search
main
0

Межпредметные диагностики – возможность повысить качество образования

​Московский центр качества образования второй год проводит межпредметные диагностики для оценки метапредметных результатов обучения.

Как известно, во ФГОС основной и средней школы к метапредметным результатам относят и овладение учащимися межпредметными понятиями. Этому важному направлению в Москве посвящены отдельные диагностики, которые разрабатывают и проводят на базе как предметов социально-гуманитарного цикла, так и предметов естественно-научного цикла.Каковы подходы к разработке инструментария для оценки межпредметных понятий?Для блоков социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин мы использует разные подходы.Для предметов социально-гуманитарного цикла вклад каждого из предметов в формирование межпредметных понятий связан с его спецификой, например, история с помощью описания жизни отдельных стран и народов в определенные исторические периоды, фактов, реальных событий, которые происходили в то или иное время жизни и деятельности исторических личностей, дает учащимся конкретное представление о социальных проявлениях, предъявляет конкретный смысл общих для социально-гуманитарных дисциплин понятий. Литература с помощью присущих ей специфических образных средств наглядно, эмоционально, ярко представляет существенные социальные процессы и явления, отражаемые ведущими для социально-гуманитарного образования понятиями. Обществознание формирует обобщенное, достаточно абстрактное представление о жизненных процессах и явлениях, отражающееся в понятиях и нуждающееся в конкретизации. Исторический и литературный материалы в этой связи выступают как конкретизирующее, иллюстративное основание для анализа социальных процессов и явлений, изучаемых обществознанием. Кроме того, обществоведческий курс вводит некоторые знания, касающиеся понятий как логических категорий, предлагает задания на осуществление правильных логических операций с понятиями, что в конечном счете направлено на их усвоение.Инструментарий для оценки овладения межпредметными понятиями в области социально-гуманитарных дисциплин строится на основе работы учащегося с одним понятием высокого уровня обобщения. В этом году мы проводили диагностику в 10-х классах, такими понятиями стали «государственная власть», «семья», «мораль», «отношения человека и природы».При выполнении заданий предполагалась работа с основным понятием на основе средств и способов, специфичных для каждого из предметов социально-гуманитарного цикла. Общим при этом было обращение к текстам как носителям информации. В каждый вариант были включены фрагменты художественных (прозаических или поэтических) и научных или научно-популярных текстов. Опора на фрагменты текстов давала возможность минимизировать обращение к памяти учащихся и акцентировать внимание на проверке понимания содержания рассматриваемых понятий и их адекватного применения.Задания, включенные в диагностическую работу, были сгруппированы на основе заложенных в них требований в три блока:- работа с понятиями;- работа с предложенным текстом;- конструирование собственного текста.Каждый из этих блоков включал умения, в совокупности отражающие определенную степень овладения проверяемыми понятиями. На основании кодификатора для диагностики овладения межпредметными понятиями в области предметов социально-гуманитарного цикла каждому заданию была дана характеристика в соответствии с тем понятием или умением, на проверку которого оно направлено.Для межпредметных понятий предметов естественно-научного цикла мы используем другие подходы к построению измерительных материалов. Здесь освоение межпредметных понятий и закономерностей направлено на понимание учащимися единства материи, форм ее движения, а также общих законов развития материального мира. Только на таком фундаменте возможно развитие у учащихся системного мышления и научного мировоззрения как ведущих критериев качества естественно-научного образования. Факторами выделения межпредметных понятий в естественно-научном цикле стали признаки и свойства объектов познания, а также закономерности, присущие объектам и процессам.В качестве предмета диагностики для класса выделяют те понятия, которые формируют в рамках нескольких предметов, либо те, что формируют преимущественно в рамках одного предмета, но используют в контексте других предметов. В измерительных материалах учащимся предлагают одинаковые модели заданий, проверяющие освоение одного и того же умения, но сконструированные на материале разных предметов (физики, химии и биологии).В этом году для диагностики в 9-х классах предметом проверки стали такие межпредметные понятия:- понятия о строении вещества (молекула как мельчайшая частица вещества, строение атома и атомного ядра), а также о строении живой материи (клетка как основа строения и жизнедеятельности животных и растений);- понятие о превращении вещества, применение законов сохранения при превращениях молекул и атомных ядер;- электромагнитное излучение, шкала электромагнитного излучения, основные свойства и применение электромагнитного излучения различных диапазонов.Проявляют ли школы интерес к межпредметным диагностикам?