизвестно ничего.
Впрочем, тем-то и уникален российский менталитет, что у нас многие дела – добрые для людей и важные для государства – часто творят не «благодаря», а вопреки всему. Буквально из ничего…
Солдатский факультет
Недавно друзья «Военного образования» из Московского военного округа пригласили нас на встречу. В кабинет заместителя командующего войсками округа генерал-лейтенанта Владимира Коврова пришли представители Московского госуниверситета им. М.В. Ломоносова. В ответ на реплику о ликвидации подготовительных отделений проректор МГУ Владимир Мамонтов заметил:
– А мы никогда не закрывались.
Созданное в МГУ в 1969 г. подготовительное отделение отмечает свое 35-летие. За это время обучение на нем прошли свыше 18000 молодых людей. Более 14000 стали студентами. Среди них около 11000 – из солдат и матросов. Они, окончив вуз, успешно трудятся в различных отраслях, многие стали кандидатами, докторами наук и возглавляют в МГУ научные школы, кафедры, трудятся в административно-управленческих звеньях.
Подготовительное отделение МГУ всегда было прежде всего солдатским благодаря тому, что прием на него защитников Отечества – особая и постоянная забота ректора МГУ академика Виктора Садовничего.
На основе договоров вуза с Минобороны, МЧС, МВД, ФСО России отборочные комиссии подготовительного отделения МГУ регулярно выезжают на флоты и в войска. На встречах с воинскими коллективами рассказывают о главном вузе страны. По свидетельству преподавателей, самое интересное, начинается, когда они предлагают юношеству в погонах на льготных условиях поступить на подготовительное отделение. Те сыплют вопросами. А когда узнают, что учеба бесплатная, да плюс стипендия, общежитие… Как правило, первая ответная реакция – по Станиславскому: «Не верю!»
Немудрено. Наша армия нынче рабоче-крестьянская. Для ребят от станка да сохи непреодолимая преграда на пути в вуз – тощий кошелек. Им ли верить в чудеса бескорыстия?
Но правила приема, утвержденные ректором МГУ академиком Виктором Садовничим, не оставляют сомнений. Упомяну о главных их них.
Подготовительное отделение МГУ принимает граждан России со средним (полным) общим или средним профессиональным образованием, не имеющих высшего образования, прошедших военную службу по призыву или контракту, по рекомендациям командования воинских частей (военкоматов) для внеконкурсного зачисления в вузы, а также участников и инвалидов боевых действий.
Прием документов – с 1 октября по 15 ноября. Для военнослужащих, уволенных в запас осенью текущего года, – до 30 декабря.
Начало занятий – с 1 декабря.
Зачисление – на конкурсной основе по результатам собеседований (требования соответствуют учебным программам средней школы) или вступительных испытаний в МГУ текущего года.
Обучение бесплатное. Форма – дневная, с отрывом от производства. На слушателей распространяются льготы, права и обязанности студентов МГУ, в том числе обеспечение стипендией, а иногородних – и общежитием.
После обучения слушатели сдают вступительные экзамены. Их зачисляют в МГУ с учетом льгот, установленных законодательством.
Обратите внимание на одно из условий приема: «прошедшие военную службу». То есть, ректор МГУ академик Садовничий своим решением де-факто превратил былой рабфак в солдатский – факультет защитников России!
Каждый год педагоги МГУ в полках и на кораблях, домах офицеров и гарнизонных клубах проводят отборочные собеседования с увольняемыми в запас. Нынешней осенью к 1 ноября отобраны и приглашены в Москву для учебы на подготовительном отделении 45 военных моряков Северного флота, 43 – Черноморского, 41 – Балтийского, 31 – Тихоокеанского, 54 воина различных силовых структур.
4 ноября педагоги университета побывали в 179-м Спасательном Центре МЧС России. Отобрали 16 военнослужащих. Показательна «география». Павел Коновалов из рабочего поселка Пышма Свердловской области, сын рабочих из башкирского Стерлитамака Михаил Андреев, уфимец Руслан Латыпов, Дмитрий Буднев из Магнитогорска Челябинской области, Владимир Пищальников из Соликамска Пермской области. Ребята из глубинки до службы и мечтать не могли об учебе в первопрестольной. Да еще в главном вузе страны!
Кстати, уместно вспомнить о требованиях Президента России: обеспечить доступность образования независимо от имущественного положения, а живущим далеко от престижных университетов – возможность сдачи вступительных экзаменов. Как видите, МГУ и не прекращало обеспечивать…
Педагоги университета продолжают работу в воинских коллективах Московского военного округа и других силовых структур.
А из бюджета –
«голый» ноль
Самое поразительное, что бюджетное финансирование подготовительного отделения МГУ прекращено 4 года назад. Но в отличие от других главный вуз России сохранил этот солдатский факультет и, не получая на него из госказны ни гроша, продолжает важное для страны и армии дело за счет собственных средств.
Какая прибыль университету, у которого абитуриентов всегда с избытком, от подготовительного отделения? Никакой. Только хлопоты и затраты. Зачем они МГУ в наш меркантильно-шкурный век?
Ответ прост: чтобы не забыть паренька-помора. Михайло его звали. Ломоносов.
Впрочем, нетрудно предположить: такой альтруизм отнюдь не всем по душе, бескорыстного энтузиазма на все и навсегда не хватит. Какое же будущее у солдатского факультета?
Проблемы, в решение которых он вносит свою лепту, – привлечение юношества в армию, обеспечение доступности высшего образования для солдат, реализация льгот и тем самым утверждение социальной справедливости по отношению к ним в образовательной сфере – не вузовского, а общероссийского уровня. Поэтому и оплачивать их решение должна федеральная казна. Но пока неясно: нужны ли подготовительные отделения МГУ и других вузов вместе со всей их пользой Минфину, Минобразования и науки, в целом, государству?
Судя по заявлениям, – нужны.
А по бюджету?..
«Голый» ноль. И неизвестность впереди. То есть, ответа по существу – делом, бюджетными цифрами – пока нет.
Что ж, «Военное образование» постарается получить ответ на этот вопрос и проинформирует читателей. Ведь яснее ясного: масштаб воссоздания подготовительных отделений, о котором говорил президент, и польза, которую они могут принести, зависят от бюджетного финансирования.
* * *
Важность возрождения подготовительных отделений бесспорна. Но это лишь одна из многих мер. Она дает результат при увольнении солдата в запас и после него. Нужны и другие меры, способные стимулировать интерес к военной службе с первого ее дня.
На встрече в штабе Московского военного округа генерал-лейтенант Владимир Ковров с тревогой говорил, что вузы все менее доступны для солдат и сержантов срочной и контрактной службы, прапорщиков, детей военнослужащих, офицеров, у которых нет высшего образования. Войскам нужны образованные офицеры низовых звеньев, воспитатели, психологи, другие специалисты. И образованные сержанты-контрактники тоже. Кроме того, призывники и потенциальные контрактники все чаще заявляют о нежелании служить в армии из-за боязни растерять знания, а с ними и шансы поступить в вуз.
Эти проблемы для МВО особенно злободневны еще и потому, что ряд его воинских частей переводится на комплектование по контракту. Округу нужны эффективные механизмы использования образования для привлечения молодежи на военную службу. Причем не точечного, а повсеместного применения. Выход видится в создании общедоступной, охватывающей все гарнизоны и воинские части округа системы довузовской подготовки. МВО при информационной поддержке «Учительской газеты» и «Военного образования» готов взяться за эту работу. Важно, чтобы откликнулись вузы, желающие участвовать в ней. Мы будем рассказывать о ходе решения этих проблем.
Комментарии