Виктор РЯБОВ, нынешний президент МГПУ, доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии образования, почетный доктор Еuro Swiss University, России известен как первый ректор -организатор Московского городского педагогического университета. Виктор Васильевич в деталях знает, кто и как основал МГПУ, как развивался вуз, какие у него были достижения. Об этом мы решили поговорить с Виктором Рябовым сегодня, на старте новой приемной кампании.
– Виктор Васильевич, Москва славится как вузовский город – тут много педагогических вузов с солидной репутацией и не менее солидной историей. Как и почему возникла идея создания городского педагогического вуза?- Сначала давайте посмотрим, какой была Москва в культурном и просветительском плане ровно сто лет назад – в 1914 году. Передо мной лежит интересная книга – «Прогулки по Москве» издательства Сабашниковых 1917 года. В Москве тогда уже было более миллиона шестисот жителей, и в ней действовали Московский университет, университет Шанявского («Народный университет»), Московские высшие женские курсы, Медицинский факультет, Психологический институт, Коммерческий институт, большое число средних, профессиональных и начальных школ. Тогда, на 1 октября 1914 года, в Московском университете учились десять тысяч восемьсот человек, на Высших женских курсах – семь тысяч восемьсот, на женских педагогических курсах – восемьсот, в университете Шанявского – четыре тысячи сто студентов. В наши дни Москва – порядка десяти миллионов жителей, огромный вузовский центр – сто двадцать государственных высших учебных заведений, несколько сотен негосударственных высших учебных заведений, студентов в Москве миллион. Это огромный массив, но Москва всегда была центром просветительским, культурным, и если говорить о девяностых годах, времени создания МГПУ (1995 год), то тогда возникла уникальная ситуация. В Москве работали МГПИ (им. В.И.Ленина), МОПИ (им. Н.К.Крупской), МГОПУ (ныне им. М.А.Шолохова), все они готовили учителей, но в то же время в 1993-1994 годах в столице было от четырех с половиной до пяти тысяч вакансий в школах. Конечно, это беспокоило и Правительство Москвы, и Департамент образования. В те годы педагогические вузы стали переходить на классические специальности, «выдавливая» педагогические и предлагая своим выпускникам в будущем научную деятельность, хотя в те годы назрел кризис и в российской науке, выпускники вузов были не востребованы, научные учреждения постепенно сжимались. Так что в целом федеральные вузы не были озабочены потребностями Москвы в области педагогического образования.Правительство Москвы и Департамент образования начали искать пути решения проблемы, Министерство образования РФ предложило открыть на базе МГПИ отделение подготовки учителей для Москвы. Но у Любови Кезиной возникла идея создания городского педагогического вуза для Москвы, Правительство Москвы идею поддержало. Исходили из того, что в Москве всегда был городской университет – университет Шанявского, Московские высшие педагогические курсы, существовала и система среднего педагогического образования, училища педагогические. Так как в Москве с 1930-х годов до 1962 года действовал Московский городской педагогический институт имени Потемкина, были предложения вести летопись городского университета от него или даже дальше – от Высших женских педагогических курсов. Но я сказал тогда: ничего подобного, университет нужно создавать заново. Я всегда, как выпускник классического университета, отстаивал идею классического образования для педагогов. Идея заключалась в том, чтобы наш университет соединял в себе черты педагогического и классического образования. Не могу не сказать слов благодарности в адрес руководителей московского образования – Любови Кезиной, Ольги Ларионовой, Исаака Калины, которые на протяжении всех лет жизни университета оказывали ему поддержку и заботились о его развитии.На сегодняшний день в Москве осталось, собственно, три педагогических вуза – МПГУ (федеральный вуз), МГППУ и Московский городской педагогический университет. Практически мы сейчас стали базовым региональным вузом, который по праву претендует на статус регионального базового центра педагогического образования.