Уже в течение трех лет в Москве запись на независимые диагностики осуществляют образовательные организации на добровольной основе, межпредметные диагностики демонстрируют высокий уровень востребованности: по сравнению с прошлым годом общее число участников этих диагностик возросло почти на 17%. Сравнительные данные об участии московских школьников в межпредметных диагностиках приведены в таблице 1.Таблица 1Каковы основные результаты межпредметных диагностик?По результатам выполнения работы на базе предметов социально-гуманитарного цикла средний тестовый балл составил 16,8 балла, средний процент выполнения теста – 54%. Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов представлено на диаграмме 1.По результатам выполнения естественно-научного теста средний тестовый балл составил 13,5 балла, средний процент выполнения теста – 52%. На диаграмме 2 приведено распределение учащихся по тестовым баллам.Из диаграмм 1 и 2 видно, что измерительные материалы удовлетворяют требованиям к нормативно ориентированным тестам и хорошо дифференцируют обучающихся по уровням освоения межпредметных понятий. По результатам диагностик было выделено четыре группы обучающихся с разным уровнем подготовки. На диаграмме 3 приведено распределение учащихся по группам с разным уровнем подготовки в сравнении для двух диагностик.Диагностика межпредметных понятий гуманитарного цикла продемонстрировала более высокие результаты освоения проверяемых понятий, чем диагностика естественно-научного профиля.Результаты межпредметных диагностик хорошо коррелируют со школьными отметками. В таблице 2 приведены средние баллы выполнения теста различными по школьной успеваемости группами учащихся (школьная успеваемость по предметам гуманитарного цикла определялась исходя из представленных школами отметок по истории, обществознанию и литературе).Таблица 2Как видно из таблицы 2, хорошо и отлично успевающие по предметам гуманитарного цикла учащиеся демонстрируют повышенный и высокий уровни овладения межпредметными понятиями.О каких достижениях и дефицитах в освоении межпредметных понятий говорят результаты диагностик?Для группы учащихся, продемонстрировавших по результатам гуманитарной диагностики низкий уровень подготовки, не отмечается достижения уровня усвоения ни по одному из представленных в кодификаторе проверяемых элементов. Можно отметить относительную успешность выполнения лишь отдельных заданий, построенных на привычном контексте и требующих нахождения информации, представленной в явном виде в текстах.Для группы учащихся, достигших по результатам диагностики среднего уровня, наиболее освоенными оказались умения распознавать понятия, близкие по смыслу (с заданиями на проверку этого умения справились учащиеся, оказавшиеся в этой группе), а также умения распознавать признаки понятий и отражающих их социальных объектов, распознавать понятия по приводимым признакам, применять правильно раскрытое в смысловом отношении понятие в заданном контексте, формулировать выводы на основе информации, отражающей понятия или их признаки.У учащихся с низким и средним уровнем подготовки отсутствуют умения сравнивать понятия и их признаки, иллюстрировать (конкретизировать) примерами признаки понятия, анализировать представленную информацию, касающуюся понятия или отражаемой им социальной реалии, раскрывать смысл авторского высказывания, касающегося понятия, с опорой на знания, социальные факты и жизненный опыт, а также умения, связанные с конструированием собственного текста, отражающего рассматриваемые понятия. Учащиеся со средним и низким уровнем подготовки не умеют переходить от частного к общему, строить развернутое аргументированное высказывание.Для группы учащихся, продемонстрировавших повышенный уровень подготовки, характерно освоение умения сравнивать признаки (проявления) понятий и отражающих их социальных объектов, раскрывать смысл авторского высказывания, касающегося понятия, оценивать приведенные суждения, касающиеся рассматриваемого понятия. Важные учебные достижения учащихся этой группы – это умения раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных понятий, выстраивать развернутое высказывание относительно признаков (проявлений) понятия.Дефицитными для учащихся повышенного уровня подготовки оказались умения раскрывать смысл понятий в предлагаемом контексте, формулировать и аргументировать самостоятельные оценочные суждения, объяснения, выводы на основе информации, касающейся понятий или их признаков.Небольшой процент учащихся, достигших высокого уровня, продемонстрировали усвоение всех проверяемых межпредметных понятий не только на базовом и повышенном, но и на высоком уровне сложности. Эта группа учащихся успешно оперирует межпредметными понятиями в контексте различных предметов социально-гуманитарного цикла, показывает способность к интеграции и переносу знаний из одной предметной области в другую, демонстрирует необходимую для данного этапа обучения системность социально-гуманитарных представлений.Для диагностики на базе предметов естественно-научного цикла группа учащихся с низким уровнем подготовки составила 6% от общего числа участников. Для этих учащихся не отмечается достижения уровня усвоения ни по одной из групп проверяемых понятий. Учащиеся справились лишь с отдельными заданиями, оценивающими сформированность понятий о строении молекул и атомов, о превращении энергии в физических, химических и биологических процессах, а также умений извлекать информацию, представленную с помощью таблиц или графиков.