Школьная реформа во Франции: пример, как не надо делатьВ последние 20 лет критиковать российское образование, особенно школьное, очень модно как в политической, так и в образовательной среде. Причем обычно российскую школу сравнивают не в ее пользу с советской системой или школьным образованием в Европе. «Европейское образование» – это всегда звучит очень престижно, дорого, качественно. Тем не менее далеко не все в странах Европы действительно является предметом гордости. Одна из самых ярких дискуссионных тем – это система школьного образования во Франции. Вот уже несколько лет политики всех мастей обсуждают пути ее реформирования, и это не менее острый вопрос, чем реформа образования в России.
Больше всего французы гордятся своей ecole maternelle, которая, по сути, является аналогом российского детского сада. Тем не менее дети от 3 до 5 лет ходят именно в школу. И это не просто игра слов: образовательному процессу на начальных этапах школы уделяется самое пристальное внимание, в то время как в России функция детского сада – это преимущественно социальная адаптация и общее развитие. Ecole maternelle – это, пожалуй, самый успешный продукт французской системы образования. Несмотря на некоторый дефицит детских садов, туда могут попасть практически все дети, это бесплатно, но не обязательно, хотя на сегодня услугами ecole maternelle пользуются почти все французские семьи с детьми. И почему бы не воспользоваться такой возможностью, если детские сады превосходно оснащены, преподавательский состав на высоком профессиональном уровне, а огромное внимание уделяется индивидуальному развитию каждого ребенка.Однако дальше со школьным образованием начинаются серьезные проблемы, которые вот уже много лет обсуждаются на правительственном уровне. После детского сада французские школьники получают пятилетнее начальное образование в ecole elementaire. То есть в течение пяти лет их готовят к реальному образовательному процессу, который начнется только в коллеже и продлится всего 4 года. В России, как видим, совсем иная пропорция – начальная школа – лишь 4 года, а неполная средняя – 5 лет. Причем, как правило, коллежи представляют собой совершенно автономное от начальной школы учебное заведение. То есть, окончив первые классы, ученики начнут получать образование по принципу «один предмет – один учитель» и будут вынуждены адаптироваться и к новому месту учебы. Однако у этой непривычной для россиян логики есть объяснение: разделение по школам позволяет отгородить малышей от учеников более старших классов, избегая ненужных конфликтов. Каждому возрасту – своя возрастная среда – это один из ключевых принципов французской школы.Но есть во французском образовании набор вечных проблем, которые не решаются из-за их финансово-экономической и социальной остроты. Например, одна из самых классических проблем – это заработная плата учителей и директоров школ: они одни из самых низких в странах Западной Европы и ОЭСР, притом что расходы на образование во Франции одни из самых высоких. Например, по итогам 2011 года государственные расходы на каждого школьника (ecole primaire и коллеж) составляли 8150 евро в год, а в расчете на каждого жителя страны это примерно 2015 евро ежегодно. На образование тратится 17% французского бюджета, в то время как зарплаты учителей на 20% ниже, чем в среднем в странах ОЭСР.Конечно, в России уровень заработной платы учителей еще далек от европейского. Однако динамика впечатляет: если в 2010 году средняя зарплата учителей по России составляла 17,4 тысячи рублей, то за I квартал 2013 года она составила уже 26 тысяч рублей в месяц.И социалисты, и правые во Франции признают, что в стране давно назрела реформа образования. Однако слишком большая социальная значимость реформы тормозит принятие даже, казалось бы, периферийных решений. Например, министр образования Франции Венсант Пейон весной этого года предложил сократить летние каникулы (которые самые длинные в Европе) на две недели. Сейчас французские школьники отдыхают июль и август, что составляет примерно 8 недель, в то время как в Европе в среднем они составляют 6 недель. И тем не менее ежегодно на каждого французского школьника приходится больше часов, чем в любой другой западноевропейской стране, а качество образования – хуже. При этом французские политики в этой сфере диаметрально противоположно смотрят на должное направление реформы. Социалисты пытаются создать дополнительно 60000 рабочих мест для учителей, но при этом сократив число рабочих часов. Правые, испытывая шок от подобных инициатив, напротив, говорят, что нужно сокращать число учителей, а оставшимся повышать зарплаты. Предлагается также расширить автономию директоров школ (они практически лишены всякой самостоятельности, даже в вопросах назначения учителей), добавить больше свободы коллежам, чья деятельность сейчас по всей Франции (не считая частные школы) полностью единообразна, делать ставку на спецификацию образовательных учреждений, а не на унификацию. И такие споры внутри страны ведутся годами, однако де-факто никаких крупных решений не принималось аж более столетия!Отдельная, не менее сложная тема – это образование в лицеях, что уже в наименьшей степени похоже на российскую систему 10-11-х классов. Профессиональные лицеи, где обучение длится всего два года, дают среднее профессиональное образование, что в целом подразумевает овладение конкретной профессией низкой или средней квалификации. Образование в общих и технологических лицеях в течение трех лет открывает возможность поступления в университеты или элитные высшие школы. По окончании лицея сдается единый госэкзамен – BAC, результаты которого автоматически засчитываются при поступлении в вуз. Однако слишком легкий доступ во Франции к высшему образованию для учеников с уровнем знаний ниже среднего приводит к тому, что первые два года в университетах выполняют де-факто функцию подготовительных курсов, по итогам которых отсеиваются сначала около 40%, а затем около 30% от оставшихся студентов.В этом смысле демократия – это, конечно, очень хорошо, равно как и общественное обсуждение социально значимых вопросов. И Россия, надо признать, сделала в этом направлении большой шаг вперед. Тот же Закон «Об образовании в РФ» прошел полноценное публичное обсуждение, и хотя многие вопросы вызывали ожесточенные дискуссии, это цивилизованная практика, позволяющая найти более оптимальные решения и расшивки для трудных задач. Французские социалисты отложили до 2015 года вопрос о сокращении на две недели школьных каникул, опасаясь протестов со стороны учителей и родителей: такими темпами реформа школы будет идти десятилетиями, не затрагивая при этом ключевые системные проблемы. В России же реформа школы взяла неплохой темп, и финансовое, технологическое, электронное обеспечение работы школьников и учителей меняется на глазах. Ведь у России сейчас есть шанс построить свое образование таким образом, чтобы в него влились и эффективные европейские практики, и сохранились базовые советские наработки, которыми тоже гордилась советская школа. И прежде чем критиковать российскую реформу образования, иногда полезно обратить внимание и на ошибки тех, кто считается примером для подражания.
Татьяна СТАНОВАЯ,руководитель аналитического департамента фонда «Центр политических технологий»
Особенности обучения на программах высшего образования в США
Дарья ХЕНКИНА, эксперт фонда «Центр политических технологий»
Работа с одаренными детьми и талантливой молодежью: мировой опыт
Анна СОРОКИНА,младший научный сотрудник лаборатории политических исследований, преподаватель кафедры политического поведения НИУ ВШЭ
Комментарии