- Московский городской педагогический университет создан в 1995 году, лихие 90-е вроде бы не самое лучшее время для созидания?- Знаете, в те годы только Москва, Петербург, а из регионов Самара и Нижний Новгород как-то еще находили средства для выплаты зарплат учителям, а в большинстве регионов зарплату задерживали или не платили вовсе. Да, престиж учительского труда был низким, тем не менее именно в это время Москвой была осознана необходимость создания вуза для подготовки учителей, Правительство Москвы пошло на довольно серьезные затраты, были построены несколько учебных комплексов. Строили в 2008-2009 годах, в пору экономического кризиса, а нам давали деньги, мы строили, развивались, создавали учебно-материальную базу, вышли на нормы по студенческим аудиториям, то есть были постоянно в динамике. Наш путь – от восьмисот человек, которых мы взяли в 1995 году, до пятнадцати-шестнадцати тысяч студентов. С первого года у нас был конкурс три человека на место, все эти годы он практически не снижался. Так что получается, что в лихие девяностые, в тяжелое время, мы пошли не по пути создания какого-нибудь чахлого института, а создавали университет, который мог бы готовить профессиональную элиту педагогической Москвы. Не случайно МГПУ уже через год-два получил право на создание диссертационных советов, за десять-пятнадцать лет сложился вуз, университет. Наша история уникальна. Вообще-то университеты складываются веками, к счастью, нам повезло, мы смогли в столице к пятнадцатому году своего существования иметь в своем составе двадцать один процент профессоров и докторов наук, каждый пятый преподаватель университета имеет высшую профессиональную квалификацию.- 19-летняя история жизни МГПУ – это история становления современного, успешного вуза. Как вы думаете, почему университету удалось так быстро войти в число лучших педагогических вузов страны? Может быть, существует какой-то секрет успеха?- Я вам повторю формулу успеха, придуманную мною когда-то: «Закон движения вперед – сомневайся, думай, решай!». Секрет успеха… С самого начала благодаря и вниманию властей, и тому, что сразу стал складываться профессиональный научно-педагогический состав, мы разработали концепцию развития университета, в которой заложили самые принципиальные фундаментальные вещи. Первое – университет – научно-образовательный комплекс, органическое единство науки и образования. Без этого, без профессионализма, трудно готовить современные кадры. Кадровая политика вуза заключалась в том, чтобы брать к нам людей, имеющих не просто высшее профессиональное образование и ученую степень, а профессионалов высочайшего класса, имеющих достижения в науке. Второе – соединение традиций российского педагогического образования, а они очень мощные, с традициями классического образования. С первых лет мы лицензировали, аккредитовывали не только педагогические специальности, но и специальности классического университета. Третье – мы пошли по линии многопрофильности университетской подготовки. Это очень важно, когда в составе не «голая» педагогика, а фундаментальные гуманитарные специальности – исторические, филологические. Мы имеем серьезные специальности в области менеджмента, управления, социологии, массовых коммуникаций, художественно-графический факультет, музыкально-педагогический факультет. Это та «оболочка», в которой должен вариться студент, будущий учитель, который может взять из этого разнообразия возможностей многое для будущей работы. Четвертое – нам удалось довольно рано, к концу первого пятилетия МГПУ, создать Научно-исследовательский институт столичного образования. Замечу, что ни один педагогический вуз Москвы не имеет в своем составе научный центр, штатное научное подразделение, в котором работают выдающиеся педагоги.