Для группы со средним уровнем подготовки отмечена сформированность таких умений и видов деятельности: описание строения молекул и атомов, физических и химических свойств веществ, узнавание ядерных и химических реакций; чтение графиков зависимости величин, характеризующих физические, химические или биологические процессы.Сложными для групп учащихся с низким и средним уровнем подготовки оказались задания на проверку сформированности понятий о шкале электромагнитного излучения, о свойствах электромагнитного излучения; большинство заданий на описание процессов, связанных с физическими и химическими превращениями веществ; все задания с развернутым ответом, требующие от учащихся формулировки не только ответа, но и его логического обоснования.Повышенный уровень подготовки продемонстрировали более половины тестируемых. Для этой группы дополнительно к элементам, усвоенным предыдущей группой, отмечено освоение таких элементов: шкала и свойства электромагнитного излучения, применение электромагнитного излучения в различных приборах; описание свойств веществ и превращения веществ в физических, химических и биологических процессах.Учащиеся, достигшие высокого уровня подготовки, как наиболее подготовленная группа продемонстрировали усвоение всех проверяемых в данной диагностике межпредметных понятий. В диагностической работе использовались задания, построенные на едином практико-ориентированном контексте. Выполнение этих заданий потребовало от учащихся умения оперировать межпредметными понятиями во внеучебной ситуации, переносить знания из одной предметной области в другую, демонстрируя сформированность системности естественно-научных представлений. С такими заданиями успешно справились только учащиеся с высоким уровнем подготовки.По результатам диагностик проведен подробный анализ выполнения групп заданий, проверяющих отдельные межпредметные понятия, который опубликован на сайте МЦКО (www.mcko.ru). Подробный анализ и рекомендации по совершенствованию процесса обучения востребованы как администрацией школ, так и учителями, стремящимися лучше осуществлять межпредметное взаимодействие.Какие выводы можно сделать на основании результатов двух межпредметных диагностик?В рамках предметов социально-гуманитарного цикла учащиеся более свободно оперируют понятиями при работе с текстами, которые им знакомы по школьной программе, испытывают затруднения при работе с малознакомыми и незнакомыми текстами. Лишь хорошо подготовленные учащиеся продемонстрировали понимание содержания предложенных текстов, умение детализировать, правильно интерпретировать текст.Процент выполнения заданий, составленных на основе художественных текстов, более высок, чем процент выполнения заданий, составленных на основе научного текста, что говорит о том, что смысловое чтение, чтение и понимание художественного текста представляют собой более освоенный вид учебной деятельности, а понимание научного текста (исторического документа) более сложная интеллектуальная операция, она нуждается в целенаправленном развитии, совершенствовании.Наиболее проблемными для социально-гуманитарных дисциплин оказались задания, проверяющие такие умения, как выстраивание развернутого высказывания, раскрытие конкретно-исторического и общечеловеческого содержания изученных понятий, формулирование и аргументация самостоятельных оценочных суждений, объяснений, выводов. Только 4% девятиклассников продемонстрировали высокую культуру при выполнении заданий, проверяющих сложные комплексные умения, обращаясь к историческим, литературным и жизненным источникам, логично выстраивая свои рассуждения и аргументируя собственную точку зрения, проявляя нешаблонное представление об анализируемых понятиях.Результаты диагностики на базе предметов естественно-научного цикла показали, что десятиклассники успешно освоили межпредметные понятия (молекулы, атомы, строение атома, вещество, различные виды энергии). Но зафиксированы трудности при выполнении заданий, предполагающих использование межпредметного понятия «энергия» для описания различных физических, химических и биологических процессов, а также заданий на описание шкалы электромагнитного излучения, свойств и применения электромагнитного излучения. Отмечены серьезные дефициты при выполнении заданий, сконструированных на межпредметном контексте. Этот факт, с одной стороны, позволяет говорить о том, что в используемых учебно-методических комплектах предметов естественно-научного цикла межпредметные связи прослеживаются в недостаточной степени, с другой стороны, вероятно, существует проблема недостаточно эффективного межпредметного взаимодействия в рамках отдельных образовательных организаций.Сегодня можно сделать вывод, что измерительные материалы по оценке межпредметных понятий – реальный инструмент, который дает возможность администрации и методическим объединениям школ усиливать межпредметные связи и обеспечивать эффективное межпредметное взаимодействие.Алексей РЫТОВ, руководитель Московского центра качества образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте