Шестой съезд Общероссийского профсоюза образования посетила большая делегация зарубежных коллег. Во главе с генеральным секретарем Интернационала образования Фредом ван Люэном в Москву приехали руководители учительских профсоюзов Германии, Нидерландов, Азербайджана, Чехии, Беларуси, Израиля и других стран. Все они были готовы не только побольше узнать о работе российского профсоюза, но и поделиться опытом.
Педагогов приходится защищать от агрессивных учеников
Франтишек ДОБШИК, председатель Профсоюза работников образования Чехии и Моравии:
– Наш профсоюз объединяет сотрудников основных, средних школ и детских садов. Это и педагоги, и обслуживающий персонал. Мы боремся за повышение заработной платы, ведем социальный диалог с правительством и министерством образования. Конечно, профсоюз помогает в решении трудовых споров и различных рабочих проблем, возникающих у сотрудников. Например, если ученики ведут себя агрессивно по отношению к учителям. Это серьезная проблема в Западной Европе, в том числе и в Чешской республике. Школьники грубят, обзываются, снимают педагогов на мобильные телефоны, поджидая, когда учитель совершит какую-то ошибку, запнется, оговорится. Потом выкладывают это в Интернет.
Я или мой заместитель выезжаем в школу и объясняем учителю, как ему защищаться от нападок учеников, разъясняем его права во взаимоотношениях с родителями и работодателями. В таких случаях профсоюз защищает только своих членов, но когда мы боремся за повышение заработной платы, в этот момент мы представляем всех учителей. У нас нет отдельных коллективных договоров в каждой школе. Мы заключаем общий коллективный договор для всех школ Чешской республики. Мы договариваемся с правительством, с министром образования. В этом случае мы работаем для всех. Но если речь идет о персональных проблемах, которые требуют юридического вмешательства и другой помощи от профсоюза, тогда мы помогаем только нашим членам.
Ориентируемся на социальные гарантии
Александр БОЙКО, председатель Профсоюза работников народного образования и науки Республики Беларусь:
– Я с удовольствием принял приглашение наших коллег из Российской Федерации поработать на съезде. У нас в апреле тоже пройдет съезд, полным ходом идет подготовка, но, несмотря на это, я приехал в Москву, потому что у наших стран крепкие исторические связи. И наши профсоюзы поддерживают дружественные отношения. Президиумы российского, белорусского и украинского профсоюзов образования регулярно встречаются.
У нас разный уровень вхождения общества в рынок. Поэтому нам интересен опыт Украины и России, которые более продвинулись в этом направлении. А в Беларуси хорошо отработана нормативно-правовая база по социальному партнерству, и коллег очень интересует, какова социальная защита педагогических работников в нашей республике, какие социальные гарантии остались у них еще со времен социализма. Наша республика тоже развивается в рыночных отношениях, но у нас социально ориентированное государство. Поэтому в Беларуси много делается для защиты работников образования, науки и студенчества.
В профсоюзе состоят 95 процентов работников отрасли и чуть более 86 процентов студентов. Профсоюзные взносы, как и в России, составляют один процент от зарплаты или стипендии. Но у нас студенты не отчисляют деньги в Центральный Комитет, они используют их в своей первичке. Так мы поддерживаем мотивацию профсоюзного членства среди молодежи, конечно, это только один из способов, и он срабатывает.
Безусловно, нам есть чему учиться друг у друга. Например, нам интересно медицинское страхование, кредитные союзы: мы знакомимся с практикой российских коллег и будем изучать ее более детально. Интересны пенсионные фонды, но у нас другое законодательство, мы не можем просто взять и перенести этот опыт в свою республику. Он подлежит изучению и экспертизе на основании белорусского законодательства. Надеюсь, в перспективе у нас много интересных совместных проектов.
У нас тоже есть интересный опыт, например, 15-процентные скидки на санаторно-курортное обслуживание не только для всех членов профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси, но и для их детей.
Нам интересна и новая система оплаты труда, о которой много говорилось на съезде, в том числе на встрече делегатов с представителями власти. У нас осталась система, применявшаяся в Советском Союзе, но элементы НСОТ, которые мы видим во многих регионах России, в республике тоже есть. Меня заинтересовало, что мнения по поводу новой системы оплаты труда у представителей разных регионов России разделились.
«Учитель» – самое уважительное обращение
Гумбат НАГИЕВ, первый заместитель республиканского комитета Профсоюза работников образования и науки Азербайджана:
– В этом году исполняется 90 лет нашему профсоюзу. В него входят работники высшей, средней школы и всех учебных заведений, кроме научных учреждений. У Академии наук и научно-исследовательских институтов существует свой профсоюз.
Все мы выходцы из одной страны. Наша структура похожа на структуру российского профсоюза. В прошлом году мы подписали соглашение о двустороннем сотрудничестве.
Мы приезжаем в Россию на семинары по охране труда, по другим вопросам. Российские коллеги приезжают к нам. И задачи у нас схожие, потому что не только в Азербайджане, России, но и во многих других странах профсоюзы образования добиваются того, чтобы труд учителя оценивался лучше.
В нашей стране образование объявлено приоритетом в политике государства. Ремонтируются и строятся школы, ежегодно поднималась заработная плата. Теперь средняя зарплата учителя приблизительно равна средней по стране. Сейчас этот процесс временно остановился из-за кризиса. Но мы бы хотели, чтобы внимание со стороны государства к образованию было постоянным.
В России много говорят о том, что профессия и личность учителя все меньше и меньше уважается обществом. У нас все относятся к учителю с большим уважением. Если в других странах к незнакомцам обращаются «господин», «мистер» и так далее, то у нас говорят «учитель». На Востоке принято такое обращение к старшему. Люди, которые непосредственно занимаются подрастающим поколением, – это уважаемые люди в Азербайджане. Но уважать – это одно, мы считаем, что и труд учителя должен оцениваться очень высоко. Мы бы хотели, чтобы учитель действительно ни в чем не нуждался, потому что он делает очень много, посвящая своему призванию всю жизнь. Мы работаем над этим и учимся у вас.
Солидарность – основа успеха
Янка ТАКЕВА, председатель Профсоюза учителей Болгарии:
– Наш профсоюз – самый многочисленный в Болгарии. Он объединяет 67 процентов учителей школ и работников детских садов. У работников высшего образования и науки в Болгарии есть свой профсоюз.
Мы успешно взаимодействуем с властью в рамках социального партнерства. На государственном, национальном уровне нашим партнером выступает министерство образования. На региональном – областные администрации, а на уровне общин – кметы, или по-русски – мэрии. Наши социальные договоры на всех уровнях заключаются на три года. Но, кроме того, мы ведем активные протестные действия.
Так, в 2007 году профсоюз организовал забастовку, которая проходила 42 дня. В Болгарии были закрыты все школы и детские сады. Акцию поддержали даже те, кто не состоит в профсоюзе. Тогда была очень сложная ситуация, но мы с помощью забастовки достигли больших результатов. Государство выделило большие деньги на образование, учителям в два раза была повышена заработная плата. Сейчас она выше средней по стране на 14 процентов.
Кроме того, мы приняли два очень важных документа. Первый – «Модуль карьерного развития учителей». Болгарские учителя теперь имеют пять должностей: младший учитель, учитель, старший учитель, главный учитель и учитель-методист. Педагоги получают дополнительные надбавки за каждую должность. Второй документ – это «Модуль дифференциации заработной платы». В конце каждого года учителя получают дополнительные деньги за достижения в образовательном процессе. Это не премия, а именно дифференцированная зарплата, которая рассчитывается по разработанным критериям, а премия выплачивается дополнительно. Мы считаем эти документы важными, так как они стимулируют педагогов работать качественно, а также создают заинтересованность у молодых учителей в профессиональном росте.
У нас в профсоюзе есть Пенсионный фонд для членов профсоюзных организаций, фонд «Безработица», с помощью социального фонда мы помогаем нашим работникам и их семьям, когда они в этом нуждаются.
Мы подписали коллективный договор с министром образования, по которому студенты педагогических вузов – дети членов профсоюза, получают дополнительную стипендию от государства. Так мы поддерживаем династии учителей Болгарии.
Комментарии