Мы решили еще одну задачу: уже на четвертом-пятом году существования МГПУ пришли к убеждению, что без тесной связи со школой, с самой системой образования университет не выживет и хороших учителей не подготовит. Таким образом, мы пошли на беспрецедентный шаг (не только в масштабе Москвы, но и России) – ввели непрерывную педагогическую практику на пятом году обучения в течение целого учебного года в школе. Эта практика не только себя оправдала, она дала удивительные результаты: восемьдесят с лишним процентов ребят, которые уходили на педагогическую практику, оставались не просто в школах, а именно в тех коллективах, где проходили практику. При направлении на практику мы всегда учитываем пожелания студентов: например, кто-то просит направить его в школу, где учился сам и где его помнят учеником. Одна из наших проблем сейчас – при переходе на новый стандарт, бакалавриат и магистратуру мы лишаемся этого мощного рычага качественной подготовки учителя. Поэтому у нас родилась идея педагогической интернатуры – это эксперимент, и нам его разрешили. Идея такова – после окончания вуза (по примеру, кстати, и западных университетов) осуществлять «доводку» мастерства выпускника на базе лучших школ Москвы. На четвертом-пятом году жизни МГПУ мы уже имели около ста пятидесяти школ разного профиля, с которыми были заключены творческие договоры о сотрудничестве и в которых нам удалось создать экспериментальные, а затем и инновационные площадки. В результате появились не только совместные творческие проекты, но и совместные научно-педагогические коллективы.Кстати, хочу сказать, что все эти годы мы много работали, не занимаясь такой, знаете, яростной саморекламой, набор студентов шел через систему наших подшефных школ, через наших выпускников. Большинство абитуриентов, которые приходят к нам сейчас, – дети работников бюджетной сферы: учителей, врачей, работников вузов, социальных работников.Я считаю, что наш вуз – редкий пример того, что на протяжении всех лет у нас не было (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!) серьезных правонарушений среди студентов, не фиксировали случаи наркомании, мы не знаем, что такое молодежная преступность, а это очень важно для педагогического вуза. Причина? Мы не отказывались от советского опыта воспитательной работы в вузе, с самого начала в МГПУ была должность проректора по воспитательной работе. Воспитание важно, но не советское воспитание, а нравственное, патриотическое воспитание молодого человека, будущего педагога, личности. У нас на всех «этажах» университета, в деканатах, в институтах всегда был человек, который занимался воспитательной работой, тогда как в других вузах давно от этого отказались. Мы разрабатывали целые программы воспитательной работы, создавали творческие объединения студентов, хотя нам сложнее, чем другим, – у нас множество корпусов, в девяти из десяти префектур Москвы есть наши здания.Да, идет двадцатый год жизни университета, нам, наверное, есть чем похвалиться, хотя существуют и проблемы, которые надо решать. Но мы можем назвать себя успешным вузом, коллективом, который готовит успешных выпускников.- В духе времени нынче происходят слияния и объединения вузов. Вот и МГПУ объединился с МГПИ. Что стало с педагогическим коллективом некогда успешного столичного гуманитарно-педагогического института? Что будет с коллективом не менее успешной МГАДА? Не пропадет ли втуне мощный научно-педагогический потенциал этих двух вузов?- Тут я бы отметил прежде всего, что университет ни с кем не сливался, с юридической точки зрения объединение и присоединение – две разные вещи. Реорганизация произошла путем присоединения к нам МГПИ и МГАДА, такая правовая формула звучит в постановлении и приказе. Что касается МГПИ и МГАДА, то эти вузы создавали на базе училищ: МГПИ – педагогического, МГАДА – на базе колледжа, который готовил специалистов в области менеджмента. Эти вузы несли с собой до момента присоединения традиции среднего специального образования, но все-таки уровень вуза и уровень колледжа разные, по кадрам это разный профессиональный уровень. Люди, которые руководили колледжем, скажем, пришли руководить и вузом, и здесь, конечно, свои проблемы возникают. В то же время есть достойные люди, которые пришли в МГПУ с этими вузами, они занимают достойное место в университете, руководят центрами, успешно работают.МГПИ, например, в свое время начал успешный проект – создание своей школы. Институт воспользовался тем, что ему было передано здание школы взамен одного из корпусов, в нем была образована школа. Бурно она начала развиваться уже после присоединения МГПИ к университету, в следующем году в нашей школе будут обучать не менее трехсот учащихся. Ученый совет МГПУ недавно рассматривал вопрос о развитии этой школы, мы договорились, что будем развивать эту школу как лабораторию, как площадку для апробации нового педагогического опыта, тех новых явлений, которые рождает сама педагогическая жизнь. Там очень хороший директор, доктор психологических наук Сергей Степанов, до того он возглавлял Павловскую гимназию, у него большой опыт, и он достойно будет далее развивать университетскую школу. Что касается МГАДА, та часть коллектива, которая представляла юридическое образование, вольется в юридический институт МГПУ, а часть менеджмента вольется в институт менеджмента, там же в рамках института будет колледж. Я думаю, что появляется уникальная возможность соединения в двух институтах опыта университета и академии, этот процесс пройдет успешно.- МГПУ вышел из «шинели» МПГУ, сегодня эти два университета находятся на образовательном рынке, но пути развития, судя по всему, у них разные: МПГУ целится на общегуманитарный бакалавриат, МГПУ – на магистратуру. А не проще было бы объединить усилия, слившись в единое целое?- МГПУ создавали как университет, который должен быть новым словом в подготовке педагогических кадров, в этом смысле перед ним были поставлены соответствующие задачи. За прошедшие годы мы решили такие проблемы, что в Министерстве образования и в Департаменте образования было принято решение: поручить МПГУ подготовку в основном общегуманитарного бакалавриата, а МГПУ развивать подготовку на уровне магистратуры. Это связано, конечно, с уровнем научно-педагогического коллектива, который может решить эти задачи. Мы в своем развитии не «выходили из шинели МПГУ», а комплектовались за счет не только МПГУ, а еще и МГУ, МФТИ, других ведущих вузов Москвы.Не проще ли было объединить усилия? Нет, я думаю, что нам надо в хорошем смысле конкурировать в подготовке кадров. Мы достигаем решения очень серьезной задачи – обеспечения академической мобильности студентов, ведь бакалавр из МПГУ должен по идее прийти к нам для продолжения обучения. Наличие двух научных центров, один из которых ведет бакалавриат, а другой магистратуру, важно и для сравнения качества образования по многим показателям, так что в итоге такой подход кажется мне очень разумным.- Нынче многие былые педвузы меняют вывеску на вывеску классических университетов. Не нанесет ли это косметическое изменение ущерба традициям отечественного педобразования?- Не стал бы говорить о «нынче», этот процесс идет уже много лет, последними по времени в этом смысле были областной педуниверситет (ныне МГОУ) и МГГУ имени Шолохова. Насколько мне известно, были выделены новые направления подготовки, но вузы лишились многих кадров, которые работали на педагогических направлениях подготовки. Трудно сказать, я не обладаю всей полнотой информации по этим вузам, но в целом в России когда-то было более ста педагогических вузов (в СССР их было более двухсот), а осталось около сорока. Многие либо перешли в педагогические факультеты классических вузов, либо преобразованы (в Самаре, например, педагогический университет, который я возглавлял, будучи еще совсем молодым, преобразовали в Поволжскую государственную социально-гуманитарную академию). Происходило это по разным причинам, где-то под давлением местных властей, якобы нужна экономия средств. В сентябре 2011 года мы проводили Форум педагогических вузов России, где присутствовали не только ректоры педвузов, но и десятка полтора ректоров классических вузов. На мой взгляд, странно, что у нас началась эта полемика – педагогический вуз или классический, ведь любой классический университет может подготовить хорошего педагога, а в хорошем педвузе можно подготовить ученого или высококлассного специалиста. Выступая на форуме, я привел цифры: порядка восьмидесяти процентов победителей конкурса «Учитель года России» – выпускники педагогических вузов. Надеяться на то, что, скажем, выпускники МГУ бросятся и закроют собой все педагогические вакансии, мне кажется, глупо.В конечном итоге «смена вывески» ничего не дает, кроме, наверное, удовлетворения амбиций руководства вуза. Надо признать, что педагогическое образование переживает определенный кризис, нам надо сделать все, чтобы власти поняли – педагогические вузы необходимы, никакие реформы, никакие стандарты, никакие формулы, придуманные в министерстве, не принесут того успеха, который приносит хороший учитель – каждый день, своим появлением в классе и работой с детьми. Учитель – выпускник педагогического университета, от него все и зависит: что он несет детям, какой багаж, как его подготовили, чему он может учить. Все проявляется в нем, в учителе, а остальное от лукавого.Не случайно мы задумались о том, что нам надо создавать новые формы деятельности университета. Мы три года ведем проект по созданию базового регионального центра педагогического образования. Этот проект финансируют, он вошел в план Департамента образования. Мы определили критерии, каким он должен быть, этот региональный центр, – это структура с юридическим лицом, возможность университета в своих полномочиях осуществлять, распространять в педагогическом образовании новые учебно-методические наработки и новые технологии обучения. К такой роли наш университет готов, сейчас мы завершаем третий этап, мы будем готовы внести в Правительство Москвы предложение о придании нашему университету статуса регионального базового центра педагогического образования.- Многие страны сегодня возрождают ту систему педагогического образования – колледжи и педвузы, что была некогда в России. Не придется ли и России через некоторое время пойти тем же путем?- Да, многие вузы России сейчас имеют в своем составе колледжи, школы. У МГПУ есть и гуманитарно-правовой колледж, и университетская школа, существует также перспектива присоединения нескольких педагогических колледжей. Это даст нам возможность ребят из колледжа сразу доучивать на уровне высшего образования, а не плодить учителей с незаконченным высшим образованием для московских школ. Некоторые регионы уже решили эту проблему, Москва здесь несколько отстала. В свое время эти колледжи решили проблему подготовки учителей для начальной школы, воспитателей детских садов, в чем Москва нуждалась, но сегодня надо принять радикальное решение, с тем чтобы мы в этой сфере сразу ребят подтягивали на уровень высшего образования, как минимум бакалавриата. Так что мы как раз идем путем «колледж – вуз».- Дает ли МГПУ своим зарубежным коллегам модель подготовки современного учителя? Если да, то в каких странах она востребована?- МГПУ действительный член Международной ассоциации университетов при ЮНЕСКО (International Association of Universities), а с 2011 года – член Ассоциации ректоров педагогических университетов Европы (Ассоциация университетов Европы). Недавно оргкомитет принял решение о принятии нас в Евразийскую ассоциацию университетов, также не так давно была создана Ассоциация университетов России и Китая, членом которой мы стали. Соответствующее соглашение было подписано во время визита в Китай нашего ректора Игоря Реморенко.- 90-е годы славились учителями-новаторами. Почему сегодня нет таких ярких педагогов, которые могут своим опытом потрясти пусть не мир, но страну и своих коллег уж точно?- Я думаю, что у каждого времени свои новаторы, те самые новаторы появились скорее в конце восьмидесятых: Шаталов, Амонашвили, Никитин внесли свой вклад в развитие школы, были удостоены звания «Народный учитель СССР», это звание позже изменилось на «Народный учитель России». А сейчас я, например, горжусь своими выпускниками, у нас ведь многие из них имеют уже десяти-пятнадцатилетний стаж работы в школе. Антон Молев, учитель года Москвы, окончил МГПУ десять лет назад, а Яна Иванцова, также победитель этого конкурса, выпускница 2007 года, Сергей Цыбульский стал финалистом конкурса «Педагог года Москвы» в этом году. Все они очень сильные педагоги, я думаю, что их можно назвать новаторами, это очень высокий уровень мастерства. Я многие годы был членом Большого жюри конкурса, хорошо представляю себе этих ребят в классе, они могут вести за собой учеников.Если в конце восьмидесятых мы говорили о новаторах как о единичном явлении, то в наше время можно говорить о новаторах как о факте не массовом, но довольно частом. В Москве, как известно, рейтингуют все школы, в числе педагогов школ первой сотни – в каждой из них – есть свои новаторы. Посмотрите, ведь Москва сейчас имеет уникальные результаты по международным предметным олимпиадам, ведь они не берутся ниоткуда, это заслуга всех учителей, учителей-новаторов.- Выпускники МГПУ – победители профессиональных конкурсов педагогического мастерства, выпускники МГПУ – молодые учителя московских школ. Личностные качества, конечно, играют свою роль, но система подготовки студентов университета, видимо, в целом направлена на выпуск людей успешных?- Конечно, хотелось бы, чтобы университет выпускал сплошь людей успешных, причем во всех направлениях подготовки. Возьмем, например, такую «непедагогическую» специальность, как пиар, специалисты по связям с общественностью: наши выпускники востребованы во многих организациях. Приведу еще один пример – у нас великолепный юридический факультет. Казалось бы, юрфак в педагогическом вузе, но там работают около двадцати докторов наук, профессоров – правоведов, юристов. МГПУ – единственный из педагогических вузов России получил аккредитацию Ассоциации юристов России. Административно-правовые органы Москвы, с которыми мы имеем договоры, постоянно запрашивают наших выпускников для работы, недавно Московский городской суд вышел с ходатайством в правительство, чтобы нам разрешили готовить мировых судей, под это департамент дал дополнительные бюджетные места, и сейчас эту программу реализуют в университете.- Удается ли МГПУ услышать вызовы времени и подготовить специалистов, способных выжить в жесткой среде мегаполиса?- Да, мы живем не в безвоздушном пространстве, нам приходится думать о том, как выживать, число бюджетных мест несколько сокращается, приходится бороться за абитуриента, предлагать ему новые образовательные программы, давать студенту больше самостоятельности, право выбора курсов, предоставлять возможность академической мобильности. У нас есть хорошие связи с Китаем, Японией, сотрудничество с европейскими вузами, например, с Байройтским университетом в Баварии, что позволяет нашим студентам получить двойной диплом. Эта тенденция будет расширяться, тем более что пришел новый проректор по международным связям, он активно работает в этом направлении. Сложность МГПУ была в том, что мы не располагали общежитием, но сейчас Департамент образования выделил нам его, и это направление деятельности вуза будет развиваться.- Что, на ваш взгляд, ждет МГПУ в будущем и как будущее университета связано с его прошлым?- Будущее университета связано, конечно, с запросами Москвы. Мы ведь не только закрываем вакансии и готовим педагогов для Москвы, мы оказываем серьезную помощь социальным службам столицы, к нам постоянно поступают запросы по трудоустройству выпускников. МГПУ готовит и социальных работников, и психологов (классических и психологов-практиков), юристов, ведет подготовку и управленческих кадров – повышение квалификации по программам «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Менеджмент в образовании», программы магистратуры также будут развиваться.- Какова, на ваш взгляд, роль личности в педагогике?- Я думаю, что ответ на этот вопрос известен – один человек не так много может сделать. Кстати, и успех МГПУ во многом связан с тем, что здесь с самого начала собралась великолепная команда. Люди пришли из разных вузов, но нас объединяла одна цель – создать хороший вуз, способный выпускать хорошие кадры, чтобы на московское образование никогда не упала тень неудачи, неуспеха. Мне кажется, нам это удалось. Нас объединила идея служения этому городу, науке, этим ребятам, которые приходят учиться в университет. Отсюда и наша атмосфера, которую редко сейчас можно встретить в вузе, – атмосфера партнерства, сотрудничества преподавателя и студента, взаимоуважения. За все годы жизни МГПУ у нас был только один случай попытки получения денег за экзамен, преподаватель был вызван в мой кабинет и мгновенно написал заявление об уходе, у нас такие люди не приживаются.Умение создать такую атмосферу – большое искусство, заслуга руководителей институтов, факультетов, кафедр, преподавателей. Мне многие говорили: «Заходишь к вам в университет – люди улыбаются, здороваются… В чем секрет?» Секрета особого нет, просто нужно это сохранять, если это уйдет, уйдет все, ведь без человеческого общения, той самой атмосферы невозможно создать настоящего человека и профессионала.
Комментарии